Слайд 1КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Артемьева Г.Н., канд.пед.наук,
доцент кафедры
ПОиР НВГУ,
8 922 424 0565,
artemyevagn@mail.ru
Слайд 2ВОПРОСЫ:
Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки кадров.
Компетентностный
подход в профессиональной подготовке бакалавра.
Модель профессиональной компетентности специалиста. Виды
компетенций.
Содержание основных понятий компетентностного подхода.
Структура профессиональной компетентности
Слайд 3БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ:
профессиональное образование,
профессия,
специальность,
квалификация,
Федеральный государственный образовательный стандарт
(ФГОС),
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО),
основная
образовательная программа (ООП),
компетентность,
компетенции,
Индивидуальное задание: дополнить список (по необходимости)
Владение специальной терминологией является важным показателем усвоения содержания дисциплины и готовности к профессиональному диалогу
Слайд 4АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Предмет, задачи, основные проблемы, методы исследования психологии профессиональной деятельности,
как отрасли психологической науки и практики.
ПСИХОЛОГИЯ ПРОФ.ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - отрасль
прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкций личности.
ОБЛАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристика профессиональной деятельности.
ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- взаимодействие личности и профессии.
ПРЕДМЕТ - психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности.
МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научных теорий и вынесения практических рекомендаций.
Слайд 5АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
2. Понятие профессиональной деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это совокупность функций,
действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей
в соответствии с профессией
3. Основные общепсихологические свойства профессиональной деятельности.
4. Психологическая структура профессиональной деятельности.
5. Виды адаптации к профессиональной деятельности.
АДАПТАЦИЯ (от лат. adaptare - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям
Слайд 6АКТУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ» - процесс взаимодействия личности и
профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм
профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии
ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ – интеграция в профессию и профессиональное сообщество
РЕЗЮМЕ:
В отечественном опыте профессиональной адаптации молодых специалистов нет единых подходов и технологий. Проблема «обновляемости» кадрового капитала не решена.
В США и странах Европы имеется опыт профессиональной адаптации молодых специалистов через программы «интеграции». Результатом является остановка «вращающихся дверей» и воспроизводство кадрового капитала.
Слайд 7Вопрос 1. РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
«… Динамизм современной цивилизации, наращивание ее культурного слоя, усиление
социальной роли личности, возвышение ее потребностей, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии предполагает замену формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь»
/Федеральная программа развития образования/
Слайд 8Вопрос 1. РОЛЬ И МЕСТО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В условиях развития экономики и общества в целом происходит
коренное изменение образовательной парадигмы:
предлагается вариативное содержание образования,
появляются новые педагогические технологии, современные концепции и идеи
Динамичность общественного развития предполагает, что
профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и предусматривает необходимость непрерывного образования, процесса постоянного повышения своей профессиональной компетентности
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания высшего профессионального образования в XXI веке стал КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая господствующей частью научного сообщества и объединяющая, тем самым, большинство его членов. «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения», — писал Томас Кун (1968).
Слайд 9Вопрос 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА
Введение в научный
аппарат категории КОМПЕТЕНТНОСТЬ и разграничение понятий компетенция/ компетентность (competence &
competencies)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ стала рассматриваться как личностная категория КОМПЕТЕНЦИИ превратились в единицы учебной программы и стали входить в компетентность
КОМПЕТЕНТНОСТЬ можно представить как КОМПЛЕКС КОМПЕТЕНЦИЙ, то есть наблюдаемых проявлений успешной продуктивной деятельности
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(1960г-1970г)
Слайд 10Вопрос 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА
Категории КОМПЕТЕНЦИЯ/ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
используются в теории и практике обучения неродному языку, описании профессионализма
в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению.
Выделяются компоненты КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: лингвистический, дискурсивный, прагматический, стратегический и социокультурный.
В 1990 году этот список расширяется Советом Европы и вводятся дополнительно ЯЗЫКОВАЯ И УЧЕБНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ.
В трудах Дж. Равена впервые обращено внимание на психологическую природу компетентности, на проблемы формирования компетентности на разных возрастных ступенях развития человека, рассматриваются условия, необходимые для формирования и развития компетентности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ определяется как углублённое знание, состояние адекватного выполнения задачи, способность к актуальному выполнению деятельности
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (1971г-1990г)
Слайд 11Вопрос 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (1971г-1990г)
Выделены ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ:
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
как способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими, готовность к принятию ответственности за результаты своего труда, владение приёмами профессионального обучения;
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности; умение решать профессиональные типовые задачи и оценивать результаты своего труда; способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодолению профессиональных кризисов и деформаций.
Слайд 12Вопрос 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (1971г-1990г)
Определены ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:
позволяют решать сложные
задачи (неалгоритмические);
полифункциональны (позволяют решать разные задачи из одного поля);
переносимы на разные социальные поля (на разные области деятельности);
требуют сложной ментальной организованности (включения интеллектуальных, эмоциональных качеств);
сложно устроены и для реализации требуют целого набора навыков (навыки сотрудничества, понимания, аргументации, планирования...);
реализуются на разных уровнях (от элементарного до глубокого).
Слайд 13Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(1971г-1990г)
Помимо ключевых компетенций, общих для всех предметных областей, выделяются
и предметные компетенции
ПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД не отрицает знаний, но он акцентирует внимание на способности использования полученного знания
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ при использовании компетентностного подхода описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала
Слайд 14Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 - по настоящее время)
Исследования КОМПЕТЕНТНОСТИ как научной
категории в России характеризуется появлением работ А.К. Марковой (1993г, 1996г), где ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ всесторонне рассматривается в контексте психологии труда.
КОМПЕТЕНТНОСТЬ (по А.К. Марковой)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ характеризует конкретного человека (или его действия)
КОМПЕТЕНТНОСТЬ - сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции
Слайд 15Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 - по настоящее время)
Основываясь на трудах зарубежных
учёных и Н.В.Кузьминой, А.К.Маркова выделяет четыре вида компетентности:
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие.
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения.
ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд не напряженно, без усталости и даже с освежающим эффектом
Слайд 16Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 - по настоящее время)
В вид компетентности А.К.Маркова
включает общие межпрофессиональные компоненты:
в СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - способность к планированию производственных процессов, умения работать с компьютером, с оргтехникой, чтение технической документации, ручные навыки;
в ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения; способность находить нестандартные решения (реактивность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, самостоятельно приобретать новые знания и умения;
в ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ - мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм
Слайд 17Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
(с 1991 - по настоящее время)
После подписания Болонской декларации
появились новые инструменты и инициативы, содействующие реализации целей формирования общего европейского пространства высшего образования, среди них Проект «Настройка образовательных структур» направленный на реализацию целей Болонской декларации.
Его задачи - «определение точек конвергенции и выработка общего понимания содержания квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения».
Была предпринята попытка определить набор общих компетенций, которые были разделены на три категории:
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ,
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ,
СИСТЕМНЫЕ.
Слайд 18Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ВКЛЮЧАЮТ:
когнитивные способности: способность понимать
и использовать идеи и соображения;
методологические способности: способность понимать и
управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем;
технологические умения: умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления;
лингвистические умения, коммуникативные компетенции.
Конкретизированный набор ВКЛЮЧАЕТ:
Способности к анализу и синтезу.
Способность к организации и планированию.
Базовые общие знания.
Базовые знания по профессии.
Коммуникативные навыки в родном языке.
Элементарные компьютерные навыки.
Навыки управления информацией (способность извлекать и анализировать информацию из различных источников).
Способность решать проблемы.
Способность принимать решения.
Слайд 19Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ - индивидуальные способности
умение
выражать чувства и отношения,
критическое осмысление и способность к самокритике,
социальные
навыки, связанные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства
Конкретизированный набор ВКЛЮЧАЕТ:
Способность к критике и самокритике.
Способность работать в команде.
Межличностные навыки.
Способность работать в междисциплинарной команде.
Способность взаимодействовать с экспертами в других предметных областях.
Способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия.
Способность работать в международном контексте.
Приверженность этическим ценностям.
Слайд 20Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
СИСТЕМНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
сочетание понимания, отношения и
знания, позволяющее воспринимать и принимать, каким образом части целого соотносятся
друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе;
способность планировать изменения с целью совершенствовования системы и конструировать новые системы.
Системные компетенции требуют освоения инструментальных и базовых как основы.
ВКЛЮЧАЮТ:
Способность применять знания на практике.
Исследовательские способности.
Способность к обучению.
Способности к адаптации к новым ситуациям.
Способность к генерации новых идей (творчеству).
Способность к лидерству.
Понимание культур и обычаев других стран.
Способность работать автономно.
Способность к разработке проектов и их управлению.
Способность к инициативе и предпринимательству.
Ответственность за качество.
Воля к успеху.
Слайд 21Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Способность продемонстрировать знание основ
и истории дисциплины.
Способность логично и последовательно представить освоенное знание.
Способность контектуализировать новую информацию и дать ее толкование.
Умение продемонстрировать понимание общей структуры дисциплины и связь между поддисциплинами.
Способность понимать и использовать методы критического анализа и развития теорий. Способность правильно использовать методы и техники дисциплины.
Способность оценить качество исследований в данной предметной области.
Способность понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.
Владеть предметной областью на продвинутом уровне, то есть владеть новейшими методами и техниками (исследования), знать новейшие теории и их интерпретации.
Критически отслеживать и осмысливать развитие теории и практики.
Владеть методами независимого исследования и уметь объяснять его результаты на продвинутом уровне.
Быть способным внести оригинальный вклад в дисциплину в соответствии с канонами данной предметной области, например, в рамках квалификационной работы. Продемонстрировать оригинальность и творческий подход.
Овладеть компетенциями на профессиональном уровне.
Слайд 22Вопрос 3. МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
РЕЗЮМЕ:
Исследователи отмечают ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ, считают, что они включают не только когнитивные и
операционно- технологические составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную стороны.
Учёные фиксируют сложный характер этого явления как в определении, так и оценке.
Слайд 23Вопрос 4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - комплексный
ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром
в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных компетенций.
Требования к профессиональной компетентности могут быть представлены в виде ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА набором профессиональных компетенций, которые необходимо сформировать у студента по мере освоения программ высшего профессионального образования, обеспечивающих развитие личности в целом, делая упор на
интеллектуальное,
личностное,
эмоциональное и
общественное развитие посредством овладения всеми областями знания.
Слайд 24Вопрос 4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ - это
профиль личности в контексте непрерывного образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ СТУДЕНТА -
ключевой компонент, объединяющий все программы высшего профессионального образования.
ПРОФИЛЬ - не портрет преуспевающего студента.
Акцент делается на процесс учения и развития.
ПРОФИЛЬ рассматривается как карта непрерывного образования, целью которого является формирование и развитие профессиональной компетентности на основе интернационального мышления.
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ есть условие создания сообщества мирно сосуществующих людей, исповедующих межкультурное взаимопонимание и уважение друг к другу.
Слайд 25Вопрос 4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
«КОМПЕТЕНЦИИ – это некоторые
внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы
ценностей и отношений). Которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях»
КОМПЕТЕНЦИИ не являются раз и на всегда данными новообразованиями. Они находятся в постоянном развитии и обновлении.
По мере развития компетентности человека в той или иной сфере деятельности, они укрупняются и интегрируются с другими компетенциями, проявляясь в новом качестве, представляя спираль диалектического развития.
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ зависит от изменяющихся условий и требований общества к тому или иному виду деятельности, а также развитием ценностных установок.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД - «метод моделирования и проектирования результатов образования»
/В.И. Байденко/
Слайд 26Вопрос 5. СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В СОСТАВ КОМПЕТЕНЦИИ ВХОДИТ долговременная
готовность как интегративное личностное образование, (включающее в себя
мотивационный,
эмоционально-волевой
установочно- поведенческий и
оценочный компоненты) наряду с когнитивным и поведенческим аспектами т.е. знаниями, умениями и навыками.
КОМПЕТЕНЦИИ сформулированы в терминах «готовность и способность»:
«ГОТОВНОСТЬ» соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием, включающим в себя мотивационный, эмоционально-волевой установочно-поведенческий и оценочный компоненты
«СПОСОБНОСТЬ» с когнитивным и поведенческим аспектами (владение знанием содержания компетенции, опытом проявления компетенции в разнообразных ситуациях).
СФОРМУЛИРОВАНЫ И ОПИСАНЫ КОМПЕТЕНЦИИ: «демонстрирует готовность и способность к …»
Слайд 27ТРИГАН (TRIGUN)
«И помни: некомпетентные люди никогда не научатся действительно эффективным способам
решения проблем. Сколько бы они ни пытались…»
Триган (Trigun) (яп. トライガン Торайган) - манга в жанре космоческого вестерна.
Автор: Ясухито Найто (1995 г.).
Cтудией Madhouse (1998 г.) fдаптирована как сериал.
Позже манга издавалась под названием «Trigun Maximum» (Триган Максимум).
Ма́нга (яп. 漫画, マンガ) – японские комиксы (называемые комикку (コミック)
Слайд 28
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
Вопросы к семинарскому занятию и задания для
самостоятельной работы находятся в отдельном файле.
Кроме того, Вы можете взять
их на сайте СДО.