Слайд 1Создание и функционирование самоуправления в коллективе учащихся
Слайд 21. Самоуправление как средство воспитания личности учащегося и коллектива.
2. Проблемы
создания и развития самоуправления учащихся в учреждениях образования.
3. Понятие самоуправление
в коллективе учащихся, его функции и принципы.
4. Структура самоуправления.
5. Позиция педагогов в системе самоуправления коллектива учащихся. Оценка эффективности.
Слайд 3Самоуправление как средство воспитания личности учащегося и коллектива
Слайд 4Этимологически термин «автономия» происходит от греческого слова «autos» – «сам»
и «nomos» – «закон», что означает «самоуправляемый», который сам себя
детерминирует, а не является проводником чужой воли и не выполняет чужие приказы.
Слайд 5Самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их
самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых
целей («Педагогический энциклопедический словарь»).
Слайд 6Самоуправление – целенаправленная, конкретная систематическая, организованная и прогнозируемая по результатам
деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления, направленные на
решение задач, стоящих перед учреждением образования (Н.И.Приходько).
Слайд 7Самоуправление – это самостоятельность учащихся в проявлении инициативы, принятии решения
и его самореализации в интересах своего коллектива или организации (В.Т.
Кабуш).
Слайд 8Существенные признаки самоуправления:
1. Наличие ограничений:
- границы, очерчивающие «территорию», на которой действует самоуправление;
- нормативные ограничения, которыми обусловлены принципы и порядок деятельности самоуправления.
2. Наличие
собственной компетенции, собственного круга дел, не совпадающего с компетенцией иных органов и связанных (например, Совет общежития).
3. Самостоятельность в решении вопросов.
4. Ответственность перед коллективом.
Слайд 9Грамотно организованное самоуправление создает систему отношений ответственной зависимости при равноправии
учащихся: учит их умению приказывать и подчиняться, предъявлять требования и
выполнять их, быть организатором и исполнителем.
Слайд 10Наличие в коллективе подлинного самоуправления меняет характер воспитательного процесса в
УО, так как позволяет воплотить в жизнь модель тех социальных
качеств, которые в своей совокупности являют облик социально зрелой личности:
- общественная направленность; осознанность и добровольность выбора социальных ценностей;
- стремление к общему согласию и взаимопониманию;
- критическое мышление; способность к социальному творчеству;
- осознанная причастность к проблемам коллектива и интересам общества;
- развитое чувство ответственности и долга;
- социально ориентированный характер потребностей учащихся в самоутверждении, самоопределении.
Слайд 11Проблемы создания и развития самоуправления учащихся в учреждениях образования
Слайд 12Наиболее существенны следующие ошибки:
– отсутствие четкости в разграничении понятий «управление»,
«соуправление», «самоуправление»;
– создание системы самоуправления по образцу и подобию гражданского
общества и его политического устройства, основанного на разделении законодательной, исполнительной и судебной власти;
– подмена подлинного самоуправления так называемыми днями самоуправления, когда учащимся предоставляется возможность «самостоятельно» решать все вопросы жизни коллектива.
Слайд 13Наиболее существенны следующие ошибки:
– заимствование структуры самоуправления из других коллективов,
перенос чужого опыта без учета особенностей своего коллектива;
– отсутствие тесной
взаимосвязи, взаимозависимости между всеми созданными в коллективе органами и уполномоченными;
– отстраненность педагогического коллектива от деятельности самоуправления или, наоборот, полное подчинение его своей воле;
– сведение деятельности органов самоуправления к выполнению контролирующих, по существу, «надзирательских» функций.
Слайд 14В исследованиях А.С. Прутченкова, И.С. Фатова выделены наиболее типичные организационные
просчеты:
отсутствие необходимой и достаточной нормативно-правовой базы, учитывающей специфику данной учреждения
образования;
определенная закрытость и изолированность органов ученического самоуправления;
отсутствие систематической работы по отбору (выявлению) и подготовке актива ученического самоуправления;
отсутствие системы подготовки и повышения квалификации педагогических работников в сфере самоуправления.
Слайд 15В исследованиях А.С. Прутченкова, И.С. Фатова выделены наиболее типичные организационные
просчеты:
перенос профессионального стиля педагога на общение с органами ученического самоуправления;
игнорирование
педагогического потенциала родительской общественности;
формализация процесса внедрения ученического самоуправления;
абсолютизация принципа «Сначала делается то, чего хотят дети».
