Слайд 1Технология поиска информации в сети Интернет.
Слайд 2Инструменты информационного поиска
Слайд 3Поиск:
фактографический поиск: в энциклопедиях, справочниках, словарях;
библиографический поиск: библиотеки, каталоги, программы;
документальный
поиск: электронные документы, электронные библиотеки, электронные журналы.
Слайд 4поисковые службы или сервисы:
справочники или каталоги
поисковые системы
Слайд 5Поведение пользователя, осуществляющего управление процессом поиска, определяется не только информационной
потребностью, но и инструментальным разнообразием системы - технологиями и средствами,
предоставляемыми системой.
Слайд 6Поисковые технологии -
инифицированные (оптимизированные в рамках конкретной информационно-поисковой системы)
последовательности эффективного использования отдельных средств поиска в процессе взаимодействия пользователя
с системой.
Слайд 7информационные системы:
тематические каталоги и специализированные каталоги (онлайновые справочники);
поисковые машины (полнотекстовый
поиск);
средства мета-поиска.
Слайд 8Тематические каталоги предусматривают обработку документов и отнесение их к одной
из нескольких категорий, перечень которых заранее задан.
Специализированные каталоги или
справочники создаются по отдельным отраслям и темам.
Слайд 9Поисковые машины реализуют технологию полнотекстового поиска. Индексируются тексты, расположенные на
запрашиваемых серверах.
При использовании средств мета-поиска запрос осуществляется одновременно несколькими поисковыми
системами. Результат поиска объединяется в общий, упорядоченный по степени релевантности, список.
Слайд 10Средства поиска - взаимозависимый комплекс информационно-поисковых языков и языков определения/управления
данными, обеспечивающий структурные и семантические преобразования объектов обработки (документов, словарей,
совокупностей результатов поиска).
Слайд 111. Справочники
имеют четкую иерархическую систематическую или логико-тематическую структуру.
Работа со справочниками
позволяет ориентироваться в Интернет-ресурсах в пределах отдельных отраслей знания, углубляясь
от общего к частному, меняя иерархические ветви, возвращаясь на несколько шагов назад и т.д.
Слайд 12Среди российских разработок в этой области значатся:
Апорт (адрес: www.aport.ru),
List.ru (адрес:
list.mail.ru),
Weblist (адрес: www.weblist.ru),
Иван Сусанин (адрес: www.susanin.net)
Улитка (адрес: www.ulitka.ru).
Слайд 13Главной отличительной особенностью справочников является то, что они сделаны вручную.
Слайд 14Параметры, характеризующие достоинства справочников, являются:
объем;
оперативность отражения новых или изменившихся ресурсов;
логичность
и последовательность иерархической схемы классификации;
перекрестность структуры.
Слайд 15Объем - степень его надежности.
Логичность - степень простоты, с которой
пользователи находят требуемые сведения.
Система перекрестных ссылок позволяет выявить информацию, используя
разные подходы.
Слайд 16Справочники предназначены для решения трех типов задач:
ориентация в незнакомой отрасли
знания;
разыскание крупных объектов, каковыми являются, к примеру, серверы организаций или
значительных проектов;
получение готового перечня ресурсов, имеющих размытый поисковый образ (библиотек определенного типа, транспортных расписаний или сайтов политических партий и т.д.)
Слайд 172. Поисковые системы
Задача поисковых машин - обеспечить детальное разыскание информации,
что может быть достигнуто только за счет учета (индексирования) содержания
максимально возможного числа веб-страниц. В отличие от справочников, поисковые машины функционируют в автоматизированном режиме и имеют единообразный принцип действия.
Слайд 18Поисковая система
Компонент индексации,
модуль ранжирования
Программа-робот
Слайд 19Вывод результатов осуществляется с помощью специального модуля, который производит интеллектуальное
ранжирование результатов. При этом в расчет берется:
местоположение термина в документе
(название, заголовок, основной текст), частота его повторения,
процентное соотношение искомого термина к тексту страницы,
число и авторитетность внешних ссылок на данную страницу с других сайтов.
Слайд 20К основным параметрам поисковых систем относятся:
число проиндексированных серверов и отдельных
документов (объем индексных файлов);
степень оперативности обновления базы данных за счет
включения сведений о новых материалах и удаления устаревших;
возможности для составления запроса;
интеллектуальность системы ранжирования результатов поиска;
наличие дополнительных сервисных функций, облегчающих работу пользователя.
Слайд 21Примеры поисковых систем
Google (адрес: www.google.com),
AlltheWeb(адрес: www.alltheweb.com),
Alta Vista (адрес: www.altavista.com).
Слайд 22лидирующая группа российских поисковых средств
Яндекс (адрес: www.yandex.ru),
Rambler (адрес:www.rambler.ru),
Апорт (адрес: www.aport.ru)
Слайд 23В российском сегменте Интернета представлены и мета-поисковые системы, рассылающие запросы
как в российские, так и глобальные поисковые системы.
Punto (адрес:http://punto.ru)
MetaBot
(адрес: http://www.metabot.ru)
Слайд 24Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится
решать любому пользователю Интернета.
Существуют три основных способа поиска информации в Интернет:
1. Указание адреса страницы.
2. Передвижение
по гиперссылкам.
3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Три способа поиска информации в Интернет
Слайд 25Поисковая система
— веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете.
Большинство поисковых
систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные
искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet.
Слайд 26Типы поисковых систем
По принципу действия поисковые системы делятся на два типа:
Слайд 27Поисковые каталоги
Поисковые каталоги служат для тематического поиска.
Информация на этих серверах структурирована
по темам и подтемам.
Катало́г ресурсов в Интернете — структурированный набор ссылок на сайты с кратким
их описанием.
Каталог в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов называется рейтинг (или топ).
Слайд 29Поисковые индексы
Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу
слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие
указанные термины.
Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.
Слайд 30Язык запросов поисковой системы
Это группа ключевых слов, сформированная по определенным
правилам — с помощью языка запросов, называется запросом к поисковому
серверу.
Языки запросов к разным поисковым серверам очень похожи. Подробнее об этом можно узнать, посетив раздел «Помощь» нужного поискового сервера.
Слайд 31Правила формирования запросов на примере поисковой системы Yandех.
Слайд 32Правила формирования запросов на примере поисковой системы Yandех. продолжение
Слайд 33Несколько простых правил поиска
Не искать информацию только по одному ключевому слову.
Лучше
не вводить ключевые слова с прописной буквы, так как это
может привести к тому, что не будут найдены те же слова, написанные со строчной буквы.
Если в итоге поиска вы не получили никаких результатов, проверьте, нет ли в ключевых словах орфографических ошибок.