Слайд 1 способы защиты гражданских прав —
см. Гражданский кодекс РФ
(часть первая). ст. 12;
федеральные, региональные и местные налоги —
см. Налоговый кодекс РФ, ст. 13–15;
права и обязанности налогоплательщика — см. Налоговый кодекс РФ, ст. 21, 23,
виды наказаний в уголовном праве — см. Уголовный кодекс РФ, ст. 440;
административные наказания — см. Кодекс РФ об административных правонарушениях, гл. 3;
дисциплинарные взыскания — см. Трудовой кодекс РФ, ст. 192
Слайд 2Экономика
Ценные бумаги Гражданский кодекс РФ (часть первая) Глава 7. §
1
Политика
Органы государственной власти Российской Федерации (Конституция РФ Главы 4–6)
Федеративное устройство
Российской Федерации (Конституция РФ Глава 3)
Право
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации (Конституция РФ Главы 1, 2)
Субъекты гражданского права Гражданский кодекс РФ (часть первая) Глава 3. Ст. 17– 28
Слайд 3Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Гражданский кодекс РФ (часть
первая) Глава 4. Ст. 50
Имущественные и неимущественные права - Гражданский
кодекс РФ (часть первая) Глава 2. Ст. 11 Главы 6, 8
Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора
Трудовой кодекс РФ Главы 2 (ст. 20, 21), 11, 13, 19, 30, 42
Слайд 4Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения
брака
Семейный кодекс РФ Главы 3, 4, 6–8, 11, 12
Особенности
административной юрисдикции
Кодекс РФ об административных правонарушения Главы 2, 3
Основные правила и принципы гражданского процесса
Гражданский процессуальный кодекс РФ Главы 1, 4 (ст. 38)
Особенности уголовного процесса
Уголовно- процессуальный кодекс РФ Главы 2, 5–8, 12–14
Слайд 5ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА ЧАСТЬ 1________
Слайд 6ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РФ
ВЛАСТЬ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ГОСУДАРСТВО
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
ФОРМА ГОСУДАРСТВА
(форма правления,
устройства, режим)
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
ОРГАНЫ ВЛАСТИ В РФ
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
СИСТЕМА ВЛАСТИ
В РФ
КОНСТИТУЦИЯ РФ
Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.
Слайд 7ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:
(КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ)
Власть – принуждение выполнить чью-либо волю, не требующее
согласия принуждаемого
Политика – отношения между социальными группами по поводу
достижения, удержания и использования государственной власти
Политическая система – совокупность отношений, организаций, методов, складывающихся вокруг достижения, удержания и использования государственной власти, обладающих легитимным характером и обеспечивающих управление обществом
Политический режим – совокупность методов осуществления государственной власти
Правовое государство - государство, основной функцией которого является защита прав личности
Государство – форма осуществления власти и управления, основанная на отделении функции власти и управления от остальных общественных функций и предполагающая наличие особой группы лиц (государственнный аппарат, чиновничество), осуществляющей эту власть и управление
Гражданин - способ принадлежности индивида к государству, проявляющийся в наделении индивида не только обязанностями, но и правами по отношению к государству
Гражданское общество – это общество, в котором цели и средства их достижения определяются не волей государства, а волей граждан этого общества
Слайд 8Ст. 7
1. Российская федерация- социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Слайд 9ВЛАСТЬ NB! эксперимент С. Милгрэма
Слайд 10
Отличительные черты политической власти
легальность в использовании силы и других средств
властвования в пределах страны;
верховенство, обязательность ее решений для всего общества
и, соответственно, для всех других видов власти;
публичность, т. е. всеобщность и безличность, что значит – обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
моноцентричность, т. е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
многообразие ресурсов.
Слайд 11Концепции власти (типы легитимности)
Позитивистски-социологическая (М. Вебер). Власть – это способность
одного субъекта влиять или воздействовать на другого. В политическом «измерении»
сила как возможность воздействия на общество связана с понятием господства. Наиболее распространенной является теория господства немецкого социолога Макса Вебера (1864 – 1920). «Господство, – по его мнению, – означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Но готовность к повиновению связана с определенной мотивацией.
