Слайд 1СТРАТЕГИЯ
инновационного развития строительной отрасли
Российской Федерации на период до 2030 года
Кафедра
«Государственное и муниципальное управление»
Дисциплина «Стратегическое государственное управление»
Подготовили студенты гр. ГМУ
3-4
Ляхов Никита
Репин Лев
Черкасов Максим
Слайд 2Цель
Цель - создание конкурентоспособной строительной отрасли, формирующей безопасную и комфортную
среду жизни и деятельности, соответствующую высоким стандартам качества и эффективности, на
основе системы современных согласованных финансово-экономических, технических, организационных и правовых механизмов, направленной на совершенствование программ социально-экономического развития, укрепления национальной безопасности и пространственного развития Российской Федерации
Слайд 3Для достижения цели необходимо
Развитие кадрового потенциала;
Формирование нормативной базы, гармонизированной
с международными стандартами;
Стимулирование роста инвестиций и спроса на инновационную продукцию;
Развитие инновационной инфраструктуры и содействие созданию системы трансфера разработок;
Перевооружение отрасли, формирование и синхронизация отраслевого инновационного цикла.
Слайд 4Основными показателями достижения данной цели являются:
Увеличение доли строительной отрасли в
валовом внутреннем продукте (ВВП) Российской Федерации до 8% (в 2018 году
6%);
Увеличение производительности труда в 2,0 раза по сравнению с 2018 годом;
Увеличение доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме товаров, работ и услуг организаций строительной отрасли до 20%;
Увеличение доли экспорта российских строительных товаров, технологий, работ и услуг в общем объеме российского несырьевого экспорта в 2,0 раза по сравнению с 2018 годом;
Увеличение удельного веса организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в строительной отрасли, в общем числе организаций отрасли до 15% (в 2018 году 4,7%);
Увеличение затрат на технологические инновации в строительной отрасли за счет собственных средств организаций отрасли до 20% (в 2018 году 11%);
Обеспечение темпа роста инвестиций в основной капитал отрасли за счет всех источников финансирования до 10% в год.
Слайд 5Сценарии развития отрасли:
Сложившиеся тенденции технологического развития в строительной отрасли, а
также риски и возможности роста позволяют выделить два основных возможных
варианта прогноза сценарных условий инновационного развития:
Базовый
Инновационный
Слайд 6Методы и инструменты развития отрасли при базовом варианте
Инновационное развитие предприятий
строительной отрасли при базовом варианте сценарных условий будет осуществляться на
основе «догоняющей» модернизации, осуществляемой за счет импорта зарубежного оборудования, производственных технологий и знаний.
Финансирование фундаментальных, поисковых и прикладных исследований и инновационных проектов будет осуществляться в рамках базовых программ поддержки инновационной деятельности в стране, а также за счет самофинансирования.
Слайд 7Методы и инструменты развития отрасли при инновационном варианте
Инновационный сценарий опирается
на реализацию проектов создания современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора
высокотехнологичных производств и экономики знаний. Ключевыми методами и инструментами реализации данного сценария являются:
увеличение объемов инфраструктурного строительства с использованием новых технологических принципов (снижение ресурсных и трудовых затрат в процессе строительства), заключающихся, в том числе в производстве строительных изделий и конструкций на промышленной основе с применением современных технических решений;
внедрение новых технологий, обеспечивающих производство современных экологически чистых строительных материалов и изделий, в том числе композитных материалов, обладающих повышенными техническими характеристиками по сравнению с выпускаемыми в настоящее время;
строительство новых предприятий, обеспечивающих высокую производительность труда и снижение численности обслуживающего персонала, а также создание условий для закрытия морально и физически устаревших предприятий;
определение структуры объектов строительства, в том числе жилищного по типам и конструктивным решениям зданий;
применение комплекса мероприятий, обеспечивающих стабилизацию или снижение цен на жилищное строительство.
Слайд 8Риски
Риски могут возникнуть в сфере геополитики, международных отношений, макроэкономики, финансов,
администрирования, научно-технического прогресса и изменений природной среды. Также нужно отметить
наличие риска усиления различий уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Слайд 9Геополитические риски
Геополитические риски могут проявиться в случае потери стабильности и
усложнения политической ситуации в Российской Федерации и мире. Такой вид
рисков может незначительно изменить современные тенденции международного и внутреннего рынков строительных услуг. Строительная отрасль достаточно инертна к неблагоприятным последствиям ухудшения политической обстановки в мире или стране. Стратегические мероприятия смогут быть реализованы с небольшой потерей эффективности вследствие геополитических рисков.
Слайд 10Макроэкономические и финансовые риски
Макроэкономические риски возникают вследствие изменения фазы цикла
деловой активности, ухудшения инвестиционного климата, устойчивости национальной валюты, доступности и
цены кредитного продукта и темпов роста экономики.
Снижение вероятности возникновения финансовых рисков достигается применением принципов комбинирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования мероприятий Стратегии, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Слайд 11Административные риски
Административные риски связаны с низкой эффективностью системы управления Стратегии.
Отсутствие координации между разными уровнями государственной власти, разрозненность усилий органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, отсутствие поддержки со стороны органов государственного управления смежных отраслей и сфер деятельности (транспорт, машиностроение, связь и телекоммуникации, охрана природных ресурсов, наука, образование, социальное обеспечение) могут привести к невыполнению цели и задач Стратегии.
Снижение вероятности ущерба от этой категории рисков обеспечивается созданием Центра управления инновационным развитием строительной отрасли, для целей контроля и координации планов реализации положений Стратегии Центр уполномочен на создание сетевых методов управления и операционного контроля реализации каждой задачи, поставленной в Стратегии, что позволит, при отклонении результатов от запланированных показателей вырабатывать оперативные предложения по их устранению.
Слайд 12Усиление различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ
Риски усиления различий
в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации могут возникнуть вследствие
увеличения диспропорции в развитии экономики страны и приведут к тому, что некоторые мероприятия Стратегии перестанут отвечать возможностям и реалиям жизни регионов. Тогда цель и задачи Стратегии останутся актуальными лишь для части регионов и будут достигнуты не полностью.
Снижение этой категории рисков достигается наличием в Стратегии направления работы по созданию на базе ведущих образовательных и научных организаций территориально распределенной сети инновационных центров в строительстве, предназначенных для оказания методической помощи регионам Российской Федерации в реализации задач Стратегии.
Слайд 13Техногенные и экологические риски
Техногенные и экологические риски связаны с техногенными
авариями, природными катаклизмами, резким изменением климата, что может явиться новым
вызовом для строительной отрасли. Отдельными источниками риска могут быть достижения научно-технического прогресса, появление технологий, которые не были учтены в Стратегии, что потребует ее коррекции и дополнения.
Снижение негативных последствий действия таких факторов риска достигается путем использования комплексного подхода к разработке Стратегии с позиций устойчивого строительства.