Разделы презентаций


Технологии художественно-публицистических жанров

Содержание

Основная литература: Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра: учебное пособие. СПб., 2000Дополнительная литература:Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л., 1980.Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Технологии художественно-публицистических жанров

Технологии художественно-публицистических жанров

Слайд 2Основная литература:
 
Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.
Ким М.Н. Очерк:

Теория и методология жанра: учебное пособие. СПб., 2000
Дополнительная литература:
Алексеев В.А.

Русский советский очерк. Л., 1980.
Беневоленская Т.А. Композиция газетного очерка. Пособие по спецкурсу. М., 1975.
Дмитровский А.Л. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в средствах массовой коммуникации. Воронеж, 2002. — № 5-6.
Эпштейн М. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре нового времени) // Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М.: Прогресс, 1987.
Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

Основная литература: Кайда Л.Г. Эссе: стилистический портрет. М., 2008.Ким М.Н. Очерк: Теория и методология жанра: учебное пособие. СПб.,

Слайд 3Зачет состоит из трех контрольных точек
1. Текст эссе
2.Текст очерка
3.Тест по

теории и истории жанров очерка и эссе

Зачет состоит из трех контрольных точек1. Текст эссе2.Текст очерка3.Тест по теории и истории жанров очерка и эссе

Слайд 4Художественно-публицистические жанры
Можно разделить на две группы
Основание для деления: категория пафоса
Пафос:

приём обращения к эмоциям аудитории
Пафос сатирический: фельетон, памфлет
Пафос жизнеутверждающий: очерк, эссе

Художественно-публицистические жанрыМожно разделить на две группыОснование для деления: категория пафосаПафос: приём обращения к эмоциям аудиторииПафос сатирический: фельетон, памфлетПафос жизнеутверждающий:

Слайд 5Эссе
Непрестанно обновляясь и видоизменяясь от автора к автору, эссеистика упорно

противится сколь-нибудь четкому обозначению своей специфики, выступая скорее как некая

наджанровая система, включающая самые разнообраз­ные философские, исторические, критические, биографические, автобиографические, публицистические, моральные, научно-популярные сочинения
«что такое эссе, никогда в точности не было определено» (Dictionary of world literary terms. Ed. by J. T. Shipley. L., 1970)
"Эссе не может быть приведено к какой-либо дефиниции« (Current Literary Terms. A Concise Dictionary of their Origin and Use. L., 1980)

ЭссеНепрестанно обновляясь и видоизменяясь от автора к автору, эссеистика упорно противится сколь-нибудь четкому обозначению своей специфики, выступая

Слайд 6Появление жанра эссе в эпоху Возрождения (XVI в.). Предпосылки:
Начало ренессансного

гуманизма
Развитие естественных наук
Поиск путей свободы личности
 Человек при помощи науки стремился

к познанию всеобщего, к познанию всей Вселенной. В том числе и себя самого
Монтень - человек конца эпохи Возрождения

Появление жанра эссе в эпоху Возрождения (XVI в.). Предпосылки: Начало ренессансного гуманизмаРазвитие естественных наукПоиск путей свободы личности Человек

Слайд 7Предпосылки возникновения жанра в восточной культуре
Японская бессюжетная проза, жанр «дзуйхитсу»

- «следуй за кистью»
XI век - золотой век японской истории,

во времена эпохи Хэйан – эпохи «мира и покоя»
 Эссе Сэй Сёнагон («Записки у изголовья»), Камо Тэмей («Записки в келье»), Еси Кэнко («В часы досуга»)
Аналогичный жанр в китайской литературе  - «суйби» («по следам кисти»)
«Поучение Владимира Мономаха» - образец эссеизма XII века

Предпосылки возникновения жанра в восточной культуреЯпонская бессюжетная проза, жанр «дзуйхитсу» - «следуй за кистью»XI век - золотой

Слайд 8Мишель Эйкем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne, 1533—1592) 
-

писатель -философ - автор книги «Эссе» - «Опыты» - имел прозвище «французский Сократ»