Слайд 12Первый тип господства называется им «легальным», в основе подчинения лежит
рациональное действие, человек подчиняется не личности, а закону, который объективно
отражает и защищает его интересы.
Второй тип господства Вебер называет «традиционным». Он основан на традиции, обычае, привычке к определенному поведению, вере в священность существующего порядка, системы власти, личности правителя. Чистым типом такого господства является патриархальное монархическое государство. Личная преданность
Слайд 13Третий тип – это харизматическое господство (от греч. – харизма
– божественный дар). Под харизмой понимается некая сверхъестественная способность, дарованная
человеку: пророческие способности, полководческий или государственный талант, художественный гений, способность творить чудеса. Преданность связана с эмоциональным отношением к нему.
Слайд 14Марксистская концепция (К. Маркс).
Власть – это реализация воли класса, отражающая
характер и уровень экономических потребностей общества. Однако, для большинства общественных
формаций, характерно выражение власти как господства, диктатуры и насилия одного общественно-экономического класса (буржуазии) над другим (пролетариатом).
Слайд 15ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ
авторитет
сила
закон
богатство
харизма
Слайд 16Принцип разделения политической власти
1) Необходимостью предотвращения злоупотребления властью, установления диктатуры,
тоталитаризма.
2) Необходимостью четкого распределения функций, компетенции и ответственности каждого государственного
органа, осуществления взаимного контроля, создания системы сдержек и противовесов
Слайд 17В РФ разделение властей (Ст. 10 Конституции)
Законодательная власть основывается на
конституционном принципе верховенства права.
Федеральное собрание, состоящее из двух палат
– Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов власти). Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Слайд 18Исполнительную власть осуществляет правительство.
Судебная власть В Российской Федерации законодательная
власть контролируется через Верховный и Конституционный суды.
Ст. 118 Конституции
1. Правосудие
в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Слайд 19ПРИНЦИПЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
осуществление правосудия только судом
законность, равенство всех перед законом
и судом
независимость судей
состязательность и равноправие сторон
недопустимость действия обратной силы закона,
устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
презумпция невиновности (Ст. 49 КРФ);
истолкование сомнений в пользу обвиняемого (Ст.49 КРФ);
освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины (Ст. 49);
гласность
Слайд 21ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
Легитимность власти – это признание сложившегося порядка осуществления политической
власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного. В отличие
от легальности, означающей соответствие деятельности политических организаций, институтов действующим законам, легитимность предполагает фактическое признание населением страны, международным сообществом реально сложившегося в стране политического порядка как соответствующего интересам народа данной страны.
Слайд 22Основные причины делегитимации власти
противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе,
и эгоистическими интересами властвующей элиты;
противоречие между идеей демократии и социально-политической
практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
нарастание бюрократизации и коррумпированности;
национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти;
потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти. Возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Слайд 23ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Политическая система – совокупность отношений, организаций, методов, складывающихся вокруг
достижения, удержания и использования государственной власти, обладающих легитимным характером и
обеспечивающих управление обществом
Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.
Политическая система — это целостная совокупность политических институтов, политических отношений, принципов политической организации общества.
Политическая система — это организация власти в обществе.
Политическая система общества — это сложная разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
Политическая система — многофункциональных механизм, включающий государственные и негосударственные социальные институты, которые осуществляют политические функции.
Слайд 24ПОДСИСТЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
(ЭЛЕМЕНТЫ)
Институциональная подсистема:
Государство
Политические партии
Общественно-политические движения
Профсоюзы
Организации
Церковь,
Средства массовой информации.
Слайд 252. Нормативная подсистема
нормы права (законы, уставы, программы партий)
политические традиции
политическую мораль и этика
Слайд 263. Функциональная подсистема
формы и направления политической деятельности
способы и методы
осуществления власти (политический режим)
Слайд 274. Коммуникативная подсистема -Совокупность связей и взаимодействий:
1) между подсистемами политической
системы;
2) между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жизни)
общества: экономической, социальной и т. п.;
3) между политическими системами различных стран.
