Слайд 1Тема 1: Бизнес и предпринимательство. Место и роль предприятия в
народнохозяйственном комплексе страны
Слайд 2Содержание
1. 1 Понятие «бизнес», «предпринимательство», «предприятие», «фирма», «организация».
1.2 Предприятие
как основной субъект рыночной экономики
1.3 Сущность, роль и особенности условий
работы предприятий до и после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
1.4 Основные цели и функции предприятий в условиях рынка
1.5 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий в условиях рынка
1.6 Предпринимательство и организационные формы предприятия.
1.7 Конкурентная среда предприятия
Слайд 31.1 Понятие «бизнес», «предпринимательство», «предприятие,» «фирма», «организация». Предприятие как основной
субъект рыночной экономики
Алан Хоскинг, автор «Business studies» — одного из
многих систематических изданий Холборнского колледжа (Лондон), дал следующее определение бизнеса:
Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары , услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.
Слайд 4Бизнес как процесс предполагает определенные функции:
ведение финансов и учета,
управление
кадрами,
материально-техническое обеспечение,
производственную деятельность,
маркетинг,
научно-исследовательские и проектные работы, поддержка бизнеса (консалтинг)
и связь с общественностью( PR).
Слайд 5Другие экономисты рассматривают бизнес как
вид конкретной экономической деятельности, организованной
в рамках определенной структуры, целью и результатом которой является получение
дохода.
понятие «бизнес» определено полем (областью) коммерческой деятельности, т.е. деятельности, непосредственно направленной на получение прибыли.
Слайд 6 Любой бизнес, таким образом, имеет свою экономико-организационную форму
в виде предприятия.
Предприятие, стремясь выделиться на рынке из среды
подобных, создает и регистрирует свои отличия в виде фирменного названия и атрибутов.
Здесь понятие бизнеса шире: бизнес рассматривается не только как процесс деятельности, но и как объект собственности, который можно продать, заложить, застраховать, завещать.
В этом случае бизнес становится объектом сделки, товаром.
Слайд 7Бизнес как товар имеет ряд особенностей:
это товар инвестиционный, т.е. товар,
вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем;
бизнес является
системой, но продаваться может как вся система в целом, так и ее части (элементы);
потребность в этом товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого товара, так и во внешней среде;
необходимость участия государства не только в регулировании механизма купли-продажи бизнеса, но и в формировании рыночных цен на бизнес (это связано с особым значением устойчивости бизнеса для стабильности в обществе).
* См.: Оценка бизнеса : учебник / под ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2000.
Слайд 8Предпринимательство
Предпринимательство – это любая деятельность, организованная на свой
страх и риск, направленная на производство товаров и услуг в
целях получения прибыли.
В отличие от бизнеса – рискованная (новаторская).
Страх - страховые запасы/резервы – личное накопленное имущество.
Риск – угроза потерь в силу неблагоприятных событий.
! Любая коммерческая деятельность должна быть связана с предпринимательством.
! Бизнесмен и предприниматель отличаются. Бизнесмен – сохраняет свое дело. Предприниматель – вносит новое.
Понятие бизнес гораздо шире, чем предпринимательство.
Слайд 9Предприятие
Основное звено в бизнесе – предприятие.
Предприятие - это
самостоятельный, хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и
оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Аналогом предприятия является коммерческая организация.
Коммерческая деятельность направлена на получение прибыли, так коммерческая деятельность должна являться предпринимательской.
Собственник – хозяин и, как правило - организатор. Может передать организацию – менеджеру.
Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит.
Слайд 10Фирма
Фирма - организация, которая владеет и ведет хозяйственную
деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица.
Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в области промышленности, торговли, строительства, транспорта и т.д.
Фирма изначально рассматривается как основной субъект рыночных отношений, органически сочетающий в себе функции собственности и хозяйствования и несущий имущественную ответственность.
Слайд 11Организация
Организация - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий
работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и
получения прибыли.
Слайд 121.2 Предприятие как основной субъект рыночной экономики
Предприятие -
самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги
в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Именно предприятия выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Слайд 13 Характеристика предприятия предполагает определение его основных признаков, делающих
его самостоятельным субъектом рыночных отношений:
- организационное единство подразумевает наличие на
предприятии определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;
- производственно-техническое единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;
- наличие обособленного имущества, которое предприятие самостоятельно использует в определенных целях;
- имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;
- оперативно - хозяйственная и экономическая самостоятельность выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.