Мишель Эйкем де Монтень (фр. Michel Eyquem de Montaigne, 1533—1592)  - писатель -философ - автор книги «Эссе»

Слайд 9Мишель Эйкем де Монтень
получил блестящее по тем временам образование
 в совершенстве

овладел латынью и читал в подлинниках произведения римских философов, прозаиков,

драматургов, а также греческих поэтов и мыслителей, переведенные на латынь
окончил колледж, один из известнейших университетов южной Франции в Тулузе 
был назначен королевским советником городского парламента в Бордо, дважды избирался мэром, но затем отказался от этой должности, сосредоточившись на литературном труде

Мишель Эйкем де Монтеньполучил блестящее по тем временам образование в совершенстве овладел латынью и читал в подлинниках произведения

Слайд 10Возникновение эссе
Культурно-социальная среда: период религиозных войн,  годы смутного времени
Оставив службу

советника парламента в Бордо, Монтень посвящает десятилетие работе над "Опытами",

первое издание которых, первоначально в двух книгах, появляется в 1580 г. 
пошел по пути, избранному всей эпохой, – в направлении к человеку: в духе гуманистической традиции, с полнотой доверия отнесся к природе человека, обнаруживая ее черты через самопознание:  «в ней (книге) кое-какие следы моего характера и моих мыслей»; «содержание моей книги – я сам»
Возникновение эссеКультурно-социальная среда: период религиозных войн,  годы смутного времениОставив службу советника парламента в Бордо, Монтень посвящает десятилетие

Слайд 11Произведение одного автора создало жанр, поступательно развивающийся более 5 веков


Индивидуальный творец определил сущность жанра – эссе направлено на самораскрытие

автора на глазах у читателя-единомышленника
все работы, касающиеся эссе, цитируют Монтеня
«Моя книга в такой же степени создана мной, в какой я сам создан моей книгой. Это книга, неотделимая от своего автора, книга, составлявшая мое основное занятие, неотъемлемую часть моей жизни, а не занятие, имевшее какие-то особые, посторонние цели, как бывает обычно с другими книгами»


Произведение одного автора создало жанр, поступательно развивающийся более 5 веков Индивидуальный творец определил сущность жанра – эссе

Слайд 12Особенность нового жанра
эссеист не способен быть объективным", так как "эссе

- это продукт давления двух очевидно противоположных авторских намерений: описать

реальность такой, какая она есть и навязать свой взгляд на нее« (Ж. Террасс)
доминирование функции «убеждения»: «в любом эссе голос, говорящий с нами вступает в отношения лишь с нами. Мы сами и эссеист - герои эссе, так как он пытается убедить нас принять его взгляд на рассматриваемый предмет" (Р. Скулз и К.Клаус)

Особенность нового жанраэссеист не способен быть объективным

Слайд 13Что объединяет отдельные главы «Опытов» в книгу?
самопознание - ведущий мотив

к написанию и основной сюжет "Опытов«
содержание "Опытов" далеко не исчерпывается

авторским анализом собственного «я»: Монтень "выходит на сцену не один. Он приглашает посмотреть на мир с ним, Монтенем или без него, так как он движим сильным желанием знать и понимать" (Ж.Террас)
произведение Монтеня содержит философские, исторические политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора
. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой такого исследования является личность автора

Что объединяет отдельные главы «Опытов» в книгу?самопознание - ведущий мотив к написанию и основной сюжет

Слайд 14Монтень о своей книге
«Это искренняя книга, читатель… Если бы я

писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился

и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моём простом, естественном и обыденном виде, непринуждённым и безыскусственным, ибо я рисую не для кого-либо иного, а для себя самого»

Монтень о своей книге«Это искренняя книга, читатель… Если бы я писал эту книгу, чтобы снискать благоволение света,

Слайд 15Темы эссе Монтеня
Каждое эссе Монтеняссе включает разнообразные способы постижения мира,

не ограничиваясь одной из них
«Опыты» Монтеня принадлежат истории общества истории

