Слайд 1Такой знакомый незнакомый Колобок
Воспитатель ГКУ СО РЦДиПОВ «Виктория» г. о.
Тольятти Кременицкая Л. Ю
Слайд 2 «Ах, что за чудо эти сказки!» –
восхищаемся мы, слушая или читая сказки. Каждому человеку с детства
знакомо это чувство. Каждый из нас в детстве любил этот волшебный мир! Ведь самое главное в детстве – это сказка. С помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, музыки, творчества. Без этого он засушенный цветок» - так говорил выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Также великий педагог отмечал: «Чтобы воспитать ребенка умным, любознательным, сообразительным, утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - нужно воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его ум красотой слова, мысли. А красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума».
Слайд 3 Наши прабабушки и их прабабушки вместо того,
чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ, сказку
или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.
Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального.
Может показаться, что намного легче включить малышу любимый мультфильм, чем выкраивать в плотном дневном расписании время на совместное чтение. Однако польза от чтения стократно превысит все временные неудобства. Во-первых, детская литература значительно пополняет словарный запас ребенка. Это, в свою очередь, помогает в общении со сверстниками и взрослыми и в результате прибавляет уверенности в себе и своих силах. Во-вторых, общеизвестно, что чтение улучшает память и развивает мышление. В-третьих, необходимость следить за сюжетом помогает в умении лучше концентрироваться на поставленных перед собой задачах.
Слайд 4 Сегодня мы в гостях у такого знакомого
персонажа сказки – Колобка. Мы откроем сказку с новой стороны,
отчего она станет ещё интереснее, а главное, понятнее нам, взрослым.
В сказке этот персонаж представлен в виде хлеба круглой формы. Он сбежал от бабушки и от дедушки, которые его испекли, перехитрил зайца, волка и медведя, но всё-таки был съеден лисой. Так что же за персонаж такой — этот Колобок? Разве бывает хлеб шарообразной формы?
Оказывается, колобок — это традиционная круглая лепёшка в древней Руси. Другие названия колобка — колобуха, калабушка, колеб. Колобуха или колобок — круглая лепёшка, которая имела шарообразную форму. Такая форма достигалась в процессе готовки хлеба из смеси муки различных сортов.
Слайд 5 Если вспомнить, как готовили колобок «бабушка с
дедушкой», то можно узнать основной рецепт приготовления этого блюда –
для приготовления колобка бабка «по коробу поскребла, по сусеку помела». Оказывается, что калабушки пекли именно из остатков разной муки (пшеничной, ржаной, овсяной и так далее) и остатков квашни. Из-за того, что колобок представлял собой смесь различных сортов муки, доля закваски в колобке по законам биохимии всегда превышала долю закваски в хлебе, изготавливаемом из однородной муки. Разнородная мука давала необычайный эффект. Хлеб получался чрезвычайно пышный, ноздрястый, мягкий, пропеченный. Именно сочетание разнообразных видов муки способствовало поднятию лепёшки, которая к концу готовки превращалась в настоящий шар.
Такой хлеб обладал особенным вкусом и долго не черствел.
Из-за круглой формы колобок мог, словно живой, скатиться со стола на пол, что и привело к сочинению забавной сказки о том, как хлеб сбегает от бабки с дедом.
Именно на основе этого изделия и была придумана сказка про ожившего Колобка.
Слайд 6 Интересно в сказке про Колобка и то,
что, судя по всему, данный сюжет был придуман очень и
очень давно. Похожий сюжет про сбежавший круглый хлеб есть во многих странах мира. И хотя впервые «Колобок» был опубликован в России в антологии сказок Афанасьева в 1873 году, он принадлежит к типу «убежавший блин», имеющий аналоги как в западном, так и в восточном фольклоре. За исключением незначительных поправок, связанных с культурными традициями того или иного народа, сюжет этих сказок идентичен и построен на преследовании главного героя разными людьми и животными и фатальной встрече с хитрой Лисой. В английской народной интерпретации Колобок знаменит как Джонни-пончик, в немецком и скандинавском вариантах он выступает в роли Беглого Блина, а в американском изложении прославлен как Имбирный человечек.