Примеры: СМИ как мобилизаторы масс для выполнения решений партии и правительства, доминирующая роль СМИ в политическом процессе, собрания и митинги, выступления по радио, парады и шествия, взаимодействие через лоббистов
Слайд 285. Культурная подсистема –
Политическая психология отрасль психологии, изучающая политическое поведение
человека, касающегося проблем внешней и внутренней политики
Политическая идеология
форма политического сознания,
воздействующая на содержание властных отношений или сформированная система ценностей, ориентированная на выражение политических интересов, основание для формулирования целей политических действий
Политическая культура
это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике
Слайд 30Функции политической системы
Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности
в соответствии с интересами граждан страны.
Мобилизация ресурсов и организация деятельности
общества для осуществления его целей и задач.
Укрепление единства общества.
Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
Урегулирование конфликтов.
Слайд 31Государство – это способ организации общества, основной элемент политической системы,
организация публичной политической власти, опирающаяся на средства и меры принуждения.
ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:
ТЕРРИТОРИЯ
НАРОД
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ (ОРГАНЫ ВЛАСТИ)
НАЛОГИ И СБОРЫ
МОНОПОЛИЯ НА ПРАВО
СИСТЕМА ПРИНУЖДЕНИЯ
СУВЕРЕНИТЕТ
ГОСУДАРСТВО:
Слайд 32Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом,
защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле
суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются конституцией, выступающей своего рода «общественным договором» между народом и властью.
1. Верховенство права в обществе (распространяется и на государство).
2. Незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность.
3. Принцип разделения государственных властей.
4. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
5. Подчинение национальных правовых систем международному праву.
+ суверенитет народа, + наличие гражданского общества,+разрешено все то, что не запрещено законом, + свобода и права других людей как единственный ограничитель свободы индивида, + ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, + контроль государственной власти со стороны общества
Правовое государство (ст. 1)
Слайд 33Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину
достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством.
Признаки
социального государства
перераспределение национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев;
политика занятости и охраны прав работника на предприятии;
социальное страхование;
поддержка семьи и материнства;
забота о безработных, престарелых, сиротах и инвалидах;
развитие доступного для всех образования, здравоохранения и культуры.
Термин введен 1850 год Лоренцом фон Штайном
Проблема «перегрузки» социального государства
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (Ст. 7)
Слайд 34 - один из феноменов современного общества, совокупность социальных образований (групп,
коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и социальными), реализуемыми
вне сферы деятельности государства и позволяющими контролировать действия государственной власти.
- это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей.
Впервые термин «гражданское общество» был подробно рассмотрен Г. В. Ф. Гегелем в работе «Философия права», где он предложил рассматривать общество в рамках трех уровней: семья, гражданское общество, государство.
Гражданское общество
Слайд 35Структура современного гражданского общества
Добровольно сформировавшиеся первичные общности людей (семья, кооперация,
ассоциация, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные
и другие объединения).
Совокупность негосударственных неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, семейных, духовных, нравственных, религиозных и других: это производственная и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы.
Сфера самопроявления свободных индивидов и их организаций, огражденная законами от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти.
Слайд 36Условия существования гражданского общества:
– верховенство закона;
– частная собственность как экономическая
основа гражданского общества;
– создание условий для самодеятельности граждан в различных
сферах общественной жизни;
– деятельность политических организаций во благо всех членов общества в рамках закона;
– доступность и многообразие образования;
– наличие сильной «четвёртой власти» – независимых СМИ.