Слайд 16К методическим ошибкам педагогов можно отнести следующие:
смещение акцента работы органов
ученического самоуправления только на досуговую деятельность;
ошибочное толкование (использование) юридических терминов;
игнорирование мнения меньшинства;
замкнутость только на своем учреждении образования;
отсутствие постоянно выделенного помещения и времени для работы органов ученического самоуправления.
Слайд 17Развитие содержания деятельности коллектива должно идти в направлении от развлекательного
характера проводимых дел, удовлетворения эгоистических, потребительских интересов учащихся ко все
большему насыщению жизнедеятельности коллектива общественно значимой деятельностью.
Слайд 18Понятие самоуправления в коллективе учащихся, его функции и принципы
Слайд 19Основными целями ученического самоуправления являются: демократизация жизни ученического коллектива и
формирование у учащихся готовности к участию в управлении обществом.
Слайд 20В процессе деятельности органов самоуправления:
- формируется культура общения молодежи,
-
происходит приобщение к нормам и традициям учебного заведения,
- осознается собственная
роль в группе сверстников,
- активизируется коллективная досуговая деятельность,
- развиваются лидерские качества.
Слайд 21Значение и роль самоуправления в учреждениях профессионального образования можно рассматривать
в трех аспектах:
средство подготовки к активной общественной деятельности;
форма воспитания определенных
нравственных качеств учащихся;
принцип организации коллектива.
Слайд 22Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН
от 20 ноября 1989 года).
Статья 12 Государства-участники обеспечивают ребенку, способному
сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
Слайд 23Кодекс Республики Беларусь от 13.01.2011 № 243-З (ред. от 04.01.2014,
с изм. от 18.07.2016) «Кодекс Республики Беларусь об образовании».
Статья
31 (гл.5) Кодекса определяет основные права обучающихся, а именно: обучающиеся в соответствии с настоящим Кодексом имеют право на участие в управлении учреждением образования.
Слайд 24Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 № 65-З (ред. от 10.01.2011)
«Об основах государственной молодежной политики».
Закон Республики Беларусь
«О государственной
поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» от 9 ноября 1999 г. № 305-3.
Слайд 25Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь
(утв. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 15.07.2015г. № 82).
Программа непрерывного
воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы (утв. Министерством образования 22 февраля 2016 г. № 9).
Слайд 26Основные требования к организации воспитания детей и учащейся молодежи:
создание условий
для развития творческих способностей детей и учащейся молодежи, включение их
в различные виды социально значимой деятельности;
педагогическая поддержка органов самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.
Слайд 27Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 250 «Об
утверждении Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 –
2020 годы».
Задача 4. Оказание поддержки социально значимым и общественным инициативам молодежи, органам ученического и студенческого самоуправления, активизация деятельности детских и молодежных общественных объединений.
Слайд 28Приказ Министра образования Республики Беларусь от 14.11.2016 № 902 «Об
организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях образования и мерах
по повышению ее эффективности».
Инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2019/2020 учебном году».
Слайд 29В 2018/2019 учебном году количество учащихся, входящих в органы ученического
самоуправления составило в УПТО – 15 776 человек (33,1%), в УССО
– 20 449 человек (30,6%).
Слайд 30Вовлечение учащихся в ученическое самоуправление:
Слайд 31Система ученического самоуправления формируется на основании следующих требований:
- наличие
органа самоуправления в каждой группе учащихся;
- создание органа самоуправления
(сектора) для каждого направления работы;
- определение организатора для каждого творческого дела;
- определение конкретного поручения для каждого учащегося;
- обеспечение действенных прав и обязанностей членам исполнительных органов самоуправления;
- координация действий всех органов самоуправления;
- обучение представителей актива в школе лидеров (организаторов).
Слайд 32Характерные черты системы ученического самоуправления:
- субъектами ученического самоуправления являются специально
создаваемые органы ученического самоуправления, ученические общественные организации;
- объектами ученического самоуправления
являются учащиеся и их коллективы;
- механизм ученического самоуправления и вся его система функционируют в сфере управления учреждением образования при постоянном сочетании интересов и запросов субъектов и объектов ученического самоуправления;
- основой для становления и развития системы ученического самоуправления являются ученические коллективы и активность самих учащихся.
Слайд 33Характерные черты системы ученического самоуправления:
- каждый участник ученического самоуправления становится
носителем не только ряда образовательных функций, но и функций управления
жизнедеятельностью учебного заведения;
- интересы и запросы учащихся, их коллективов оказывают непосредственное влияние на формирование органов ученического самоуправления, определение их полномочий и направлений деятельности;
- наиболее характерными методами деятельности субъектов ученического самоуправления являются убеждение, воспитание, применение мер моральной и материальной заинтересованности, общественного принуждения.