литературы, истории философии, истории нравов

Темы эссе МонтеняКаждое эссе Монтеняссе включает разнообразные способы постижения мира, не ограничиваясь одной из них«Опыты» Монтеня принадлежат

Слайд 16Образ автора
Монтень не утопист или энтузиаст – он скептик
мир дан в

присутствии говорящего, под его взглядом, он все время подчеркивает: я так вижу
Монтень

постоянно напоминает, что мыслить и говорить его учит собственная жизнь
занял позицию стороннего наблюдателя в стремлении оставаться независимым
 говорит не как оратор, а как интимный собеседник, рассчитывающий на самых близких людей


Образ автораМонтень не утопист или энтузиаст – он скептикмир дан в присутствии говорящего, под его взглядом, он все время

Слайд 17Образ автора Монтеня
Творческую личность эссеиста характеризует высочайшая степень духовной и

эмоциональной активности
 расположенность к диалогу, повышенная инициативность; высокая степень компетентности
стремится к

контакту с читателем, современником автора, близкому ему по мировоззрению, интересу к литературе, уровню интеллекта и образования

Образ автора МонтеняТворческую личность эссеиста характеризует высочайшая степень духовной и эмоциональной активности расположенность к диалогу, повышенная инициативность; высокая

Слайд 18Композиция эссе Монтеня
Структура свободная, как правило, мозаичная
Если эссе рассказывает

о каком-либо персонаже, то в тексте переплетаются эпизоды его жизни,

описание эпохи, в которой он жил, наблюдения и выводы, сценки и т. д.
Эссеист в текст вставляет сценки из своей собственной жизни, может заочно происходить сравнение двух эпох
включает в себя элементы исповеди, дневниковые записи, заметки, воспоминания, автобиографию, письма и др.

Композиция эссе МонтеняСтруктура свободная, как правило, мозаичная Если эссе рассказывает о каком-либо персонаже, то в тексте переплетаются

Слайд 19Стиль М.Монтеня
порядок в эссе сломан
ссылки Монтеня на свою некомпетентность, забывчивость,

«слабость ума»
ориентация на разговорную речь, непринужденный и фамильярный тон :

«Слюна паршивой дворняжки, забрызгав руку Сократа, может погубить всю его мудрость, все его великие и глубокомысленные идеи, уничтожить их дотла, не оставив и следа от его былого знания»
эссе усеяны многочисленными цитатами из античных авторов,  демонстрируют множество разноречивых возможностей

Стиль М.Монтеняпорядок в эссе сломанссылки Монтеня на свою некомпетентность, забывчивость, «слабость ума»ориентация на разговорную речь, непринужденный и

Слайд 20Эпоха гуманизма создала «Опыты»
Предмет «Опытов» - это человек, человеческая судьба

и жизнь
Уважение природы, характерное для людей эпохи Возрождения: "Не беспокойтесь,

что не сумеете умереть: сама природа, когда придет срок, достаточно основательно научит вас этому. Она сама все за вас сделает, не занимайте этим своих мыслей.«
Цель человека - вслушиваться в природу
Человек в «Опытах» - часть природы и подчиняется естественным законам
«Когда я играю со своей кошкой, кто знает, не забавляется ли скорее она мною, нежели я ею!»

Эпоха гуманизма создала «Опыты»Предмет «Опытов» - это человек, человеческая судьба и жизньУважение природы, характерное для людей эпохи

Слайд 21Размышления о Боге и бессмертии души
предлагает обзор толкований древними авторами

идеи божества
оказался перед противоречием: если бог существует, он - существо

одушевленное, если он существо одушевленное, то он имеет органы чувств, а если он имеет органы чувств, то он подвержен развращающему влиянию страстей
Слабость человеческого разума, считает писатель, не в состоянии рационально обосновать веру, которая может быть обнаружена только в «откровении»
 превращает бога в абстрактную сущность, имеющую значение некой первопричины

Размышления о Боге и бессмертии душипредлагает обзор толкований древними авторами идеи божестваоказался перед противоречием: если бог существует,

Слайд 22Итоги «Опытов»
Задуманные как сочинение интимное, "Опыты" вскоре стали литературным произведением

