Слайд 1Тема 2.
Коммуникативные основы создания жанров медиатекста
Слайд 3Жанр
Как исторически закрепленная и культурно наследуемая специфическая совокупность формы, узнаваемых
смысловых мотивов и способа социального существования.
Жанр как внутренняя форма медиатекста.
Жанр
как структурно-содержательная организация текста, обусловленная отражением действительности и характером отношения к ней автора (Кузьмина Н.А.).
Слайд 4Жанр медиатекста: журналистские жанры
Слайд 5Жанрообразующие признаки медиатекста
Слайд 8Художественно- публицистические жанры
Слайд 9Базовые жанры медиатекста журналистики
Слайд 10Реклама как жанр медиатекста
Текст, направленный на воздействие на уровне языка,
формата и содержания.
Главная цель - воздействовать на массовую аудиторию через
СМИ с целью убеждения и побуждения к приобретению тех или иных товаров и услуг.
Реклама – это любая форма неличной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, обычно оплачиваемая идентифицируемым спонсором.
Слайд 11Особенности рекламного текста (РТ)
направленность на массовую анонимную аудиторию,
презентация товаров,
услуг, идей,
оплата рекламного продукта идентифицируемым заказчиком.
РТ проявляет все
существенные признаки медиатекста: объемность (многомерность), воспроизводимость (многократная повторяемость), коллективный способ создания.
Слайд 12Прагматические аспекты изучения медиатекста: автор
Автор текста – это субъект медиакоммуникации,
реальный автор – это создатель медиатекста. Образ автора формируется языковыми
средствами в самом медиатексте.
Три параметра стилистической характеристики авторского начала (по Т.В. Шмелевой):
- выявленность автора: «теневое присутствие» и «откровенное Я»
- степень сложности: один авторский голос и полифония
- удельный вес средств репрезентации авторского «я»: связан с жанровой дифференциацией
Слайд 13Коммуникативное намерение
или интенция – желание что-то сказать или написать, вступить
в общение посредством формы медиатекста, с обозначением конкретной цели говорящего
Слайд 14Коммуникативное намерение
Коммуникативное намерение используется с целью оказать на собеседника определенное
воздействие.
Для осуществления понимания аудиторией коммуникативных намерений автора необходим учет:
а) исходных
знаний аудитории, обеспечивающих адекватное восприятие текста ;
б) интеллектуального уровня целевой аудитории;
в) культуры
г) средств выражения (лексических, грамматических, интонационных).
Слайд 15Прагматические аспекты изучения медиатекста: адресат
Каждый медиатекст адресован вполне конкретной
аудитории, объединенной достаточно общими возрастными, гендерными, социальными, конфессиональными, мировоззренческими, вкусовыми
характеристиками
Слайд 16Фактор адресата
Правильное структурирование «потребительского» (читательского) рынка становится значимым по мере
превращения средств массовой информации в субъекты рыночной ситуации: вычленение собственной
целевой аудитории, её постоянный многоаспектный мониторинг – залог успеха
Слайд 17Коммуникативная установка
Установка – клише реагирования, привычка отвечать заученным способом на
знакомые жизненные ситуации, повторяющиеся социальные явления, часто встречающиеся типы людей.
Слайд 18Инверсия коммуникативных ролей
Авторское, личностное начало в медийном дискурсе всё более
стирается под воздействием характеристик адресата.
Слайд 19Прагматический эффект медиатекста
Эффект воздействия
Манипулятивный характер современных СМИ
Языковое манипулирование как скрытое
языковое воздействие на адресата, намеренно вводящее его в заблуждение относительно
замысла или содержания речи
Слайд 20Задача:
Познакомьтесь с работой Т.В. Шмелевой (Шмелева Т.В. Автор в медиатексте.
– URL: http://www.novsu.ru/npe/files/um/
1588617/portrait/Data/avtor_v_mediatekste.html ) и на основании анализа этой работы
составьте критерии оценки автора в медиатекстах.
Далее, выберите 3 медиатекста, созданных в разных форматах для разных аудиторных сегментов, опубликованных в СМИ. Проанализируйте тексты согласно выделенным критериям.
Составьте таблицу, в которой отразите специфику проявления автора в каждом из текстов.
По результатам анализа напишите медиатекст, в котором рассмотрите проблему автора в современных СМИ. Работу сдайте преподавателю.