Разделы презентаций


Специфика гуманитарных наук

Содержание

БытиеОдно из центральных понятий философииВ самом широком значении - существованиеПонятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производимы от «бытия» и представляют собой его различные аспектыОнтология—учение о бытии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Специфика гуманитарных наук
Метафизичность
Проблема оснований
Программа В. Дильтея
Программа М.М. Бахтина
Специфика гуманитарной методологии

Специфика гуманитарных наукМетафизичностьПроблема основанийПрограмма В. ДильтеяПрограмма М.М. БахтинаСпецифика гуманитарной методологии

Слайд 3Бытие
Одно из центральных понятий философии
В самом широком значении - существование
Понятия

«сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производимы от «бытия» и представляют собой

его различные аспекты
Онтология—учение о бытии
БытиеОдно из центральных понятий философииВ самом широком значении - существованиеПонятия «сущее», «сущность», «существование», «субстанция» производимы от «бытия»

Слайд 4Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще

(А.Г. Спиркин)
Фиксирует убеждение человека о существовании окружающего его мира и

самого человека в его сознании.
Отдельные вещи, явления, процессы возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется.

Философская проблема мышления о бытии — чувственно воспринимаемый мир не очевиден.
Бытие — предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще (А.Г. Спиркин)Фиксирует убеждение человека о существовании окружающего

Слайд 5Две традиции понимания Бытия
1. Античная (Платон, Аристотель):
эллинизм, средние века
Номинализм

(XIII-XIV вв.)
Эмпиризм
Трансцендентальный идеализм И. Канта
Математическое естествознание XVII в.

- деонтологизация, аксиологическое обоснование науки
Две традиции понимания Бытия1. Античная (Платон, Аристотель): эллинизм, средние векаНоминализм (XIII-XIV вв.) ЭмпиризмТрансцендентальный идеализм И. Канта Математическое

Слайд 6Две традиции понимания Бытия
2. Мистика (У. Экхарт) и Пантеизм (XV-XVII

вв.)
Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель)
Философия жизни (Ницше, Бергсон) - деонтологизация
Феноменология,

экзистенциализм, неотомизм, русская религиозная философия — возврат к онтологии
Две традиции понимания Бытия2. Мистика (У. Экхарт) и Пантеизм (XV-XVII вв.)Немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель)Философия жизни (Ницше,

Слайд 7Античность
Считается, что первым понятие бытие применил древнегреческий философ Парменид (540

до н. э. - 470 до н. э.)
«Бытие есть, небытия

— вовсе нет»
«Мыслить и быть есть одно и то же»
«Одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется»
«У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара»
АнтичностьСчитается, что первым понятие бытие применил древнегреческий философ Парменид (540 до н. э. - 470 до н.

Слайд 8
Номинализм
Бог своей волей творит единичные вещи, не нуждаясь в

идеях как их прообразах. Идеи же возникают как репрезентации (представления)

вещей, вторичные по отношению к ним (У. Оккам)
Субстанции и акциденции уравниваются
Ум - это не бытие, а представление о бытии, направленность на бытие
Явления психические достовернее физических, поскольку даны нам непосредственно
НоминализмБог своей волей творит единичные вещи, не нуждаясь в идеях как их прообразах. Идеи же возникают

Слайд 9
Мистицизм
Согласно Мейстеру Экхарту, человек есть не просто творение (таков лишь

«внешний», телесный человек); как «внутренний», духовный человек он рождается в

Боге и есть Сын Божий
устраняется различие твари и творца, т. е. бытия и сущего, как его понимала христианская теология
«Поскольку нечто имеет бытие, постольку оно равно Богу... Я говорю: все твари суть Его бытие»
МистицизмСогласно Мейстеру Экхарту, человек есть не просто творение (таков лишь «внешний», телесный человек); как «внутренний», духовный человек

Слайд 10Новое время
Дух и разум теряют свой онтологический статус и выступает

как противополюс бытия
Гносеологическая проблематика становится доминирующей, а онтология перерастает в