национального масштаба, оказавшим огромное влияние на формирование философской, этической, политической

мысли не только Франции, но и других европейских стран
Жанр эссе обновлялся от автора к автору, становясь наджанровой системой
Тексты эссе сохраняли стремление к научному и художественному исследованию человека

Итоги «Опытов»Задуманные как сочинение интимное,

Слайд 23Эссе Мишеля Монтеня заложили основу жанра жанрообразующими признаками
Тексты, разнообразные по

тематике и содержанию, охватывающие все области душевной и интеллектуальной жизни

общества
философские размышления автора текста о судьбе человека и общества
личностный характер размышлений, стремление приобщить читателя своему миропониманию
публицистичность текста, философского и лиричного одновременно


Эссе Мишеля Монтеня заложили основу жанра жанрообразующими признакамиТексты, разнообразные по тематике и содержанию, охватывающие все области душевной

Слайд 24становление жанра эссе в английской литературе и журналистике XVII —

начала XVIII вв
нарастание капиталистических производственных отношений и усиление роли буржуазии
в

английской философии того периода шла борьба между материализмом и идеализмом
сложная этическая проблематика философско-литературных произведений
Переведенные на английский язык в 1603 г.,"Опыты" Монтеня, охватывающие по тематике почти все области человеческой жизни, пользова­лись в Англии большой популярностью

становление жанра эссе в английской литературе и журналистике XVII — начала XVIII ввнарастание капиталистических производственных отношений и

Слайд 25Жанр эссе развивался в Англии на протяжении ХVII века
В

английском эссе как правило предмет сам по себе не так

важен, как манера его изображения

Английское эссе - хорошая беседа (conversation in writing), разговор обо всем, о чем хочешь


Жанр эссе развивался в Англии на протяжении ХVII века В английском эссе как правило предмет сам по

Слайд 26Фрэнсис Бэкон (Bacon) (22.1.1561- 9.4.1626)
Собрание афористических эссе Бэкона (Essays, etc.)

вышло в 1597 году
Бэкон касается самых разных предме­тов ("Об истине",

'0 смерти", "О женитьбе и холостяцкой жизни«)
Человек в эссе Бэкона выс­тупает как носитель активного творческого начала ("Лекало судь­бы человека в его собственных руках")

Фрэнсис Бэкон (Bacon) (22.1.1561- 9.4.1626)Собрание афористических эссе Бэкона (Essays, etc.) вышло в 1597 годуБэкон касается самых разных

Слайд 27Английское эссе ХVII века
Джон Донн 1572-1631, писатель и проповедник

Абрагам Коули

(Cowley) 1618 -1667, поэт

Сборник "Размышления по чрезвы­чайным поводам" (1623)

Сборник

"Несколько речей в манере эссе« (1668)

Английское эссе ХVII векаДжон Донн 1572-1631, писатель и проповедникАбрагам Коули (Cowley) 1618 -1667, поэтСборник

Слайд 28Английское эссе ХVIII века
доминирует в английс­кой литературе;
процветает в многочисленных периодических

изданиях;
проявляется то в новой форме, то в соединении с

более ранними вариантами жанра
Яркими эссеистами ХVIII века были Чарльз Лэм («Очерки Элии»), Томас де Квинси, Уильям Хэзлитт



Английское эссе ХVIII векадоминирует в английс­кой литературе;процветает в многочисленных периодических изданиях; проявляется то в новой форме, то

Слайд 29Первые эссе в в журнале «Болтун»
Одной из задач журнала было

познакомить читателя с серией коротких эссе о разнообразных случаях из

жизни
произошло сочетание обычного эссе с изучением характера («смыкание» с портретным очерком)
жанровая синкретичность (элементы газетной хроники, фельетона, литературно-критической статьи и но­веллы)
эссе Аддисона и Стиля стали просветительскими "опытами" изучения человеческих нравов

Первые эссе в в журнале «Болтун»Одной из задач журнала было познакомить читателя с серией коротких эссе о