Слайд 34В системе воспитательного процесса УО самоуправление учащихся выполняет ряд важнейших
функций:
ценностно-мотивационная;
коллективообразующая;
организационно-управленческая.
Слайд 35Принципы организации самоуправления:
• принцип демократичности, предполагающий возможность выполнения любых организаторских
(исполнительских) функций каждым членом коллектива на основе выборности, коллективного решения
и учета общественного мнения;
• принцип сменяемости функций руководства и подчинения в установленные сроки;
• принцип гласности и контроля за деятельностью всех органов и уполномоченных, что обеспечивает информированность членов коллектива об их работе, повышает ответственность актива перед коллективом.
Слайд 36Принципы организации самоуправления:
• принцип построения самоуправления снизу вверх: от первичного
коллектива учебной группы к коллективу УО, а не наоборот;
• принцип
предметности деятельности, то есть органы самоуправления создаются для организации соответствующей деятельности;
• принцип согласия означает, что принятое решение обязательно для выполнения всеми участниками процесса и не подлежит дальнейшему обсуждению.
Слайд 38Структура самоуправления в коллективе учащихся представляет собой совокупность взаимосвязанных определенным
образом структурных элементов, в качестве которых выступают органы самоуправления (советы,
комиссии, творческие группы и т. п.).
Слайд 39Базой системы самоуправления является первичный коллектив – группа. Структура самоуправления
первичных коллективов и составляет первый уровень системы самоуправления учреждения образования
в целом. С этого уровня и начинают формировать целостную систему самоуправления.
Второй уровень структуры самоуправления составляет самоуправление в УО.
Слайд 40Технология оформления структуры у первичных коллективов на 1-м уровне включает
следующие шаги:
• выделение ведущих видов деятельности учащихся в группе;
• определение
органов самоуправления под каждый вид деятельности;
• распределение всех учащихся группы в выделенные органы самоуправления (комиссии, советы и др.);
• выявление лидера в каждом органе самоуправления;
• лидеры всех органов самоуправления группы составляют совет группы или бюро;
• из состава совета группы избирается председатель совета всего коллектива учащихся и его заместитель, остальные – его члены.
Слайд 41Высшим органом (законодательным) самоуправления группы является собрание.
Каждый орган самоуправления в
группе может иметь свое название, например, комиссия «Знание», «Здоровье» и
т. д.
Слайд 42Первичные коллективы составляют основу самоуправления. Именно в учебной группе создаются
рабочие органы, соответствующие видам деятельности (познавательная, трудовая, политическая, художественно-творческая, спортивная
и т. д.).
Слайд 44Позиция педагогов в системе самоуправления коллектива учащихся. Оценка эффективности
Слайд 45Помощь педагогов состоит:
• в создании в учебном коллективе целостной системы
самоуправления учащихся, начиная от группы и заканчивая коллективом УПО;
• внесении
корректив в структуру органов по мере развития коллектива, обогащении содержания его деятельности;
• создании исполнительных органов, определении их наименования и структуры;
• определении функций и содержания деятельности органов самоуправления.
Слайд 46Помощь педагогов состоит:
• постановке перед ними конкретных учебно-воспитательных, производственных, культурно-бытовых
и других задач;
• определении форм и методов организационно-методической помощи органам
самоуправления со стороны администрации, педагогов;
• периодическом анализе результатов деятельности всех структур самоуправления;
• использовании эффективной системы поощрения.
Слайд 47Помощь педагогов состоит:
• организации постоянно действующего семинара актива, обеспечивающего формирование
необходимых организаторских умений и навыков;
• поддержании авторитета органов самоуправления и
их уполномоченных;
• предоставлении органам самоуправления, их уполномоченным реальных прав;
• доверии (делегировании) органам самоуправления, активу организацию и проведение серьезных и важных мероприятий.
Слайд 48Реальным воплощением педагогических гарантий является наличие в коллективе четко разработанного
и зафиксированного круга обязанностей и прав каждого органа и уполномоченного
Слайд 491. Реализация четкой структурно-функциональной модели ученического самоуправления учебной группы;
1.1. наличие
четкой системы органа ученического самоуправления, системы поручений;
1.2. системность деятельности с
учетом специфики учебной группы, конкретного учреждения образования;
1.3. разнообразие основных направлений деятельности с учетом структуры ученического самоуправления;
1.4. согласованность целей и задач органа ученического самоуправления учебной группы и вышестоящего органа ученического самоуправления учреждения образования, наличие конструктивных взаимоотношений с органами самоуправления иных классов (учебных групп);
1.5. активность использования информационных средств (газета (листок и др.), web-страница, социальные сети и др.);
1.6. наличие и поддержание традиций (традиционные мероприятия, праздничные даты и др.).