Слайд 37обеспечение защиты частной сферы жизни человека и гражданина от вмешательства
государственных структур;
формирование механизмов общественного самоуправления;
создание системы «сдержек и противовесов», а,
как следствие, предотвращения перехода политической власти в абсолютное господство;
обеспечение гарантий незыблемости прав и свобод личности, а также равного доступа всех членов общества к участию в государственных и общественных делах;
социальный (независимый от государственного) контроль по отношению к членам общества;
коммуникационная функция, заключающаяся в возможности проявления и согласования всего многообразия интересов членов общества;
стабилизирующая функция, ориентированная на формирование и поддержание независимых институтов и организаций;
социальное призрение и забота о защите прав нуждающихся членов общества (сирот, инвалидов, престарелых).
Функции гражданского общества
Слайд 38Нации, национальные движения.
Классы, классовые объединения.
Общественные движения.
Политические партии и движения.
Союзы и
ассоциации.
Религиозные объединения.
Общества потребителей.
Трудовые коллективы.
Семья.
Структура гражданского общества
Слайд 39Исторические факторы, тормозившие развитие
гражданского общества в России
поздняя отмена крепостного
права (1861 г.), совпадающая по времени с буржуазными революциями в Западной
Европе;
неспособность дореволюционной российской социальной элиты обеспечить плавный переход к буржуазной демократии;
приход к власти большевиков и установление советского тоталитаризма.
Слайд 41
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ:
- МОНАРХИЯ
(АБСОЛЮТНАЯ, ОГРАНИЧЕННАЯ)
- РЕСПУБЛИКА
(ПРЕЗИДЕНТСКАЯ, ПАРЛАМЕНТСКАЯ)
(вид республики в Конституции РФ
не определен)
ГОСУДАРСТВО:
Слайд 42форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу
— монарху и обычно передается по наследству
Исторические формы:
Деспотия
Теократия
Автократия
СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП:
Абсолютная:
назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе
Конституционная (ограниченная):
Дуалистическая: есть реальное право «вето»,распускает правительство,вопросы внешней политики
Парламентская: не распространяется на сферу законодательной деятельности и ограничена в сфере управления. Представительные функции. Правительство ответственно перед парламентом
МОНАРХИЯ
Слайд 43Президентская республика — президент наделён очень большой властью: он совмещает функции
главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием
всеми гражданами
Президент избирается всенародным голосованием
Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле.
Правительство ответственно перед президентом
Президент не обладает правом роспуска парламента
Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти.
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ
Слайд 442) Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами
парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом
Президент избирается на заседании
парламента.
Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
Правительство ответственно перед парламентом.
Президент имеет право роспуска парламента.
Существует пост премьер-министра.
Президентские полномочия номинальны
Слайд 453) Смешанная (полупрезидентская, парламентско-президентская)
— власть президента значительна, но формирование
правительства происходит с участием парламента
- Президент избирается всенародным голосованием
Правительство формируется
президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии
- Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства.
- Президент имеет право роспуска парламента.
- Существует пост премьер-министра.
- Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством.
Слайд 46АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО:
ФЕДЕРАЦИЯ
Статья 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления.
УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО
КОНФЕДЕРАЦИЯ
ГОСУДАРСТВО:
Слайд 47состоит их субъектов федерации (штатов, земель, республик и т.д.), то
есть политических образований, имеющих ряд признаков государства, но не имеющих
государственного суверенитета; субъекты имеют собственное административно – территориальное деление;
единая территория страны;
верховная власть принадлежит федеральным государственным органам;
двухуровневая система законодательства;
единые вооружённые силы; В некоторых федерациях субъекты имеют свои вооруженные силы. Например, вооруженные силы Швейцарии состоят из вооруженных сил кантонов. В США наряду с федеральной армией существует «милиция штатов» (т. н. «национальная гвардия» которая занимается в основном подготовкой резервистов на добровольных началах).
единая денежная система;
двухуровневая система налогов;
компетенция федеральных властей и властей субъектов разграничена союзной конституцией;
субъекты имеют свои конституции, свои высшие органы власти и управления, судебные органы;
высший орган федерации имеет двухпалатную структуру;
единое федеральное гражданство, допускается гражданство субъектов федерации
ФЕДЕРАЦИЯ
Слайд 48Виды федераций
– федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют
большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);
– федерации, которые основаны
на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);
– федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).