Слайд 141.3 Сущность, роль и особенности условий работы предприятий до и
после перехода на рыночные отношения с макроэкономических позиций
Предприятия
выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т.е. создают основу для потребления и приумножения национального богатства.
Если схематично представить себе всю систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то ее фундамент составляют предприятия.
Слайд 15 Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме.
При этой схеме основой являются ресурсы; именно они являлись ограничителем
объема выпуска продукции. Таким образом, объем выпуска продукции на предприятиях в условиях плановой экономики в основном зависел от возможностей государства обеспечить предприятие необходимыми ресурсами.
С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены работать по совершенно иной схеме. В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать:
конъюнктуру рынка,
запросы покупателей,
емкость рынка,
качество продукции у потенциального конкурента,
и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.
Слайд 16
История развития общественного производства свидетельствует, что наиболее эффективно
предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны:
наличие
различных форм собственности,
здоровая конкуренция,
демонополизация экономики,
свободное ценообразование,
наличие развитой рыночной инфраструктуры,
преимущество потребителя по сравнению с производителем,
и другие необходимые атрибуты.
Слайд 17 При любой форме хозяйствования предприятия играют важнейшую
роль в экономике государства. С макроэкономических позиций предприятия являются основой
для:
увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов с предприятий;
обеспечения обороноспособности государства;
обеспечения простого и расширенного воспроизводства;
развития национальной науки и ускорения НТП;
повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
развития медицины, образования и культуры;
решения проблемы занятости;
решения многих других социальных проблем.
Слайд 181.4 Основные цели и функции предприятий в условиях рынка
Основной целью
предприятия в условиях рынка является устойчивое получение прибыли.
Предприятия могут добиться устойчивого получения прибыли, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов.
Слайд 19Немецкий экономист Г.Шмален выделяет следующие принципы управления предприятием:
Экономичность. В ее
основе лежит требования - не тратить даром производственные факторы (ресурсы),
т.е. работать «экономично»;
Финансовая устойчивость. Означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться со своими долгами или:
собственными средствами,
путем отсрочки,
за счет получения кредита .
Прибыль.
Высшая цель предприятия (предпринимательской деятельности) – превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли.
Слайд 20Основной механизм рыночной экономики – кругооборот товаров и услуг, обеспечивающих
конкурентную среду удовлетворения человеческих потребностей.
Слайд 21К основным функциям предприятия можно отнести:
изготовление продукции производственного и личного потребления в
соответствии с профилем предприятия;
продажа и поставка продукции потребителю;
послепродажное обслуживание;
материально —
техническое обеспечение производства;
управление и организация труда персонала на предприятии;
повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
предпринимательство;
уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Слайд 221.5 Факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий в условиях рынка
Под
словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия
в условиях рынка.
В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют самые разнообразные факторы. Их можно классифицировать по самым различным признакам.
Слайд 23 В зависимости от направленности действия все факторы можно
объединить в две группы:
позитивные,
негативные.
Позитивные - это
такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные - наоборот.
Слайд 24 В зависимости от места возникновения все факторы можно
классифицировать на:
внутренние,
внешние.
Внутренние факторы зависят от деятельности
самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает.
Например, на предприятии разработана и внедрена хорошая система материального стимулирования, которая значительно повысила мотивацию труда работников, что способствовало повышению эффективности производства.
Слайд 25 Внутренние факторы настолько разнообразны, что их также целесообразно
объединить в следующие группы:
связанные с личностью руководителя и способностью его
команды управлять предприятием в условиях рынка;
связанные с ускорением НТП, с инновационной политикой предприятия;
связанные с совершенствованием организации производства и труда, управлением предприятием;
связанные с организационно-правовой формой хозяйствования;
связанные с созданием благоприятного социально-психологического климата в коллективе;
связанные со спецификой производства и отрасли;
связанные с качеством и конкурентоспособностью продукции, с управлением издержками и ценовой политикой;
связанные с амортизационной и инвестиционной политикой.
Слайд 26Кроме того, все внутренние факторы можно разделить на:
объективные,
субъективные.
Объективные -
это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления,
например ухудшение горно-геологических условий на горном предприятии или стихийные бедствия.
Субъективные факторы, а они составляют абсолютное большинство, полностью зависят от субъекта управления, и они должны быть всегда в поле зрения и анализа.
Слайд 27 Эффективность работы предприятия в условиях рынка в значительной
степени зависит и от внешних факторов, которые можно классифицировать в
следующие группы:
связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка. В основном это проявляется в изменении спроса и предложения, а также в колебании цен;
связанные с изменениями политической обстановки как внутри страны, так и в более глобальном масштабе;
связанные с инфляционными процессами;
связанные с деятельностью государства.
Слайд 281.6 Предпринимательство и организационные формы предприятия
Предпринимательство - это
вид деятельности, осуществляемый на свой страх и риск, под свою
имущественную ответственность, направленный на получение дохода.
Организационные формы предприятия:
Коммерческие и некоммерческие организации (Индивидуальный частный предприниматель);
Хозяйственные товарищества и общества;
Общество с ограниченной ответственностью- LTD;
АО : ОАО, ЗАО.
Слайд 29Индивидуальные предприниматели
Индивидуальные предприниматели (трейдеры) - лицо, которое
ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и
несет личную ответственность, самостоятельно принимает решения.
Его вознаграждение – полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль.
Например: местное производство ( работающие на себя ремесленники), местная розничная торговля (владелец ресторана), владельцы ферм.
Слайд 30Юридические требования:
получение лицензии на ведение торговли;
представление деклараций о состоянии финансов
в отдел внутренних бюджетных поступлений для взимания налогов (предоставление в
Управление по взиманию пошлин и акцизного сбора для взимания налога на добавленную стоимость, если годовой оборот > 21,5 тыс.ф.ст.);
соблюдение действующего законодательства в найме на работу, если применяется труд других лиц;
соблюдение законов или инструкции в данной области предпринимательства.
Слайд 31Преимущества индивидуального предпринимательства:
часто клиенты лично известны ИП => он может
незамедлительно реагировать на изменения их потребностей и вкусов;
свойственна гибкость, возможность
оперативного принятия решения.
Слайд 32Недостатки индивидуального предпринимательства:
ограниченность финансовых ресурсов
ограниченность масштабов
слабая конкурентоспособность
И
все же роль ИП велика (занятость, особые виды товаров,…)
Слайд 33Хозяйственные товарищества и общества
Наиболее распространенной формой коллективного предпринимательства
является хозяйственные товарищества и общества.
Согласно ГК РФ хозяйственными
товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом.
Слайд 34
Хозяйственные товарищества и общества имеют общие
черты:
имущество, созданное за счет вкладов учредителей, принадлежит ему на праве
собственности;
все они – коммерческие организации;
общества и товарищества как юридические лица могут быть участниками других обществ и товариществ.
Слайд 35 Хозяйственные товарищества и общества близки по своей организационно-правовой
форме хозяйствования, что дает возможность преобразования одного вида в другой.
Но между ними имеются различия.
Товарищество- это объединение лиц.
Общество- объединение капиталов.
Слайд 36Товарищества:
А) полное товарищество
Полным товариществом признается товарищество , участники которого (полные товарищи), в
соответствии с заключенным между ними договорами, занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
Создается на основе учредительного договора.
Наименование должно содержать либо имена всех участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слова «и компания» и «полное товарищество».
Управление осуществляется всеми участниками (по общему согласию).
В учредительном договоре может быть оговорено, что решение принимается большинством голосов.
Прибыль и убытки распределяются пропорционально между участниками или в соответствии с соглашением.
Слайд 37Б) товарищество на вере (коммандитное товарищество)
Товарищество на вере представляет собой товарищество, в котором наряду с
участниками, осуществляющими от имени товарищества деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
При включении в наименование товарищества на вере имени вкладчика автоматически делает его полным товарищем.
Слайд 38ООО (общество с ограниченной ответственностью) – LTD
ООО признается
учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен
на доли, определенные учредительными документами.
Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Пример: ООО «Крафт Фудс Рус» (название содержит наименование общества и слова ООО).
Число участников не должно превышать предела, установленного ФЗ об «ООО».
Высший орган- общее собрание его участников.
Слайд 39Преимущества и недостатки
«+»:
может быть создано одним лицом;
члены общества
несут ограниченную ответственность.
«-»:
уставный капитал не может быть меньше величины,
установленной законом;
менее привлекательна для кредиторов (ФЗ РФ - №312).
Слайд 40 В России в настоящее время, по данным регистрирующих
органов, общества с ограниченной ответственностью составляют более 70% от числа
всех коммерческих юридических лиц.
Слайд 41АО (pb, inc pb)
ФЗ «об АО»:
АО признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число
акций.
Участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Основной учредительный документ- устав.
Устав содержит: фирменное наименование, место нахождения, тип АО; количество, номинал, категории акций, права владельца, размер уставного капитала и др.
АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым.
Слайд 42ОАО
ОАО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, бухгалтерский
баланс, счет прибылей и убытков.
Акционеры могут отчуждать принадлежащие
им акции без согласия других акционеров.
Вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции.
Число учредителей и акционеров не ограничено.
Примеры: ОАО «АвтоВаз», «Карелэнерго».
Слайд 43 ЗАО
АО, акции которого распределяются только между
его учредителями, признается закрытым.
Акции распределяются только среди учредителей
или заранее определенного круга лиц.
Не вправе проводить открытую подписку.
Право преимущественного приобретения продаваемых другими акционерами акций.
Число участников ограничено, не более 50 человек.
Примеры: ЗАО «Эвалар».
Слайд 44Размер уставного капитала:
ОАО- не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда
на дату регистрации общества
ЗАО- не менее 100 МРОТ
Может
создаваться резервный фонд (не менее 15% уставного капитала).
Высший орган управления: собрание акционеров.
Слайд 45Преимущества:
рациональность, там где необходимо крупномасштабное производство;
гарантия, что при выходе его
участников из общества основной капитал общества будет сохранен;
это проводники ускорения
НТП;
имеют право выпускать акции;
акционер имеет, ограниченную ответственность в случае банкротства.
Слайд 46
Недостатки:
отсутствие возможности всех участников принимать участие в управлении, т.к. для
реального контроля необходимо иметь ~ 20% акции.
Слайд 471.7 Конкурентная среда предприятия
Конкуренция - это экономическое состязание изготовителей одинаковых
товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей
и получение благодаря этому максимальной выгоды.
Конкуренция - важное средство контроля в рыночной системе.
Состояние конкурентной среды и действия конкурентов влияют на маркетинговые решения компании, ее планы и политику.
Слайд 48Виды конкуренции:
функциональная. Такая конкуренция возникает между разными товарами (услугами), удовлетворяющими
одну и ту же потребность. Например, автомобильные и железнодорожные перевозки;
видовая. Этот вид конкуренции возникает между товарами (услугами) одного вида, но имеющими, по крайней мере, одно существенное отличие Например, мотоциклы с различной мощностью двигателя;
предметная. Конкуренция между товарами разных производителей, имеющими практически одинаковые свойства.
Слайд 49 Изучение конкурентов не только дает компании представление о
том, на каком рынке она работает, но и позволяет ей
сравнить собственные показатели с показателями конкурентов. Такое сравнение весьма полезно, поскольку дает компании возможность определить, на каких направлениях она должна сосредоточить свои усилия и средства, чтобы добиться преимуществ перед конкурентами или ликвидировать свое отставание от них.
Слайд 50Анализ характеристик конкурентов и сравнение их с соответствующими характеристиками компании
обычно проводят по пяти основным группам параметров:
товары и услуги (качество,
престиж торговой марки, упаковка, срок службы, гарантийный срок, уровень послепродажного обслуживания, технические характеристики, стиль, надежность, удобство в эксплуатации, универсальность, размеры и др.);
цена (прейскурантная цена, условия предоставления скидок, размер скидок, условия расчетов, сроки платежей и др.);
каналы распределения (наличие доставки товара, сети региональных складов, посредники, охват рынка каналами распределения и др.);
продвижение (реклама, PR, стимулирование сбыта, личные продажи).
Слайд 51Конкурентоспособность
Достижение успеха компанией связано с постоянным поддержанием высокой
конкурентоспособности. Конкурентоспособность не является абсолютной величиной. Она складывается из комплекса
указанных выше параметров, каждый из которых берется в сравнении с аналогичными параметрами конкурентов.
Слайд 52 Высокая конкурентоспособность обеспечивается постоянным опережением конкурентов:
в выводе на
рынок новых товаров,
в уровне обслуживания потребителей,
в снижении издержек производства,
во внедрении
новых маркетинговых приемов и т. п..
