Слайд 1
Тема 2
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Слайд 2Государственная социальная политика предусматривает решение следующих задач
1. Обеспечение равных возможностей
при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии
путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ).
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом.
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.
Слайд 3Социальная защищенность — это система мер, защищающих любого гражданина страны от
экономической и социальной деградации в результате потери или резкого падения
дохода (в результате болезни, безработицы, инвалидности, старости и т.п.).
Реализация мер по социальной защищенности в экономике любой страны предполагает: формирование правовой основы; разработку и реализацию социальных программ; финансирование мер социального характера.
Слайд 4Россия в конце 1990-х годов
в социальной сфере - ухудшение воспроизводства
человека и качества жизни;
в сфере производства - подрыв материально-технической базы
отечественного производства, особенно отраслей потребительского сектора;
в сфере обращения и обмена - высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы цен;
в сфере государственного управления - потеря управляемости экономики, ослабление роли государства, криминализация экономики
Слайд 5Социальные издержки рыночных преобразований
продолжительность жизни резко сократилась, у мужчин она
не достигает конца трудоспособного возраста (58 лет);
производительность труда снизилась в
2 раза;
у трети населения (44 - 45 млн человек) доходы ниже официального прожиточного минимума, около 20% живут в условиях нищеты;
потенциал безработицы оценивается величинами порядка 25-30 млн человек;
минимальные размеры оплаты труда и пенсии потеряли свое значение как важнейшие социальные нормативы. Так, в 1992 г. минимальная зарплата (в среднем за год) составляла 33% прожиточного минимума трудоспособного населения, в 1993 г. – 26%, в 1994 г. – 18%, в 1995 г. - 16%.
Слайд 6ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Социальное вспомоществование
Социальное обеспечение
Социальная защита
Социальное страхование
Слайд 8Жизненные ценности
(values of life)
Слайд 9Чего россиянам не хватает для счастья
Маркетинговое агентство ИТ-исследований Masmi
Russia опросило 35 565 россиян. Денег не хватает 44% россиян.
Второе и третье места поделили "любовь" и "уверенность в будущем", набрав по 26% голосов. Абсолютно счастливыми себя считают 9%, оптимистами также можно считать и 19% респондентов, которые свое отношение к счастью сформулировали так: "Чего-то не хватает, но ощущению счастья это не мешает".
Слайд 11Система показателей комплексного прогноза уровня жизни (методика ООН) I группа
Питание.
В качестве обобщающей оценки уровня и качества питания используются показатели:
среднесуточное количество на душу населения килокалорий и граммов белка, в том числе животного происхождения.
Здоровье и здравоохранение. Основные измерители здоровья - средняя ожидаемость продолжительности жизни при рождении и коэффициент смертности.
Жилище. Измеряется общей площадью на душу населения.
Слайд 12Система показателей комплексного прогноза уровня жизни (методика ООН) I группа
Домашнее
имущество. Измеряется обеспеченностью населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и
т.д.
Уровень культуры. Обобщающим показателем уровня культуры является среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.
Платные услуги для населения (социальная и культурная сфера) – среднее количество часов посещения объектов социально-культурной сферы
Слайд 13Система показателей комплексного прогноза уровня жизни (методика ООН) II группа
ВВП
на душу населения;
доля товаров и услуг в структуре ВВП;
денежные доходы
на душу населения;
начисленная среднемесячная зарплата одного работника (номинальная и реальная);
средний размер назначенных месячных пенсий;
реальные располагаемые денежные доходы;
индекс потребительских цен; минимальная оплата труда;
минимальный потребительский бюджет
Слайд 14Система показателей комплексного прогноза уровня жизни (методика ООН) III группа
Индекс
развития человеческого потенциала – Индекс человеческого развития (ИЧР) – интегральный
показатель:
ожидаемую продолжительность жизни
уровень образования
уровень экономического развития (ВВП на душу населения)
Россия страны занимает 49 место в списке из 169 стран с показателем 0,804, между Черногорией и Румынией. Предполагаемая продолжительность здоровой жизни наших женщин составит 75,2 года, а мужчин - всего 68,3 года
Слайд 15ИЧР (Human development index) данные 2017 года
>
0,850
0,700–0,850
0,550–0,700
0,400–0,550
< 0,400
Data unavailable
Слайд 16Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы
доходы и уровень жизни населения;
рынок рабочей силы,
занятость и безработица;
социально-трудовые процессы на предприятиях, в учреждениях и других
организациях;
условия и охрана труда;
социально-демографические и миграционные процессы
Слайд 17Система показателей мониторинга доходов и уровня жизни
Цены и доходы.
Расходы.
Потребительский рынок.
Критериальные
показатели уровня жизни.
Интегральный показатель уровня жизни.
Общеэкономические показатели.
Слайд 18Денежные доходы населения
зарплата наемных работников;
доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью;
пенсии, пособия,
стипендии и другие социальные трансферты;
доходы от собственности в виде процентов
по вкладам, ценным бумагам, дивидендов;
доходы от продажи иностранной валюты
Слайд 19Денежные доходы населения
Распределение населения по уровню среднедушевых денежных доходов характеризует
дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели
численности (или долей) населения, сгруппированного в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов.
Слайд 20Денежные доходы населения
Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает изменения во времени
общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для
непроизводственного потребления. Он измеряет отношение стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде. ИПЦ является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции, и используется для целей государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотре минимальных социальных гарантий.
Слайд 22Доходы населения определяются как :
Все текущие денежные поступления за
определенный период времени ( прямое измерение доходов) – денежные доходы.
Все текущие денежные и неденежные поступления – располагаемые ресурсы
Слайд 23Измерение доходов
Важен период ( год, месяц). Чаще всего работают с
данными за месяц или со среднемесячными данными за год.