натурфилософию
Бытие все чаще отождествляется с природой, а онтология—с естествознанием
Новое времяДух и разум теряют свой онтологический статус и выступает как противополюс бытияГносеологическая проблематика становится доминирующей, а

Слайд 11
Эмпиризм
Предмет философии — тело (материя)
Сущность - лишь соединение

имен посредством слова «есть»
Духовные субстанции, если бы и существовали, то

были бы непознаваемы. Да их и нет совсем
Деонтологизация и становление механистической картины мира
ЭмпиризмПредмет философии — тело (материя) Сущность - лишь соединение имен посредством слова «есть»Духовные субстанции, если бы

Слайд 12
Понятие субстанции некоторое время сохраняется в немецком идеализме
У Канта -

«вещи в себе» - реликты субстанции, начал Бытия. Бытие, соответственно,

непознаваемо.
Поэтому мы сами определяем себя - категорический императив. Отсюда же — воля, стремление к воле и т.д.
Понятие субстанции некоторое время сохраняется в немецком идеализмеУ Канта - «вещи в себе» - реликты субстанции, начал

Слайд 13
У Шеллинга Бытие результат раздвоения и самораспадения абсолюта. Бытие здесь

не тождественно благу, а скорее есть начало зла.
У Шопенгауэра Бытие

и есть зло. Неразумная воля, слепое природное влечение. Благо — уничтожение этой вечно жаждущей воли.
У Шеллинга Бытие результат раздвоения и самораспадения абсолюта. Бытие здесь не тождественно благу, а скорее есть начало

Слайд 14
У Ницше Бытие противоположность Духу, разуму. Волю необходимо принять, так

как воля к власти и самоутверждению составляет сущность бытия, которое

и есть «жизнь»
Жизнь—это мощь, сила, активное самоутверждение природного индивида, не связывающего себя никакими внешними по отношению к его витальности требованиями морали.
У Ницше Бытие противоположность Духу, разуму. Волю необходимо принять, так как воля к власти и самоутверждению составляет

Слайд 15
У А. Бергсона Бытие поток творческих изменений, неделимая непрерывность,

длительность
У Хайдеггера человека надо понимать как «тут-бытие» (Dasein)
Бытийная структура человека

— экзистенция
«Бытие—это не Бог и не основа мира. Бытие дальше, чем все сущее, и все же ближе человеку, чем любое сущее, будь то камень, животное, произведение искусства, машина, будь то ангел или Бог. Бытие есть наиближайшее. Однако близкое остается человеку самьм далеким»
У А. Бергсона Бытие поток творческих изменений, неделимая непрерывность, длительностьУ Хайдеггера человека надо понимать как «тут-бытие»

Слайд 16Вильгельм Дильтей
Поиск особый, присущий только гуманитарным наукам, характер научности
По пути

Канта
Теоретико-познавательная постановка вопроса расширяется до анализа человека и человеческого мира

в целом
"целостный человек", "тотальность человеческой природы", "полнота жизни"
Вильгельм ДильтейПоиск особый, присущий только гуманитарным наукам, характер научностиПо пути КантаТеоретико-познавательная постановка вопроса расширяется до анализа человека

Слайд 17
Познавательный субъект у Дильтея - жизнь во всей полноте ее

творческих потенций.
"Философия жизни" - "определенные переходные ступени между философией

и религиозностью, литературой и поэзией", более свободные формы философии, близкие к жизненным потребностям человека
Нацеленность на понимание жизни
Познавательный субъект у Дильтея - жизнь во всей полноте ее творческих потенций.

Слайд 18
История — всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного

человечества..."
Человеческая жизнь не позволяет определить себя как "предмет" или "текст"
Понимание

жизни может быть развернуто только из него самого и постепенно расширено за счет переработки и усвоения нового опыта
История — всего лишь жизнь, рассматриваемая с точки зрения целостного человечества...

