Слайд 1Налоговое
админи-
стрирование
Слайд 2Структура системы налогового администрирования
Слайд 3Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
организации и физические
лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщиками или плательщиками
сборов;
организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым Кодексом налоговыми агентами;
налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
таможенные органы
Слайд 4Формы проведения налогового контроля
налоговые проверки,
получение объяснений налогоплательщиков и
иных обязанных лиц,
проверка данных учета и отчетности,
осмотр помещений
и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)
и др.формы, предусмотренные Налоговым Кодексом.
Слайд 6Налоговый контроль включает в себя:
проверку выполнения организациями и физическими
лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;
проверку постановки на налоговый
учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;
проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности.
Слайд 7По функциональному признаку применяемые налоговыми органами формы контроля
регистрация и
учет налогоплательщиков и объектов, подлежащих налогообложению;
учет налоговых платежей и задолженности
в бюджет;
камеральные проверки (проверки данных отчетности);
выездные (документальные) проверки;
и др.формы.
Слайд 8Специфика камеральной налоговой проверки
по месту нахождения налогового органа;
на основе налоговых
деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и
уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа;
уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;
в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Слайд 9Специфика выездной налоговой проверки
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения
руководителя налогового органа или его заместителя о проведении выездной налоговой
проверки.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до 4 или 6 месяцев
Слайд 10Внешние информационные ресурсы налоговых органов
Слайд 11Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Слайд 12Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Значительное отклонение уровня рентабельности
по данным налоговой бухгалтерской отчетности от уровня рентабельности для данной
сферы деятельности по статистическим сведениям
ОТКЛОНЕНИЕ 10 % И БОЛЕЕ
Слайд 13Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже
ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду
экономической деятельности)
ОТКЛОНЕНИЕ 10 % И БОЛЕЕ
Слайд 14Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Отражение в налоговой и
бухгалтерской отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов
ХРОНИЧЕСКИЕ
(В ТЕЧЕНИЕ
2 И БОЛЕЕ КАЛЕНДАРНЫХ ЛЕТ)
Слайд 15Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Отражение в налоговой и
бухгалтерской отчетности значительных сумм налоговых вычетов НДС за определенный период
БОЛЕЕ
89 % ЗА 12 МЕСЯЦЕВ
Слайд 16Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Опережающий темп роста расходов
над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)
ОТКЛОНЕНИЕ НЕ
БОЛЕЕ 10 % В ГОД
Слайд 17Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Выплата среднемесячной зарплаты на
одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в
субъекте РФ
ПО ФАКТУ ЗАНИЖЕНИЯ
Слайд 18Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Неодинаковое приближение к предельному
уровню установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право применять налоговые
режимы
ПРЕДЕЛЬНОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ – 5 % К ПОРОГОВОМУ
Слайд 19Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Отражение индивидуальным предпринимателем суммы
расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год
КРИТИЧЕСКИЙ
УРОВЕНЬ – 83 % И БОЛЕЕ
Слайд 20Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Построение хозяйственной деятельности на
основе заключения договоров контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия
разумных экономических или иных причин (деловой цели)
ОДНОВРЕМЕННОЕ НАЛИЧИЕ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ НЕОБОСНОВАННОСТИ ВЫГОДЫ
Слайд 21Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
ОДНОВРЕМЕННОЕ НАЛИЧИЕ КОСВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ
НЕОБОСНОВАННОСТИ ВЫГОДЫ:
- создание организации незадолго до совершения сделки
- неритмичность хозяйственных
операций;
- расчетное обслуживание между контрагентами в одном банке.
Слайд 22Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Непредставление налогоплательщиком пояснений на
уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности
ОТУТСТВИЕ ПОЯСНЕНИЙ ТЕЧЕНИЕ
5 ДНЕЙ БЕЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН
Слайд 23Самостоятельная оценка рисков выездной налоговой проверки
Неоднократное снятие с учета
и постановка на учет в ИФНС в связи с изменением
местонахождения («миграция» между налоговыми органами)
С МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ 2 И БОЛЕЕ РАЗ
Слайд 24Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Нарушение порядка
постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК
РФ)
Нарушение срока подачи заявления в налоговый орган (не позднее 30 дн.) – штраф в размере 10 тыс.руб.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе – штраф размере 10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.
Слайд 25Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Непредставление налоговой
декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества) (ст. 119 НК РФ)
-
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Слайд 26Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Нарушение установленного
способа представления налоговой декларации (расчета) (ст. 119.1 НК РФ)
- Несоблюдение
порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в предусмотренных случаях - взыскание штрафа в размере 200 рублей
Слайд 27Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Грубое нарушение
правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120
НК РФ)
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения - взыскание штрафа в размере 10 тыс.руб.
Аналогичные деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода - взыскание штрафа в размере 30 тыс.руб.
Аналогичные деяния, если они повлекли занижение налоговой базы - взыскание штрафа в размере 20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс.руб.
Слайд 28Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Неуплата или
неполная уплата сумм налога (сбора) (ст. 122 НК РФ)
в результате
занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения - взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора)
Аналогичные деяния, совершенные умышленно - штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налога (сбора).
Слайд 29Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Невыполнение налоговым
агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
(ст. 123
НК РФ)
- Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом - взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению
Слайд 30Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Несоблюдение порядка
владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога (ст. 125 НК РФ)
- взыскание штрафа в размере 30 тысяч рублей
Слайд 31Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Непредставление налоговому
органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК
РФ)
Нарушение сроков представления, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений - взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ
отказ организации предоставить имеющиеся у нее документы для налогового контроля, иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков налогового нарушения - взыскание штрафа в размере 100 тыс.руб.
Слайд 32Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Ответственность свидетеля
(ст. 128 НК РФ)
Неявка либо уклонение от явки без уважительных
причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля - взыскание штрафа в размере 1 тыс.руб.
Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний - взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.
Слайд 33Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Отказ эксперта,
переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача
заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ)
Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки - взыскание штрафа в размере 500 рублей.
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода - взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Слайд 34Ответственность за нарушение налогового законодательства (гл. 16 НК РФ)
Неправомерное несообщение
сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)
Неправомерное (несвоевременное) сообщение
лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения - взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.
Аналогичные деяния, совершенные повторно в течение календарного года - взыскание штрафа в размере 20 тыс. руб.