Слайд 49Государство делится на административно- территориальные единицы, которые подчиняются единым центральным
органам власти и не имеют статуса государственного образования. Составные части
унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
На всей территории действует единое законодательство, единая конституция.
Единая судебная система.
Единая денежная система, единый государственный бюджет.
Единая налоговая система.
Одно гражданство.
Унитарное государство
Слайд 50фоpма госyдаpственного yстpойства, пpи котоpой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохpаняют
свою независимость, имеют собственные оpганы госyдаpственной власти и yпpавления. Вместе
с тем они создают специальные объединенные оpганы для кооpдинации действий в опpеделенных целях (военные, внешнеполитические).
Конфедерация
Слайд 51Договорная форма образования конфедерации.
Свобода выхода из конфедерации.
Не обладает суверенитетом,
суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее.
Предметы ведения конфедерации -
вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.
делегаты представляют суверенитет государства.
органы конфедерации не обладают властными полномочиями.
Бюджет за счет добровольных взносов субъектов. Правом налогообложения не обладает.
Отсутствует единая система денежного обращения.
В конфедерации отсутствует союзное гражданство.
Слайд 52Политический (государственный) режим – это технология, система способов и методов
реализации государственной власти
КАКОЙ РЕЖИМ? ЗАВИСИТ ОТ:
Методов осуществления политической власти
Степени политической
свободы
Правового статуса личности
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Слайд 53- степень участия народа в формировании политической власти;
- гарантированность прав
и свобод личности и их соотношение с правами государства;
- степень
реального участия народа в политической жизни, наличие механизмов прямой демократии;
- характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
- положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
Основные критерии рассмотрения политического режима
Слайд 54- реальное соотношение между законодательной, исполнительной и судебной властями;
- положение
политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование
системы социального представительства;
- политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);
- доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;
- учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
- наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.
Слайд 55Все стороны жизни общества подчинены идеологии
Официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий
порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества.
Монополия
на власть единой массовой партии, поглощающей государство
Наличие харизматического лидера
Система террористического полицейского контроля (индивидов, групп, общностей)
Партийный контроль над средствами массовой информации (так же и сферой, культуры, наукой)
Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами
Централизованный контроль экономики
ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ
ТОТАЛИТАРНЫЙ
Слайд 56Авторитарный режим (лат. auctoritas – власть, влияние) – политический режим,
сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства,
но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
- монополия на власть одной группы, партии или коалиции, которая ни перед кем не подотчетна;
- полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
- сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифференцированных отношений между обществом и государством;
- наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;
- отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
- использование силовых структур для удержания власти.
АВТОРИТАРНЫЙ
Слайд 57- Народ — источник власти (суверенитет народа)
- Свободные выборы
- Наличие
независимых средств массовой информации (СМИ)
- Идеологическое многообразие и плюрализм мнений
-
Многопартийность
- Широкие и гарантированные права и свободы граждан
- Принятие политических решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства
- Доминирование методов убеждения, согласования, компромисса
- Демократический контроль общества над силовыми структурами
- Реальное осуществление принципов правового государства, в том числе принципа разделения властей
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Слайд 58ПРЯМАЯ (НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ) ДЕМОКРАТИЯ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ
ВИДЫ ДЕМОКРАТИЙ
ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ ПРИ ДЕМОКРАТИИ
Политическое участие
– это добровольная деятельность граждан с целью влияния на принятие
политических решений и их осуществление.
Участие в выборах
Митинги, демонстрации
Обращения в органы государственной власти и СМИ
Участие в партиях
Абсентеизм - уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике
Слайд 59Принципы демократической избирательной системы
Свобода выборов
Альтернативность
Состязательность, конкурентность
Равенство возможностей
Периодичность и регулярность
Функции Выборов
Стабилизация
политической системы, ее легитимация
Представительство интересов населения
Контроль за институтами власти
Перевод политических
конфликтов в мирное русло
Мобилизация избирательного корпуса
Рекрутирование политической элиты
Избирательная система
Слайд 61+
+ прямая ответственность избранного перед избирателями и населением округа (голосуют
за конкретного кандидата,
а не за список представителей партии);
формирование устойчивого правительства.
