Слайд 1Создание педагогических условий для достижения личностных результатов обучения детей с
ОВЗ
Автор проекта: Бербешкина Людмила Aлексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ
СОШ №4 г. Рассказово
Тамбовской области
Слайд 2
«В человеке заключено много задатков, и наша задача
– развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самых
зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».
И. Кант
Слайд 3Актуальность
Данный проект позволит изменить отношение к организации процесса обучения детей
с ОВЗ как к важному мотивирующему фактору, к процессу добывания
и применения знаний через инновационные технологии, способные обеспечить социализацию личности и полноценное участие её в жизни общества на максимальном для нее уровне успешности
Слайд 4Противоречия
Между:
коллективной формой обучения , использованием традиционных форм и методов обучения
и индивидуальным развитием личности каждого ребёнка;
необходимостью объективной оценки деятельности обучающихся
и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов сформированности личностных компетенций;
рациональной позицией учителя и эмоциональной позицией ученика;
Слайд 5
Проблема
Как средствами технологии обучения на деятельностной основе в рамках инклюзивного
образования сформировать личность, грамотную, нравственно здоровую, умеющую быстро адаптироваться к
реалиям сегодняшней действительности?
Слайд 6Цель
Повышение учебной мотивации детей с ОВЗ посредством технологии обучения на
деятельностной основе и других инновационных технологий на уроках русского языка
и литературы
Слайд 7Направления деятельности
Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и
тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать.
Формирование умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Слайд 8Задачи
изучить познавательные интересы детей с ОВЗ, определить пути их формирования
на уроках русского языка и литературы;
подобрать оптимальные инновационные технологии, способствующие
формированию положительной мотивации, ориентации на процесс «приобретения знаний»;
выявить и обобщить наиболее продуктивные на современном этапе развития образования пути и средства повышения мотивации учения у обучающихся с ОВЗ;
сформировать активность обучающихся, проявляющейся в силе и устойчивости познавательных потребностей.
Слайд 9Новизна
принята Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утверждённая
постановлением Правительства РФ от 17.03.2011г., №175;
выявлен, теоретически обоснован и экспериментально
проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы повышения учебной мотивации детей с ОВЗ посредством технологии обучения на деятельностной основе;
разработаны адаптивные рабочие программы учебных курсов с включением в них элементов коррекционно-развивающего обучения; индивидуальные образовательные маршруты;
разработана и реализована система уроков нового типа, творческих заданий, использования элементов современных педагогических технологий, ИКТ, комплекс различных приёмов, способствующих систематизации знаний обучающихся и активизации мыслительной и творческой деятельности.
Слайд 10Сроки реализации проекта
Педагогический проект рассчитан на 2,5 года
Участники проекта:
Дети с
ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №4 (корпус 6),
учитель,
психолог,
родители.
Слайд 11Структура деятельности по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Выявление
Планирование
Контроль
Оценка результатов
Коррекция
– сопровождение - профилактика
Анализ
Прогнозирование и обучение
Подготовительный этап
Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические или психологические недостатки, которые препятствуют освоению образовательной программы без создания специальных условий для получения образования
Слайд 14Средства диагностики
Тест для определения уровня мотивации обучения: «Методика изучения мотивации
учения подростков» по методике
М.Р. Гинзбурга.
Тест для
определения личностной тревожности и самооценки обучающихся «Методика Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина».
Опросник «Настроение на уроке».
Слайд 15Планируемые образовательные результаты
Формирование учебной мотивации обучающихся с ОВЗ в непрерывном
совершенствовании, развитии и реализации их личностных компетенций;
повышение грамотности обучающихся;
повышение качества
знаний по русскому языку и литературе;
повышение качества знаний на Г(И)А – ОГЭ, ГВЭ -по русскому языку.
Слайд 18Результаты мониторинга уровня тревожности
Слайд 19Результаты диагностики эмоционального самочувствия обучающихся
«Настроение на уроке»
Слайд 21Отношение обучающихся к предмету
Слайд 26Практическая значимость
проекта и перспектива
Проект может быть использован учителями-словесниками.
www.openclass.ru
В
перспективе – овладение приемами и методами технологии дистанционного обучения
Слайд 27Выводы
Цель проекта достигнута: у обучающихся с ОВЗ повысился уровень учебной
мотивации (преобладает средний и достаточный уровень учебной мотивации).
Развитие мотивов, связанных
с содержанием и процессом учения, позволило также повысить качество знаний и средний балл по русскому языку у обучающихся с ОВЗ.
Использование в учебной деятельности методов и приёмов технологии обучения на деятельностной основе способствовало не только формированию положительной мотивации детей, но и развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активности личности.
Слайд 28Информационные источники
Закон «Об образовании»
ФГОС ООО
Методические рекомендации по обучению детей с
ОВЗ в общеобразовательной школе, -Тамбов, 2012.
Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного
обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя/А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 383 с.
Круглова О.С. Технология проектного обучения. «Завуч» №6, 2012.
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация обучения и её воспитание у школьников.- М., 2011.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Полат Е.С.-М., 2010.
www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
www.rsl.ru – Сайт Российской государственной библиотеки
www.it-n.ru – Сеть творческих учителей
www.pedsovet.ru – Всероссийский интернет-педсовет
www.kidsbook.narod.ru или www.megabook.ru - Сайт Бесплатной электронной библиотеки детской литературы KIDSBOOK
www.openclass.ru - Сетевое сообщество творческих учителей
Слайд 29
Будьте здоровы!
Спасибо за внимание!