Важна единица
наблюдения ( индивид, семья, население региона или страны).
Чаще всего работают со среднемесячными душевыми доходами за год.
Слайд 24Доходы измеряются на :
1.Макроэкономическом уровне ( методом Баланса доходов
и расходов населения).
2. Микроэкономическом уровне (методом прямого наблюдения за бюджетами
домохозяйств). Ежеквартально проводится выборочное обследование бюджетов 49 тыс. домохозяйств ( ОБДХ)
Слайд 25Прямые и косвенные методы измерения доходных возможностей домохозяйств
На основе расходов
населения
На основе анализа потребления
На основе субъективных оценок доходной обеспеченности.
В России на макроуровне используют метод прямого наблюдения за доходами с последующей дооценкой на основе данных о расходах.
На микроуровне используют данные о расходах населения.
Слайд 26Заработная плата
Оплата труда - основной источник денежных доходов для большинства
населения. За счет средств, получаемых как вознаграждение за трудовую деятельность,
удовлетворяют свои основные жизненные потребности более 65 млн занятых в экономике. С учетом уровня зарплаты определяются пенсии свыше 38 млн пенсионеров.
Слайд 27Дифференциация доходов и оплаты труда
1.Децильный коэффициент дифференциации : разница
между минимальным доходом 10-ой децильной группы и максимальным доходом 1-ой
децильной группы
2.Фондовый коэффициент дифференциации:
разница между средними доходами 10-ой децильной группы и 1-ой децильной группы
3. Коэффициент концентрации доходов Джини
Слайд 28Индекс Джини может быть представлен как среднее отклонение каждой доходной
единицы в выборке от всех остальных доходных единиц, выраженное в
отношении к среднему доходу:
Где n – число доходных пар, - средний доход в анализируемом доходном распределении.
Значение индекса Джини интерпретируется следующим образом: если показатель равен 0.400, это означает, что разница между двумя случайно выбранными доходами в среднем составляет 80% от среднего дохода.
Неравенство
Слайд 30Основные показатели мониторинга бедности
Уровень бедности
Глубина бедности
Профиль бедности
Причины и факторы бедности
Слайд 31Функции заработной платы
воспроизводственная, служащая основным средством воспроизводства рабочей силы определенного
профессионального состава и качества;
стимулирующая, направленная на повышение заинтересованности в развитии
производства и росте производительности труда;
социальная, реализирующая принцип социальной справедливости.
Слайд 32Прожиточный минимум
Прожиточный минимум - это сокращенный минимальный потребительский бюджет, рассчитываемый
по ограниченному набору продуктов питания и услуг, обеспечивающий физическое выживание.
Минимальный
потребительский бюджет (МПБ) позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять потребности человека в питании и потреблении более широкого набора непродовольственных товаров и платных услуг, чем в составе прожиточного минимума и обеспечивающий восстановительный уровень потребления.
Слайд 33Баланс денежных доходов и расходов
Главная функция баланса - прогноз покупательного
спроса населения на товары и услуги для обоснования розничного товарооборота
Покупательный
(платежеспособный) спрос населения на товары на основе баланса денежных доходов и расходов населения определяется по формуле:
П = Д - Н ± N,
где Д - денежные доходы;
Н - нетоварные расходы (налоги и услуги);
N - накопление (прирост сбережений во вкладах и покупке валюты).
Уровень покупательной способности - отношение среднего дохода к прожиточному минимуму
Слайд 34механизмы регулирования уровня жизни
Государственные минимальные социальные стандарты. Такие стандарты направлены
на реализацию социальных гарантий, закрепленных в Конституции РФ.
обеспечение удовлетворения
важнейших потребностей человека в основных материальных благах и социальных услугах;
укрепление единого социального пространства Федерации и относительное выравнивание уровней социального развития на территории ее субъектов;
нормативное обеспечение формирования и использования бюджетных и внебюджетных средств на социальные нужды;
совершенствование межбюджетных отношений и государственной поддержки местных бюджетов в части обеспечения социального развития;
концентрация ресурсов для реализации приоритетных направлений государственной политики
Слайд 35механизмы регулирования уровня жизни
Механизмы регулирования оплаты труда
обеспечение соответствия уровня минимальной
зарплаты реально исчисленному прожиточному минимуму; законодательно установленный минимум зарплаты для
наемных работников предприятий всех форм собственности;
усиление государственных гарантий оплаты труда, способствующее введению социального стандарта - минимальной почасовой оплаты;
регулирование дифференциации в оплате труда с целью предотвращения резкого разрыва в оплатах труда по отраслям, учет сложности и качества труда; с этой целью необходимо устанавливать верхний предел дифференциации;
регулирование ценообразования на товары первой необходимости и государственное регулирование антиинфляционных мероприятий (укрепление курса рубля и т.п.);
индексация доходов населения - повышение реального содержания основных доходов населения в связи с ростом цен;
сокращение безработицы, повышение занятости, создание рабочих мест, государственная поддержка малого бизнеса.
Слайд 36Основные направления социальной политики
развитие системы социального партнерства;
совершенствование налогового законодательства;
оптимизация роли
государства в распределении доходов на макроуровне, безусловное выполнение минимальных обязательств
по основным законодательным;
более четкое разграничение прав и ответственности в социальной сфере между центром и субъектами федерации;
адресность социальной защиты, социальных льгот гражданам со стороны государства;
предоставление льгот (скидок, субсидий), распространяемых на определенные группы населения, - бесплатные лекарства, бесплатный и льготный проезд на транспорте, жилищные субсидии;
обязательное социальное страхование. Главная его задача - поддержание уровня жизни в случае утраты трудоспособности и заработка по основаниям, предусмотренным законом.