-
-
мелкие партии могут быть не представлены в сформированном органе власти;
не отражает реальной расстановки политических сил (голоса проигравших партий могут составлять
до 49%).
Мажоритарная
Слайд 62+
широкий спектр политических партий (выражение воли меньшинств);
гарантия представительства мелких и
средних партий.
-
отсутствие прямой ответственности избранных перед избирателями;
избранный орган власти состоит
из множества оппозиционных фракций,
что затрудняет его работу.
Пропорциональная избирательная система
Слайд 64Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Гласность, политический плюрализм, парламентаризм, демократия, принцип большинства.
Найдите понятие, которое
является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Избирательная система, избирательный барьер, распределение мандатов, одномандатный избирательный округ, партийный список, тайное голосование.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Демократия, республика, форма государства, конфедерация, монархия.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Консерватизм, либерализм, идеология, коммунизм, социал-демократия.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Монархия; федерация; форма государства; республика; форма правления.
Слайд 65Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Многопартийность, вариативность программ, многообразие позиций СМИ, конкуренция лидеров, политический
плюрализм, различие политических взглядов.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Равноправие, демократия, политический плюрализм, права меньшинства, парламентаризм.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Выборы депутатов, избирательное право, списки политических партий, тайное голосование, избирательная кампания.
Слайд 66Только для пропорциональной избирательной системы характерно
1) наличие возможности проведения второго
тура голосования
2) сохранение тайного волеизъявления голосующих
3) выдвижение кандидатов списками от
политических партий
4) проведение активной избирательной кампании в СМИ
Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что
1) победителем признаётся кандидат, получивший абсолютное большинство голосов в своём округе
2) выборы проводятся в представительные органы власти
3) возможно проведение выборов в два тура
4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий
Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?
1) голосование по спискам политических партий
2) создание единого национального избирательного округа
3) подсчёт голосов избирательной комиссией
4) проведение нескольких туров голосования с выбытием кандидатов
Выборы
Слайд 67Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают
1) создание общенационального избирательного
округа
2) альтернативность выборов
3) проведение выборов в два тура
4) проведение выборов
по мажоритарной системе
Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.
Слайд 68Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?
1)
Граждане имеют равные избирательные права, один человек – один голос
2)
На выборах одна из политических партий имеет привилегии и активно опирается на административный ресурс
3) На избирательных участках предусмотрена тайная процедура подачи голосов
4) Граждане, осужденные судом и отбывающие наказание в местах лишения свободы, лишены избирательных прав
Признак мажоритарной избирательной системы –
1) создание единого национального избирательного округа
2) формирование избирательных участков по месту жительства
3) присутствие независимых наблюдателей на выборах
4) избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов
Слайд 69Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые
смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков
еще один, характерный для избирательной системы данной страны.
1) В стране создается единый национальный избирательный округ.
2) Депутаты представляют различные социальные группы.
3) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.
4) В день голосования запрещена агитация на избирательных участках
Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.
2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.
3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.
4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.
Слайд 70Что отличает мажоритарную избирательную систему от пропорциональной?
1) Проводится предвыборная агитация.
2)
Победителем на выборах является кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
3)
Избиратели голосуют только за политические партии.
4) Половина депутатов избирается по партийным спискам.
Общий признак мажоритарной и пропорциональной избирательной систем -
1) выдвижение кандидатов списками от политических партий
2) ведение предвыборной борьбы за голоса избирателей
3) формирование единого избирательного округа
4) распределение депутатских мандатов между партийными фракциями в зависимости от итогов голосования
Слайд 71Ст. 71 В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение
Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б)
федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА И СУБЪЕКТОВ
Глава 3 Федеративное устройство (14 задание)
Слайд 72ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное
регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая
федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
Слайд 73л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство;
определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и
другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
Слайд 74п) федеральное коллизионное право;
Федеральное коллизионное право — это совокупность закреплённых
в Конституции РФ норм, на основании которых решаются споры (коллизии)
между нормами федерального законодательства и законодательства субъектов РФ.