Слайд 502. Гибкость и технологичность модели ученического самоуправления:
2.1. демократический характер взаимодействия
учащихся;
2.2. гибкое распределение функций и обязанностей;
2.3. разнообразие форм деятельности, адекватных
цели и составу органа ученического самоуправления;
2.4. прогнозируемость результатов;
2.5. возможность измерить результаты, их соответствие поставленным цели и задачам;
2.6. позитивная мотивация участия в деятельности ученического самоуправления.
Слайд 513. Характер и содержание педагогического взаимодействия с органами ученического самоуправления:
3.1.
согласованность целей и задач куратора, мастера производственного обучения и органа
ученического самоуправления.
3.2. демократический стиль руководства куратора, мастера производственного обучения, позитивное отношение к инициативам учащихся;
3.3. участие куратора, мастера производственного обучения в подготовке и проведении мероприятий, инициированных учащимися;
3.4. наличие конструктивных взаимоотношений куратора, мастера производственного обучения и учащихся.
3.5. поддержка классным куратором, мастером производственного обучения решений, принимаемых органом самоуправления.
Слайд 524. Характер и результативность взаимодействия с первичными структурами общественных организаций
(объединений) в учреждении образования:
4.1. согласованность целей и задач органа ученического
самоуправления класса (учебной группы) и структур общественных организаций (объединений);
4.2. отсутствие дублирования в деятельности органа ученического самоуправления и актива общественных организаций и объединений (ОО «БРПО», ОО «БРСМ», профсоюзной организации*);
4.3. наличие конструктивных взаимоотношений между учащимися-представителями актива органа ученического самоуправления и общественных организаций (объединений);
4.4. поддержка решений, принимаемых органом самоуправления, со стороны актива общественных организаций (объединений).
Слайд 535. Активность и целесообразность взаимодействия с социальными партнерами района (населенного
пункта, региона, республики):
5.1. наличие и реализация при непосредственном участии органа
ученического самоуправления инициатив патриотической, краеведческой, правовой, трудовой, экологической и др. направленности;
5.2. регулярное использование объектов дополнительного образования детей и молодежи, сферы культуры, спорта и туризма органом ученического самоуправления при организации досуга учащихся;
5.3. участие по инициативе органа ученического самоуправления в республиканских и региональных акциях, конкурсах, фестивалях, слетах и т.д.;
5.4. оказание по инициативе органа ученического самоуправления шефской помощи ветеранам, пожилым людям, инвалидам, социально-педагогическим учреждениям;
5.5. организация по инициативе органа ученического самоуправления экскурсий на предприятия и организации, встреч с потенциальными работодателями.
Слайд 546. Методическая обеспеченность деятельности ученического самоуправления:
6.1. оказание куратором, мастером производственного
обучения и иными субъектами воспитательного процесса помощи активу ученического самоуправления
в планировании и ведении необходимой документации;
6.2. наличие подготовленного актива учащихся в учебной группе и системы его постоянного обучения;
6.3. оказание педагогом-организатором, библиотекарем, специалистами социально-педагогической и психологической службы помощи активу ученического самоуправления при проведении мероприятий в учебной группе;
6.4. возможность использования активом ученического самоуправления банка методических, сценарных материалов и разработок.
Слайд 557. Материально-техническая обеспеченность деятельности ученического самоуправления:
7.1. Наличие возможностей использования помещений
учреждений образования для обеспечения деятельности органа ученического самоуправления;
7.2. обеспеченность необходимыми
канцтоварами, компьютерной техникой;
7.3. доступ к материальным ресурсам учреждения образования, необходимым для проведения мероприятий (музыкальное и звукоусилительное оборудование и др.).
7.4. возможность использования финансовых ресурсов для проведения мероприятий и поощрения учащихся.
Слайд 568. Оценка деятельности ученического самоуправления со стороны партнеров учреждения образования
и социальной среды:
8.1. оценка деятельности органа ученического самоуправления учебной группы
куратором, мастером производственного обучения;
8.2. авторитетность органа ученического самоуправления учебной группы, оценка его деятельности вышестоящими органами самоуправления;
8.3. оценка деятельности органа ученического самоуправления учебной группы законными представителями учащихся;
8.4. оценка деятельности органа ученического самоуправления учебной группы общественностью микрорайона учреждения образования, общественными организациями, иными учреждениям и организациями.