Похожие сказки есть в узбекских, татарских, немецкий, скандинавских, английских и других народных сочинениях. В сказках разных народов мира, убежавший хлеб испытывает разные приключения (в норвежском варианте его съедает свинья, а в немецком он сам отдаёт себя на съедение трём сироткам), однако основа их весьма похожа (круглый хлеб убегает от тех, кто его испёк, и долгое время спасается от разных зверей, пока его не съедают), что может натолкнуть на мысль о том, что сказка о Колобке была придумана в очень древние времена и в последствии сохранилась у разных народов, которые образовались из одного пранарода.
Слайд 7Сакральный смысл сказки «Колобок»
В старых сказках вы
нигде не найдёте, чтобы кто-то заблудился в лесу или в
дороге. Картами и компасами раньше не пользовались. А как же тогда ориентировались в пути? Некоторые утверждают, что у людей была способность чувствовать силовые линии Земли, и они просто шли по этим линиям и не могли заблудиться. Да, были и такие люди, но не все. Какими же ориентирами пользовались люди? Звёздами и созвездиями (Чертогами). Уместно было бы спросить, а кто им тогда преподавал, скажем, астрономию? Да вот дед и отец и преподавали.
И первый наглядный пример астрономии, который дети видели наяву, — это сказка «КОЛОБОК».
Слайд 8 А теперь обратимся к исходному, подлинному тексту
древней сказки «Колобок». «Коло» — это круг и «бок» какого-то
круга. То есть мы видим бок какого-то круга, который ещё сам ходит по кругу. Посмотрите, читая сказку, на щит Числобога и вам всё будет понятно.
Читаем неискаженную сказку Колобок.
Попросил Тарх Перунович Дживу: «Создай колобок».
И Она по Сварожьим Сусекам поскребла, по чертожьим амбарам помела и слепила колобок, и положила на окно Чертога Рады.
И засиял колобок, и покатился по Перунову Пути. Но недолго он катился, в Чертог Вепря прикатился, отгрыз Вепрь у колобка бок, но не весь откусил, а крошечку.
Покатился дальше колобок и докатился до Чертога Лебедя, и Лебедь отклевал кусочек, и в Чертоге Ворона — Ворон отклевал кусочек, в чертоге Медведя — Медведь колобку бок помял.
Волк в своём Чертоге почти полколобка обглодал, а когда докатился колобок до Чертога Лисы, то Лиса его съела.
Слайд 9Или в другом изложении:
Попросил Рас Деву: «Испеки
мне Колобок».
Дева по Сварожьим амбарам помела, по
Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок.
Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему — Лебедь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» И отщипнул клювом кусочек от Колобка.
Катится Колобок дальше. Навстречу ему — Ворон: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел.
Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Схватил Колобка поперёк живота да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унёс.
Катится Колобок, катится по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему Волк: «Колобок-Колобок, я тебя съем!» Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок.
Но Путь его ещё не закончился. Катится он дальше, уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит: «Колобок-Колобок, я тебя съем!». «Не ешь меня, Лисонька», — только и успел проговорить Колобок, а Лиса его: «Ам», — и съела целиком.
Слайд 10Сказка, знакомая всем с детства, обретает совсем иной смысл и
куда более глубокую суть, когда мы открываем для себя Мудрость
Предков. Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни «почти ватрушкой», как поют в современных сказках и мультиках самые разномастные хлебобулочные изделия, которых нам выдают за Колобка. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок — это метафора, как почти все Образы героев русских сказок. Недаром русский народ повсюду славился своим образным мышление.
Слайд 11 Сказка о Колобке — это астрономическое наблюдение
Предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге
Раса) до новолуния (Чертог Лисы). «Замес» Колобка — полнолуние, в данной сказке происходит в Чертоге Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идёт на убыль, т. е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) — «съедают» часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остается: Мидгард-Земля (по-современному — планета Земля) полностью закрывает Месяц от Солнца. А животные, которые встречаются Колобку на его пути, - это созвездия.
Подтверждение именно такой интерпретации Колобка мы находим в русских народных загадках (из собрания В. Даля): «Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается». — Это про Небеса и Ярило-Солнце.