Слайд 1Специальные образовательные условия для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей
с ОВЗ в образовательном пространстве
Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст. преподаватель кафедры олигофренопедагогики
и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ
Слайд 2Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ
устанавливаются заключениями ПМПК
и ИПРА (для детей-инвалидов)
специальные образовательные программы и методы обучения и
воспитания
специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
обеспечение доступа в здания и другие условия
Слайд 3Общие для разных категорий детей с ОВЗ особые образовательные потребности
(ИКП РАО )
потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной
и временной организации образовательной среды;
потребность в использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, "пошаговом" обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребёнка;
потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребёнка;
потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей, во включении родителей проблемного ребёнка в процесс его образования
Слайд 4Особенности детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать при организации образования
Значительная
вариативность выраженности нарушений развития, неоднородность группы детей с ОВЗ;
требуется
значительная индивидуализация формы и содержания образования для детей с ОВЗ;
необходимость обеспечения возможности гибкого изменения организации образования обучающегося с ОВЗ;
не существует одной универсальной для всех детей данной категории модели образования.
Слайд 5Применительно к процессу обучения наибольшее значение имеет:
замедленная, в сравнении с
наблюдаемой при нормальном развитии, скорость приема, переработки и использования информации
(иначе говоря, замедленность сенсорно-перцептивных процессов),
меньший объем запечатляемой и сохраняемой информации (т. е. более низкая эффективность процессов памяти).
некоторое отставание речевого развития и своеобразные при каждом виде нарушенного развития недостатки речи, которые, в общем, могут быть обозначены как недостатки словесного опосредствования;
отставание в развитии всех видов мыслительной деятельности,
специфические недостатки моторики;
более низкая работоспособность и более быстрая истощаемость.
Слайд 6Временной режим
соответствует общему режиму класса/школы;
пролонгация адаптационного периода;
более сложная
организация расписания занятий, постепенное увеличение урочного времени;
индивидуальный график (дополнительный
выходной день в середине недели, сокращенная учебная неделя - дополнительный выходной день в конце недели и др.)
Слайд 7Организация пространства класса
четкое зонирование пространства;
выделение зоны отдыха, игровой зоны;
выделение
зоны релаксации со значимыми для ребенка предметами (например, отдельный стол
с принадлежностями для рисования/игры);
выделение сенсорной зоны: ящик с сенсорными игрушками, мягкие блоки.
Слайд 8выбор места в классе
парта расположена рядом с учителем, для быстрого
доступа и помощи ученику;
отдельно стоящая парта, стул, прислоненный к
стене, не дающей возможности раскачиваться, наклонная поверхность парты;
парта, стоящая на расстоянии от парт остальных детей, предусматривается возможность свободного доступа учителя для оказания физической поддержки;
и др.
Слайд 9Организация индивидуального пространства для обучения (рабочего пространства)
отдельная парта;
парта с
утяжеленными ножками или прикрепленная к полу;
наклонная рабочая поверхность;
система липучек
на парте для крепления раздаточных материалов;
коробка для готового материала;
минимизация рабочих материалов на парте.
Слайд 10Учебники и пособия (письмо Минобрнауки от 19.08.2016 № 07-3517 «Об
учебниках для обучающихся с ОВЗ»)
Учебники для детей без нарушения развития
(при этом учитель при необходимости должен подбирать дополнительные учебные пособия, индивидуально подходить к подберу заданий и упражнений, использовать дополнительно специальные учебники)
Для детей с умственной отсталостью используются только специальные учебники, включенные в федеральный перечень
Обучающиеся с ОВЗ должны обеспечиваться учебниками бесплатно
Слайд 11Специальный дидактический материал
выполнение заданий в альбоме по рисованию;
предоставление заданий на
отдельных листах;
тетради формата А4 с увеличением клетки и очерчивание
по две линейки;
дополнительно разлинованная тетрадь (выделение красной строки, выделение середины тетрадного листа и т.д.)
Слайд 12Адаптация учебных заданий
уменьшение количества заданий; уменьшение объемов текстов для списывания;
одно задание на листе; задания с возможностью приклеивания ответа (цифры,
буквы);
выделение ключевых слов в задаче;
задания, снабженные визуальной инструкцией; инструкция одним предложением;
задания с возможностью продуктивного ответа,
тексты, снабженные картинками; адаптация текстов: сокращение, упрощение диалогов, выделение вопросов; адаптация вопросов в тестах и т.п.
Слайд 13специфические образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
наглядно-действенный характер содержания
образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
введение учебных
предметов, способствующих формированию представлений об естественных и социальных компонентах окружающего мира;
отработка средств коммуникации, социально-бытовых навыков;
обеспечение обязательности профильного трудового образования;
стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним.
Слайд 14Особые образовательные потребности, возникающие при обучении детей с РАС в
школе*
1 блок – потребности, связанные с введением учащегося с РАС
в ситуацию обучения;
2 блок - потребности, связанные с освоением адаптированной образовательной программы;
3 блок - особые образовательные потребности, удовлетворение которых необходимо для коррекции и развития эмоционально-волевой сферы ребенка с РАС.
*Никольская О.С., Костин И.А. Еще раз про особые образовательные потребности младшего школьника с расстройствами аутистического спектра // Дефектология – 2015 - № 6 – с. 17 – 26.
Слайд 151.1. освоение порядка жизни в школе и в первичной организации
процесса обучения
необходимость периода постепенного и индивидуально дозированного введения в ситуацию
обучения;
установление эмоционального контакта с учителем и со специалистом, помогающим в организации учебной деятельности ребенка;
индивидуальная помощь в ориентации в пространстве школы, в порядке перехода от одного занятия к другому;
организация классной комнаты и рабочего места ребенка, уменьшающая вероятность его провокации на неадекватные действия во время урока;
Слайд 16сенсорно спокойная и ровная положительная эмоциональная атмосфера урока;
предсказуемый порядок урока;
при
необходимости помощь ассистента учителя;
постепенность перехода ребенка к работе по фронтальной
инструкции;
использование в учебных заданиях структуры, облегчающей выполнение ребенком требуемого действия;
создание и поддержка четкой пространственной и временной структуры организации всей школьной жизни ребенка.
Слайд 171.2. Потребности детей, связанные с необходимостью экстренной помощи в выработке
самых простых и нужных бытовых навыков и способов коммуникации, адаптирующих
их к условиям школьной жизни
Развитие бытовых навыков;
Развитие способов коммуникации, адаптирующих детей с РАС к условиям школьной жизни.
Слайд 182.1: контроль и специальная педагогическая помощь ребенку в освоении различных
предметных областей
задача купирования отдельных трудностей, которые могут по-разному проявляться у
детей на протяжении всего периода начальной школы
трудности в овладении навыками письма,
в переходе от глобального чтения к послоговому,
в освоении состава числа,
в моторной неловкости на уроках труда и физкультуры
и др.
Слайд 192.1: контроль и специальная педагогическая помощь ребенку в освоении различных
предметных областей
необходимость поиска и реализации обходных путей в случае плохо
купируемых трудностей, которые препятствуют дальнейшему процессу образования ребенка
неразборчивый почерк и трудности письма
непонимание текстов для чтения, включенных в учебники
И т.д.
Слайд 202.1: контроль и специальная педагогическая помощь ребенку в освоении различных
предметных областей
специальная педагогическая помощь должна учитывать и облегчать ребенку характерные
для аутизма трудности овладения учебными навыками
Изменение и введение нового параметра в уже освоенное задание
Помощь в пересказе текста своими словами, в связном рассказе по последовательности картинок
Трудности при решении текстовых задач
Проблемы освоения предметной области «окружающий мир»
Слайд 212.2. Потребности, связанные со специфическими проблемами овладения универсальными учебными
действиями,
обеспечивающими детям умение учиться
затруднено развитие его как активного субъекта учебной
деятельности
Проблемы взаимодействия с учителем
Неумение планировать, контролировать, адекватно менять стратегию работы
Трудности переноса освоенных универсальных учебных действий из одной предметной области в другую
Слайд 22Способы реализации образовательных потребностей
(2 блок)
Слайд 23Принципы коррекционно-развивающего обучения
Слайд 243 блок: причины
трудности эмоционального развития
трудности разработки средств коммуникации
формирования индивидуального
аффективного опыта как основы создания целостной картины мира
трудности продвижения в
осмыслении происходящего и развития все более сложных и активных форм взаимодействия с окружающим
Нарушение развития самосознания ребенка, вплоть до телесного уровня
нарушения возможности понимать других людей
Слайд 253 блок: направления коррекционной работы
постоянное вовлечения ребенка в совместно осмысленную
и совместно разделенную деятельность
направленная ежедневная работа по установлению и развитию
эмоционального контакта для вовлечения ребенка в совместное выделение и переживание получаемых впечатлений
в преодолении неполноты и фрагментарности в восприятии окружающего
Преодоление фрагментарности и бедности представлений о себе и других людях
Слайд 26базовое содержание психологической коррекционной работы в период НОО ребенка с
РАС
стимуляция интереса и внимания к другому человеку, формирование потребности в
получении разнообразного опыта эмоционального контакта
развитие потребности в речевой коммуникации и оказание помощи в ее использовании непосредственно в ситуации общения
накопление опыта эмоционального сопереживания
формирования более связной и дифференцированной картины мира ребенка
упорядочения жизненного опыта ребенка
развитие самосознания
накопление положительного опыта изменений привычного порядка, развитие позитивного отношения к возможности изменений и новизны
Слайд 27Способы реализации образовательных потребностей
(3 блок)
помощь ребенку с РАС в
накоплении и осознании опыта общения с взрослыми и детьми;
направленная коррекционно-развивающая
работа по развитию эмоционально-волевой сферы;
работа с семьей.