Слайд 57В Полоцком колледже Витебского государственного университета имени П.М. Машерова локальным
нормативным документом, регламентирующим работу органов ученического самоуправления в колледже, является
Положение о работе органов ученического самоуправления в Полоцком колледже ВГУ имени П.М. Машерова.
Слайд 58Основная цель ученического самоуправления в колледже – совместное решение управленческих
задач, создание оптимальных условий для включения обучающихся в разнообразную содержательную
коллективную деятельность, стимулирование к социальной активности и творчеству.
Слайд 59Основными задачами являются:
- подготовка учащихся к выполнению важных социальных, управленческих
функций в коллективе, обществе;
- социализация личности;
- повышение активности всех учащихся
в общественной жизни коллектива, воспитание организаторских качеств личности;
- формирование коллективистской психологии поведения, высокой дисциплины, ответственности и организованности;
- повышение ответственности органов самоуправления и самих учащихся за принятие и реализацию коллективных решений;
- идеологическое воспитание личности учащегося.
Слайд 60Структуру органов самоуправления в колледже условно можно разделить на 3
уровня:
- самоуправление учащихся в учебных группах;
- самоуправление учащихся в
колледже;
- самоуправление учащихся в общежитии.
Слайд 61В состав актива органа самоуправления в учебных группах включены:
-
староста;
- заместитель старосты;
- профорг;
- секретарь ПО ОО «БРСМ»;
-
члены совета группы (по секторам).
Слайд 62Секторы совета группы:
учебный;
информационно-идеологический;
физкультурно-спортивный;
трудовой;
культурно-массовый;
охраны правопорядка;
редакционный.
Слайд 63Высшим совещательным органом учащихся Полоцкого колледжа ВГУ имени П.М. Машерова
является САМИТ (совет активных, молодых, инициативных, творческих).
САМИТ призван содействовать
педагогическому коллективу колледжа в работе по улучшению организации образовательного процесса, по повышению качества знаний учащихся, по привлечению учащихся к активному участию в общественной жизни учебного заведения.
Слайд 64В состав САМИТа входят представители следующих органов:
актива учебной группы
(старосты, профорги, секретари ПО ОО «БРСМ»);
совета музея колледжа;
совета
общежития;
актива объединений по интересам, творческих коллективов;
актива волонтёрских отрядов;
актива молодежного отряда охраны правопорядка (МООП);
актива антинаркотического отряда «НаркоПост»;
редактор газеты колледжа «#Восьмаяпара».
Слайд 65САМИТ возглавляет актив, который формируется на учебный год и состоит
из:
председателя и заместителя председателя (избираются среди старост учебных
групп);
председателя профкома учащихся;
секретаря ПО ОО «БРСМ»;
председателя совета общежития;
редактора газеты «Восьмая пара»;
старост учебных групп.
Слайд 66В своей деятельности САМИТ выполняет следующие функции:
- организационную;
- представительскую;
- информационно-пропагандистскую.
Слайд 67Члены САМИТа имеют право:
координировать и направлять работу актива учебных групп;
представлять
учащихся колледжа в совете трудового коллектива, на педагогических советах, на
совете профилактики, на родительских собраниях;
планировать и проводить различные коллективные творческие дела;
принимать решения по вопросам общественной жизни колледжа;
вносить предложения администрации по улучшению образовательного процесса, бытовых условий проживания в общежитии учащихся;
рассматривать и принимать решения по вопросам организации внеурочной, спортивно-массовой, культурно-воспитательной деятельности;
вносить предложения администрации об улучшении организации учебно-воспитательного процесса, о выделении средств на проведение различных мероприятий.
Слайд 68Обязанности членов САМИТа:
выявление интересов учащихся, организация и участие в делах
колледжа;
распределение обязанностей по организации и проведению общеколледжных мероприятий;
работа с
активами учебных групп;
организация деятельности учащихся в области самообслуживания;
внесение предложений по надбавкам к стипендии учащимся колледжа за успехи в учебе, научной и общественной работе;
информирование учащихся о решениях САМИТа и администрации.
Слайд 69Актуальные вопросы организации деятельности органов ученического самоуправления обсуждаются на Молодёжном
форуме колледжа (сентябрь, декабрь)