Федеральные коллизионные нормы закрепляют юридические механизмы , на основе которых решаются коллизии:
Верховенство федерального права, то есть Конституция РФ, федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (статья 4, часть 2)
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам .В случае противоречия, действует федеральный закон ( статья 76, часть 5)
Федеральные законы, в свою очередь, не могут противоречить Конституции РФ ( статья 76, часть 3)
В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом, изданным вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ (статья 76, часть 6)
если положения федерального закона противоречат международному договору РФ, действуют положения международного договора ( статья 15), часть 4)
Слайд 75р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени;
геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский
учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Слайд 76Ст. 72 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов
и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
Слайд 77ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства;
социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с
катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
Слайд 78м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти
и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.
Слайд 79Статья 83
Президент Российской Федерации:
а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя
Правительства Российской Федерации;
б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской
Федерации;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Полномочия субъектов государственной власти
ПРЕЗИДЕНТ РФ (гл. 4, Ст.80-93)
Слайд 80д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность
и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных
министров;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;
Слайд 81е1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального
прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит
в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;
ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
Слайд 82и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;
к) назначает и освобождает полномочных
представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Слайд 83Ст. 84
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с
Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в
случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Слайд 84Статья 86
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б)
ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные
грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Слайд 85Статья 89
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и
предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные
звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
Статья 90
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Слайд 86Администрация Президента РФ
Государственный совет РФ
Совет Безопасности РФ
ПРЕЗИДЕНТ РФ
Слайд 87Статья 102
1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ
между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о
введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (Гл.5, Ст.94-109
Слайд 88ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного
Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности
Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Слайд 891. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской
Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о
доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Слайд 90д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной
палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и
освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.
Слайд 91Статья 106
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой
федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в)
финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.
Слайд 92Статья 114
1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе
федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет
об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
Правительство РФ Гл.6, Ст. 110-117 (исполняет, осуществляет меры)
Слайд 93г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны
страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры
по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.
Слайд 94Ст. 125 (споры – Конституция=закон,имеющий высшую юридическую силу, основной
закон)
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.
Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
Судебная власть и прокуратура Гл. 7 Ст. 118-129
Слайд 95в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Слайд 964. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность
закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Слайд 97Статья 126 (Ст. 127 о Высшем Арбитражном суде исключена)
Верховный Суд
Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным
и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Слайд 98Форма государства — это сложное понятие, включающее три элемента: форму
правления, государственное устройство и политический режим. Форма государства — это
не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов).
Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, и др.
Государство — это форма осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти, можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов.
Слайд 99По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Монархическая
форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих
пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.
Главой такого государства является монарх, его деятельность не ограничена определенным сроком, т.е. он исполняет свои обязанности пожизненно
Республика — это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т.е. источником власти выступает суверенный народ. В республиках высшие органы государственной власти коллегиальные и в основном выборные (глава государства — президент, парламент), которые избираются на определенный срок. Должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями. Она может выражаться в таких формах, как досрочный отзыв депутата, роспуск парламента, уход в отставку правительства, отрешение от должности президента.
Слайд 10021. Укажите четыре фактора, влияющих на складывание формы государства.
22. Приведите
указанные автором два признака монархии. Используя обществоведческие знания, назовите еще
один признак.
23. В статье 1 Конституции РФ устанавливается, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Соотнесите эти характеристики российского государственного строя с тремя, указанными в тексте, элементами формы государства как системы (сначала приведите элемент, затем дайте его характеристику).
24. Сторонники монархий утверждают, что такие государства более устойчивы и лучше обеспечивают преемственность власти. Опираясь на обществоведческие знания, используя текст, приведите три аргумента в пользу республиканского строя.