Слайд 19Михаил Бахтин
В гуманитарном познании доминирующими становятся процессы и взаимодействия с

исследуемым материалом посредством индивидуализирующего описания, субъективного понимания, истолкования, интерпретации и

построения типологий
Способ (новые методологические установки) - установки гуманитарного диалогизма
Михаил БахтинВ гуманитарном познании доминирующими становятся процессы и взаимодействия с исследуемым материалом посредством индивидуализирующего описания, субъективного понимания,

Слайд 20
Диалогическое же исследование, по форме и содержанию протекает как диалог

двух суверенных субъектов
«Любой объект знания (в том числе человек) может

быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание может быть только диалогическим»
Диалогическое же исследование, по форме и содержанию протекает как диалог двух суверенных субъектов«Любой объект знания (в том

Слайд 21
Научно-гуманитарная позиция М.Бахтина - глубокое понимание особенностей и уникальности природы

человека среди других явлений в мире
«…законы духа человеческого столь же

неведомы науке, столь неопределенны и таинственны, что нет и не может быть еще ни лекарей окончательных, ни даже судей окончательных, а есть Тот, который говорит: «Мне отмщение и Аз воздам»
Научно-гуманитарная позиция М.Бахтина - глубокое понимание особенностей и уникальности природы человека среди других явлений в мире«…законы духа

Слайд 22
«Предмет гуманитарных наук - выразительное и говорящее бытие. Это бытие

никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в

своем смысле и значении»
Выявление общих принципов, оснований, закономерностей в гуманитарном познании направлено на выработку типологических представлений, позволяющих более полно и глубоко отразить индивидуальное своеобразие явления, факта, события
«Предмет гуманитарных наук - выразительное и говорящее бытие. Это бытие никогда не совпадает с самим собой и

Слайд 23Критерий гуманитарного познания
Глубина проникновения
Постижение глубины человеческой реальности связано не с

мистическими откровениями или сверхчувственными видениями, а осуществляется прежде всего путем

расширения горизонта диалогический отношений, разворачивание которых утверждает и раскрывает все новые пласты экзистенциально-онтологической глубины «человеко-человеческой» реальности
Критерий гуманитарного познанияГлубина проникновенияПостижение глубины человеческой реальности связано не с мистическими откровениями или сверхчувственными видениями, а осуществляется

Слайд 24Особенности гуманитарных наук
спецификой объекта — человека в обществе
вхождение в объект-общество

самого субъекта
исследование объекта всегда осуществляется субъектом, сформированным в культуре и

социуме, с определенных ценностных позиций, установок и интересов
сама действительность в гуманитарном знании представлена в форме вербальных текстов
Особенности гуманитарных наукспецификой объекта — человека в обществевхождение в объект-общество самого субъектаисследование объекта всегда осуществляется субъектом, сформированным

Слайд 25Целостность
Целостный подход дает возможность выявить и учесть имплицитные компоненты текста,

среди которых важнейшие — философско-мировоззренческие предпосылки и основания, а также

неявные требования и регулятивы, порождаемые коммуникативной (диалоговой) природой текста, а также его включенность в социально-исторические условия, в культуру общества в целом
ЦелостностьЦелостный подход дает возможность выявить и учесть имплицитные компоненты текста, среди которых важнейшие — философско-мировоззренческие предпосылки и

Слайд 26Историзм
Текст, независимо от содержания, предстает пусть косвенным, но объективным

«свидетелем», выразителем менталитета эпохи, реального положения самого человека. Принцип историзма

обретает методологические, эвристические функции в исследовании и объяснении
Историзм Текст, независимо от содержания, предстает пусть косвенным, но объективным «свидетелем», выразителем менталитета эпохи, реального положения самого

Слайд 27Проблемы методологии
исследование особенностей и роли языка
введение и дефиниция научного термина,

который может иметь форму «контекстуального определения»
теоретическое видение целого
научная картина мира

в познании — роль языковой картины мира в интеграции сфер и универсалий культуры, жизнедеятельности человека в целом
Проблемы методологииисследование особенностей и роли языкавведение и дефиниция научного термина, который может иметь форму «контекстуального определения»теоретическое видение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика