Слайд 1Тема 10
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1. Организация реализации
принятых решений
2. Содержание и виды контроля реализации управленческих
решений
3. Процесс контроля реализации управленческих решений
4. Инструменты и характеристики эффективного контроля реализации управленческих решений
5. Основные подходы к анализу отклонений при реализации решений
Слайд 2Модель процесса реализации УР
Слайд 3Технология реализации решения
для чего делать (значимость решения для организации, мотивация
исполнителя);
что именно делать;
какие использовать ресурсы;
как (по какой технологии);
кому (конкретные исполнители);
когда
(сроки);
для кого (потребители);
где (место);
как контролируется исполнение (количественные и качественные показатели);
кем контролируется;
чем грозит невыполнение задания.
Слайд 4Формы представления УР (1)
Конституция — Основной закон страны, регулирующий наиболее
стабильные основы правовой системы и принимаемый в особом (более сложном,
чем закон) порядке парламентом или народом на референдуме.
Закон — решение высшего законодательного (представительного) органа власти страны, принятое с соблюдением особой процедуры, имеющее стабильный и общеобязательный характер и регулирующее наиболее важные общественные отношения. Закон имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, не являющихся законом (подзаконным актам, например, Указам Президента, Постановлениям Правительства и др., которые должны не противоречить принятым законам).
Указ (Президента РФ) — решение главы государства (РФ), принятое в рамках его компетенции по основным вопросам государственной жизни. Указы Президента бывают нормативными (устанавливают правовое регулирование определенных общественных отношений (т. е. правила поведения), заполняют пробелы в праве) и ненормативными (о назначении соответствующего лица на определенную должность).
Постановление (Правительства РФ) — нормативный акт, изданный Правительством в рамках его компетенции. Как правило, Постановления Правительства издаются во исполнение принятых законов и Указов Президента и устанавливают порядок реализации тех или иных решений указанных государственных органов, иных вопросов государственной жизни.
Слайд 5Формы представления УР (2)
Указание — решение, носящее методический, технологический характер.
Указание реализуется в форме наставления или разъяснения.
Акт — решение
широкого круга государственных органов и общественных организаций. Акт может быть международным.
Приказ (письменный или устный) — решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном ее подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя.
Распоряжение — решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя.
Протокол — решение об отражении каких-либо событий, обстоятельств, правил (например протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол).
Инструкция — решение, устанавливающее порядок и способ выполнения каких-либо действий.
Договор — решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности.
Соглашение — решение, формирующее общие благоприятные условия для какой-либо деятельности.
Слайд 6Формы представления УР (3)
План — решение, отражающее цели и конкретные
задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.
Контракт — решение,
обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения.
Оферта — решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной стороной контракта.
Акцепт — решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт — это вторая сторона контракта. Оферта и акцепт составляют контракт.
Положение — решение, представляющее собой набор правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
Правила - решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор предлагаемых для исполнения устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников.
Модель какого-либо процесса или явления - решение, включающее набор определенных элементов и связей, который с заданной точностью воспроизводит реакции реального процесса или явления на входные воздействия.
Слайд 7Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении
приведенного решения в установленный срок.
Деловая беседа — специально организованная руководителем
встреча с подчиненным, группой подчиненных или приглашенными специалистами для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взглядов или понятий по содержанию управленческого решения для его выполнения.
Разъяснение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческих решений.
Принуждение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить управленческое решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения управленческих решений;
Сообщение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения управленческих решений.
Личный пример - действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения управленческих решений.
Обучение — деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения управленческих решений.
Формы доведения УР до исполнителя (1)
Слайд 8Формы доведения УР до исполнителя (2)
Совет - деловая. беседа, проводимая
руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения. Совет
не является обязательным для исполнения подчиненным;
Деловая игра (тренинг) — специально организованная интенсивная деятельность работников по разработке и реализации управленческих решений на основе имитационных моделей реальных процессов. В ходе деловой игры закрепляются навыки разработки управленческих решений многократным повторением однотипных ситуаций, методов и технологии их разработки
Совещания — коллективные деловые беседы, проводимые руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных управленческих решений;
Заседания — узко профессиональные совещания для решения в основном организационных вопросов.
Отчет - решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению управленческих решений. Отчет может быть письменным и устным;
Деловое слово — твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
Слайд 9Обязательные атрибуты документов организации (предприятия, фирмы)
цель документа,
основание для
разработки,
место данной цели (задачи, функции и другие подсистемы системы
менеджмента),
основание для разработки,
ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при достижении цели (решении задачи),
потребитель информации, нормы и правила ее использования,
возможный круг исполнителей,
требования к качеству работ, экономии ресурсов и срокам,
санкции,
источники информации.
Слайд 10Критерии качества документов
комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических,
экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их
взаимосвязи, целенаправленность документа;
степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и др.;
степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
число примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, функциональный и др.);
число примененных при разработке документа современных методов (ФСА, моделирование, оптимизация и др.);
экономическая обоснованность управленческих решений;
повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
имидж организаций — авторов документа и квалификация его разработчиков;
органы, согласовавшие и утвердившие документ;
степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, доступность изложения, наглядность и т.п.
Слайд 11Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой
обеспечение достижения целей реализации принятых управленческих решений.
Система контроля —
это коммуникационная сеть, при помощи которой управляют деятельностью организации и которая обеспечивает основу для правильных действий в будущем.
Процесс контроля реализации управленческого решения
Слайд 12Виды контроля (1)
стадия жизненного цикла товара — контроль на стадиях
стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к эксплуатации, технического
обслуживания и ремонта;
объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, ее транспортировки и хранения;
исполнитель — самоконтроль, контроль со стороны менеджера, контрольного мастера, отдела технического контроля, инспекционный, государственный и международный контроль;
возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;
Слайд 13Виды контроля (2)
принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по
отклонениям) контроль;
степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;
режим
контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
степень механизации — ручной, механизированный, автоматизированный и автоматический контроль;
время контроля — предварительный, текущий и заключительный контроль;
способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический и регистрационный контроль;
периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
Слайд 14Этапы процесса контроля реализации УР
Слайд 15Контроллинг — это концепция, направленная на ликвидацию узких мест и
ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами,
т.е. это управление будущим для обеспечения длительного и эффективного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Основные задачи контроллинга — выявление проблем и корректировка деятельности предприятия для предупреждения кризиса, контроль и регулирование, а также информационное сопровождение процесса планирования.
Слайд 16Стратегический контроллинг призван оказывать помощь менеджерам в принятии решений по
эффективному использованию преимуществ предприятия и созданию новых потенциалов успешной деятельности
в перспективе (портфельный анализ, анализ потенциала, анализ кривой опыта, анализ сильных и слабых сторон, стратегических разрывов, метод сценариев и т.п.)
Текущий контроллинг призван оказывать помощь менеджерам в принятии решений по достижению запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и прибыли (ABC-анализ, анализ объема заказов, анализ величин в точке безубыточности, метод расчета сумм покрытия, анализ узких мест, анализ отклонений и др.)
Слайд 17Простой анализ отклонений
при реализации
УР