Слайд 30Образы рассказчика в эссе Аддисона и Стиля:
Исаак Бикерстаф ( литературный

персонаж из памфлета Свифта) - старик-философ с чувством юмора
Образ рассказчика-Зрителя

(«Я обитаю в мире людей скорее как зритель, наблюдающий людей, чем участник их жизни») - эссе в журнале «Зритель»
провинциальный помещик сэр Роджер де Коверли
купец из Сити сэр Эндрью Фрипорт
отставной офицер капитан Сентри


Образы рассказчика в эссе Аддисона и Стиля:Исаак Бикерстаф ( литературный персонаж из памфлета Свифта) - старик-философ с

Слайд 31В XVIII веке эссе- один из ведущих жанров французской журналистики

и литературы
Вольтер (1694-1778)
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Дени Дидро (1713-1784)

«Философские письма» - 1734

и др.
«Рассуждения» - 1732
"Салоны" - 1759 по 1781

В XVIII веке эссе- один из ведущих жанров французской журналистики и литературыВольтер (1694-1778)Жан-Жак Руссо (1712-1778)Дени Дидро (1713-1784)«Философские

Слайд 32Немецкое эссе в XVIII веке
Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)-

поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель
 
Иоанн Годфрид Гердер (1744-1803) -

писатель и теолог, историк культуры, создатель исторического понимания искусств

«Воспитание человеческого рода» (1780)



«Письма для споспешествования гуманности» (1793) и др.

Немецкое эссе в XVIII веке Готхольд Эфраим Лессинг (1729- 1781)- поэт, драматург, теоретик искусства и литературный критик-просветитель Иоанн Годфрид

Слайд 33В конце XVIII эссе появилось в США
В качестве тем, как

правило, выступали политика и религия
Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с

политической сатирой
Дж.Мэдисон с другими авторами Федералиста (1787–1788, сборник статей из нью-йоркских газет в поддержку конституции) развивал английскую традицию логичного и серьезного эссе
В.Ирвинг стал первым крупным литературным эссеистом в истории США
В первой трети XIX века ярким явлением стала эссеистика Р.У.Эмерсона и Г.Д.Торо, а также Марка Твена (Эссе «В защиту Гарриет Шелли»)

В конце XVIII эссе появилось в СШАВ качестве тем, как правило, выступали политика и религияБ.Франклин успешно сочетал

Слайд 34Развитие английского эссе
XIX век

Т. Карлейль
У. Хэзлитт
М. Арнолд

ХХ век

М.

Бирбом
Х. Беллок
Г.Уэллс
Б. Шоу
Г. К. Честертон

Английскому эссе свойственно импровизированное, скрыто диалогизованное

обращение к широкому читателю.
Развитие английского эссе XIX векТ. КарлейльУ. ХэзлиттМ. Арнолд ХХ векМ. БирбомХ. БеллокГ.УэллсБ. ШоуГ. К. ЧестертонАнглийскому эссе свойственно

Слайд 35Французское эссе ХХ века
Писатели:

Ромен Роллан
Андре Моруа

Философы-экзистенциалисты:

Жан-Поль Сартр
Симона де Бовуар
Альбер Камю

Эссеизм

— это синтез разнообразных форм культуры на основе самосознания личности,

которая восходит благодаря такому опосредованию ко все более высоким степеням духовной универсальности.
Французское эссе ХХ векаПисатели:Ромен РолланАндре МоруаФилософы-экзистенциалисты:Жан-Поль СартрСимона де БовуарАльбер КамюЭссеизм — это синтез разнообразных форм культуры на

Слайд 36Эссеизм Латинской Америки
Хорхе Луис Борхес («Девять эссе о Данте» );
Хулио

Кортасар (книга «Найденные рукописи»)
Габриэль Гарсиа Маркес («Другая строна вещей»)
Умберто Эко

(«Пять эссе на тему этики»)

Эссеизм Латинской АмерикиХорхе Луис Борхес («Девять эссе о Данте» );Хулио Кортасар (книга «Найденные рукописи»)Габриэль Гарсиа Маркес («Другая

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика