Слайд 1Создание условий
для развития познавательных интересов, способностей, познавательной активности и
мотивации дошкольников
Слайд 2Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) ОТ 17 ОКТЯБРЯ 2013 Г. N 1155
Г. МОСКВА
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
ОПУБЛИКОВАНО: 25 НОЯБРЯ 2013 г.
ВСТУПАЕТ В СИЛУ: 1 января 2014 г.
Слайд 3
ФГОС III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования
Слайд 4 Что понимается под термином «развивающая среда»?
специальным образом организованное
окружающее пространство ребенка, способное оказать позитивное влияние на его самообучение
и саморазвитие (В.А.Петровский и др. авторы Концепции)
система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовного и физического развития (С.Л. Новосёловаа)
Слайд 6Цель создания комфортной развивающей
предметно- пространственной среды - это
обеспечить жизненно
важные потребности формирующейся личности: жизненные, социальные, духовные
Специальным образом
организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению, самостоятельности, творческой инициативе.
Играет роль стимулятора, движущей силы в процессе становления ребенка как личности.
Обогащает развитие ребенка.
Способствует проявлению его способностей в разных сферах детской деятельности.
Слайд 8Компоненты развивающей среды:
КОМПОНЕНТЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
взаимодействие участников образовательного процесса;
предметно-пространственная развивающая среда;
содержание
дошкольного
образования
Слайд 9Предметная среда предоставляет ребенку условия для развития и возможность отбирать
из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той
или иной деятельности. Информация побуждает к дополнительному поиску и играет роль стимулятора разных видов деятельности., обогащает развитие личности.
ПС должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Соответствовать уровню современного мира.
Ребёнок должен натыкаться на проблемы, что порождает вопросы, поддерживает их инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Проблемность даёт возможность быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность. Необходима незавершенность, которая приглашает к достраиванию, доделыванию.
Именно в таком подходе заложен механизм саморазвития и самореализации личности.
Стимулировать интерес можно, внося в среду новые игры, пособия.
Создать «Сундучок сюрпризов», «Волшебный ящичек» – где появляется что-то новое.
Слайд 10Что способствует дополнительному поиску для
достижения цели?
Поддержка различных сооружений и
конструкций .
Надо иметь – на стенах крючки, набор прищепок,
шнуры разноцветные, ткань разной фактуры, легкие платки, одеяла, мех, маленькие коврики, коробки и т.д.
Импровизированные постройки позволяют фантазировать (для камней, пуговиц, открыток и пр.)
«Главным признаком развивающих сред является проблемность», отмечает С.Л. Новосёлова
Такая среда – даёт возможность оценить свой потенциал и возможности, формирует организованность, целенаправленность, ответственность за результат своих действий и поступков, позволяет действовать, исходя из интересов и потребностей на данный момент развития.
Слайд 11Какие условия необходимы, чтобы образовательное пространство выступало как развивающая среда?
Гибкость
– способность всех компонентов образовательной среды перестраиваться.
Вариативность – изменения в
зависимости от потребностей, запросов, решаемых задач, возраста, времени года.
Взаимодействие всех структурных элементов среды.
Интегрированность, способствующую решению задач через усиление всех структур.
Открытость – участие всех участников образовательного процесса в развитии детей, изменение форм обучения, взаимодействия и воспитания.
Оказание педагогической поддержки,
незаметной для детей.
Совместное общение участников ОД.
Слайд 12На что влияет развивающая среда?
на развитие субъектной позиции.
предоставляет возможность
развить исходный творческий потенциал
пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии
сформировать объективную самооценку.
Основными требованиями к образовательной среде являются принятие ребенка дошкольного возраста и включение его в образовательный процесс, возрастная преемственность.
Слайд 13иметь зонирование
отвечать требованиям эстетики
привлекать внимание детей
побуждать к активному действию
наталкивать
ребенка на проблему
стимулировать ее решение
Во всех возрастных группах должно быть
уютное место для отдыха (уголок уединения), которое лучше оформить в спальном помещении, подиумы с мягкими игрушками, с которыми можно обнявшись полежать, лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых размещены диваны, подушки, книжки, игрушки и т.д.
Оформление предметно – развивающей среды должно
Слайд 14
Начиная с 3-х лет, у ребёнка в группе должно быть
«неприкосновенное место», где бы он мог хранить своё личное имущество:
«драгоценное» украшение, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, принесённые из дома игрушки, и пр.
Все центры (игровые зоны, поля) должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:
-программным требованиям, задачам воспитания и обучения;
-возрастным особенностям и возможностям, интересам;
-гендерным интересам
-теме проекта, сезонным изменениям.
http://refleader.ru/polatyjgeyfsaty.html
Слайд 15
При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого центрирования (зонирования).
Педагог вместе
с детьми определяет где? и как? Располагать мебель (Магазин).
Период построения среды - два месяца, а далее – ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.
Желательно чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы
Слайд 163.3.1 Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства
Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации
Слайд 18
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной
деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей
детей.
Слайд 203.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной
Вертикально пространство структурируется с помощью подиумов и полуэтажей.
Такое устройство помещения, с одной стороны, стимулирует движение (влезание, слезание, перелезание), с другой, обеспечивает «разность взгляда» – на уровне глаз, свысока, снизу вверх – позволяет немного «развести» детей, если в группе их много.