Слайд 1Специфика гуманитарных наук
Метафизичность
Проблема оснований
Программа В. Дильтея
Программа М.М. Бахтина
Специфика гуманитарной методологии
Слайд 3Бытие
Одно из центральных понятий философии
В самом широком значении - существование
Понятия
«сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производимы от «бытия» и представляют собой
его различные аспекты
Онтология—учение о бытии
Слайд 4Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще
(А.Г. Спиркин)
Фиксирует убеждение человека о существовании окружающего его мира и
самого человека в его сознании.
Отдельные вещи, явления, процессы возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.
Философская проблема мышления о бытии — чувственно воспринимаемый мир не очевиден.
Слайд 5Две традиции понимания Бытия
1. Античная (Платон, Аристотель):
эллинизм, средние века
Номинализм
(XIII-XIV вв.)
Эмпиризм
Трансцендентальный идеализм И. Канта
Математическое естествознание XVII в.
- деонтологизация, аксиологическое обоснование науки
Слайд 6Две традиции понимания Бытия
2. Мистика (У. Экхарт) и Пантеизм (XV-XVII
вв.)
Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель)
Философия жизни (Ницше, Бергсон) - деонтологизация
Феноменология,
экзистенциализм, неотомизм, русская религиозная философия — возврат к онтологии
Слайд 7Античность
Считается, что первым понятие бытие применил древнегреческий философ Парменид (540
до н. э. - 470 до н. э.)
«Бытие есть, небытия
— вовсе нет»
«Мыслить и быть есть одно и то же»
«Одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется»
«У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара»
Слайд 8
Номинализм
Бог своей волей творит единичные вещи, не нуждаясь в
идеях как их прообразах. Идеи же возникают как репрезентации (представления)
вещей, вторичные по отношению к ним (У. Оккам)
Субстанции и акциденции уравниваются
Ум - это не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие
Явления психические достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно
Слайд 9
Мистицизм
Согласно Мейстеру Экхарту, человек есть не просто творение (таков лишь
«внешний», телесный человек); как «внутренний», духовный человек он рождается в
Боге и есть Сын Божий
устраняется различие твари и творца, т. е. бытия и сущего, как его понимала христианская теология
«Поскольку нечто имеет бытие, постольку оно равно Богу... Я говорю: все твари суть Его бытие»
Слайд 10Новое время
Дух и разум теряют свой онтологический статус и выступает
как противополюс бытия
Гносеологическая проблематика становится доминирующей, а онтология перерастает в
натурфилософию
Бытие все чаще отождествляется с природой, а онтология—с естествознанием
Слайд 11
Эмпиризм
Предмет философии — тело (материя)
Сущность - лишь соединение
имен посредством слова «есть»
Духовные субстанции, если бы и существовали, то
были бы непознаваемы. Да их и нет совсем
Деонтологизация и становление механистической картины мира
Слайд 12
Понятие субстанции некоторое время сохраняется в немецком идеализме
У Канта -
«вещи в себе» - реликты субстанции, начал Бытия. Бытие, соответственно,
непознаваемо.
Поэтому мы сами определяем себя - категорический императив. Отсюда же — воля, стремление к воле и т.д.
Слайд 13
У Шеллинга Бытие результат раздвоения и самораспадения абсолюта. Бытие здесь
не тождественно благу, а скорее есть начало зла.
У Шопенгауэра Бытие
и есть зло. Неразумная воля, слепое природное влечение. Благо — уничтожение этой вечно жаждущей воли.
Слайд 14
У Ницше Бытие противоположность Духу, разуму. Волю необходимо принять, так
как воля к власти и самоутверждению составляет сущность бытия, которое
и есть «жизнь»
Жизнь—это мощь, сила, активное самоутверждение природного индивида, не связывающего себя никакими внешними по отношению к его витальности требованиями морали.
Слайд 15
У А. Бергсона Бытие поток творческих изменений, неделимая непрерывность,
длительность
У Хайдеггера человека надо понимать как «тут-бытие» (Dasein)
Бытийная структура человека
— экзистенция
«Бытие—это не Бог и не основа мира. Бытие дальше, чем все сущее, и все же ближе человеку, чем любое сущее, будь то камень, животное, произведение искусства, машина, будь то ангел или Бог. Бытие есть наиближайшее. Однако близкое остается человеку самьм далеким»
Слайд 16Вильгельм Дильтей
Поиск особый, присущий только гуманитарным наукам, характер научности
По пути
Канта
Теоретико-познавательная постановка вопроса расширяется до анализа человека и человеческого мира
в целом
"целостный человек", "тотальность человеческой природы", "полнота жизни"
Слайд 17
Познавательный субъект у Дильтея - жизнь во всей полноте ее
творческих потенций.
"Философия жизни" - "определенные переходные ступени между философией
и религиозностью, литературой и поэзией", более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека
Нацеленность на понимание жизни
Слайд 18
История — всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного
человечества..."
Человеческая жизнь не позволяет определить себя как "предмет" или "текст"
Понимание
жизни может быть развернуто только из него самого и постепенно расширено за счет переработки и усвоения нового опыта
Слайд 19Михаил Бахтин
В гуманитарном познании доминирующими становятся процессы и взаимодействия с
исследуемым материалом посредством индивидуализирующего описания, субъективного понимания, истолкования, интерпретации и
построения типологий
Способ (новые методологические установки) - установки гуманитарного диалогизма
Слайд 20
Диалогическое же исследование, по форме и содержанию протекает как диалог
двух суверенных субъектов
«Любой объект знания (в том числе человек) может
быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание может быть только диалогическим»
Слайд 21
Научно-гуманитарная позиция М.Бахтина - глубокое понимание особенностей и уникальности природы
человека среди других явлений в мире
«…законы духа человеческого столь же
неведомы науке, столь неопределенны и таинственны, что нет и не может быть еще ни лекарей окончательных, ни даже судей окончательных, а есть Тот, который говорит: «Мне отмщение и Аз воздам»
Слайд 22
«Предмет гуманитарных наук - выразительное и говорящее бытие. Это бытие
никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в
своем смысле и значении»
Выявление общих принципов, оснований, закономерностей в гуманитарном познании направлено на выработку типологических представлений, позволяющих более полно и глубоко отразить индивидуальное своеобразие явления, факта, события
Слайд 23Критерий гуманитарного познания
Глубина проникновения
Постижение глубины человеческой реальности связано не с
мистическими откровениями или сверхчувственными видениями, а осуществляется прежде всего путем
расширения горизонта диалогический отношений, разворачивание которых утверждает и раскрывает все новые пласты экзистенциально-онтологической глубины «человеко-человеческой» реальности
Слайд 24Особенности гуманитарных наук
спецификой объекта — человека в обществе
вхождение в объект-общество
самого субъекта
исследование объекта всегда осуществляется субъектом, сформированным в культуре и
социуме, с определенных ценностных позиций, установок и интересов
сама действительность в гуманитарном знании представлена в форме вербальных текстов
Слайд 25Целостность
Целостный подход дает возможность выявить и учесть имплицитные компоненты текста,
среди которых важнейшие — философско-мировоззренческие предпосылки и основания, а также
неявные требования и регулятивы, порождаемые коммуникативной (диалоговой) природой текста, а также его включенность в социально-исторические условия, в культуру общества в целом
Слайд 26Историзм
Текст, независимо от содержания, предстает пусть косвенным, но объективным
«свидетелем», выразителем менталитета эпохи, реального положения самого человека. Принцип историзма
обретает методологические, эвристические функции в исследовании и объяснении
Слайд 27Проблемы методологии
исследование особенностей и роли языка
введение и дефиниция научного термина,
который может иметь форму «контекстуального определения»
теоретическое видение целого
научная картина мира
в познании — роль языковой картины мира в интеграции сфер и универсалий культуры, жизнедеятельности человека в целом