Слайд 53 Исследование конкурентной среды должно быть непрерывным и отражать
не только текущее состояние дел, но и складывающиеся тенденции.
Трендовый анализ данных, полученных в результате таких исследований, компания должна использовать для прогнозирования изменений в конкурентной среде и заблаговременно планировать ответные ходы на возможные неблагоприятные изменения ситуации.
Слайд 55 Модель конкуренции Портера используется для оценки силы конкуренции в
отрасли, которая ведет к снижению прибыльности.
Назначение модели
Портера в том, что организация должна осуществить поиск такой сферы деятельности, в которой она защищена от действия конкурентных сил, или там имеется возможность использовать эти силы в своих интересах.
Слайд 56Структура
Угроза появления продуктов-заменителей. Наличие продуктов-заменителей, склонность потребителей к которым может
увеличиться вследствие изменения цены (эластичность спроса);
Угроза появления новых игроков. Рынки,
приносящие высокую прибыль, привлекают новых игроков. В результате появляются многочисленные новые игроки, существенно снижающие прибыль. Если не предпринимать действий по блокированию или затруднению входа новых игроков, прибыль будет последовательно снижаться с ростом уровня конкуренции;
Рыночная власть поставщиков. Поставщики сырья, компонентов, рабочей силы и услуг могут влиять на деятельность компании. Они могут отказаться работать с компанией или установить чрезмерно высокие цены на уникальные ресурсы;
Рыночная власть потребителей. Влияние потребителей на компанию и чувствительность потребителя на изменение цены;
Уровень конкурентной борьбы. Для большинства отраслей это определяющий фактор, влияющий на уровень конкуренции в отрасли. Иногда игроки конкурируют агрессивно, иногда происходит неценовая конкуренция в инновациях, маркетинге, бизнес-моделях и т. д.
Слайд 57 Применимость анализа пяти сил по Портеру требует условий:
покупатели,
конкуренты и поставщики не связаны, не взаимодействуют и не сговариваются;
цена
определяется структурными преимуществами (создавая входной барьер);
нестабильность на рынке достаточно низка и позволяет участникам рынка планировать и осуществлять реакцию на действия конкурентов.
Слайд 58 Модель пяти сил Портера позволяет оценить конкурентную среду
по 5 силам конкуренции, которые представлены в виде определенных групп,
влияющих на положение предприятия в отрасли. Таким образом, проводится оценка, какое значение имеет каждая из 5 сил конкуренции по модели Портера и как это сказывается на деятельности предприятия.
Слайд 60Вопросы для самоконтроля
Дайте определение понятию «бизнес».
Какая деятельность называется предпринимательской?
Каковы основные
признаки предприятия?
Какова основная цель предприятия в условиях рынка?
Перечислите функции предприятия.
Назовите
внутренние и внешние факторы, влияющие на эффективность функционирования предприятий.
Назовите организационные формы предприятия.
Каковы преимущества и недостатки ООО?
Что такое конкуренция?
Перечислите пять сил конкуренции по Портеру.
Слайд 61Список использованной литературы
Круглова Н. Ю. Основы бизнеса (предпринимательства) : учебник
/ Н.Ю.Круглова. - М. : КНОРУС, 2010. – 544 с.
Чалдаева
Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Изд-во Юрайт, 2011. – 348 с. - (Основы наук).
Википедия [Электронный ресурс] - Электрон. дан. - URL : http://wikipedia.ru., свободный. - Яз. рус.
Университетская библиотека ONLINE [Электронный ресурс] / Изд-во Директ-Медиа. - Электрон. дан. - М, сор.. 2001. - URL: http://www.biblioclub.ru/ , свободный. - Яз. рус.
Слайд 62Дополнительная литература
Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия) : учеб. пособие /
И. В. Сергеев. - 3-е изд., перераб. и доп. –
М. : Финансы и статистика, 2007. – 576 с. : ил.
Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие : [перевод с английского] / А. Хоскинг. - М. : Междунар. отношения, 1993. – 352 с.
Экономика предприятия : учеб. пособие / под ред. проф. В. К. Скляренко, В. М. Прудникова. - М. : ИНФРА-М, 2004. – 256 с. - (Высшее образование).
Экономика фирмы: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. – М. : Юнити-Дана, 2003 – 461 с.