Слайд 1Тема 3. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ
Слайд 2П Л А Н
1. Понятие, классификация и оценка МПЗ. Документация
по учету ТМЦ.
2. Учет поступления материалов.
3. Оценка и учет материалов
при их выбытии.
4. Особенности учета материалов с использованием счетов 15 и 16.
5. Инвентаризация материалов и учет ее результатов.
6. Аналитический учет материалов на складе и в бухгалтерии.
7. Учет ТМЦ на забалансовых счетах.
8. Учет готовой продукции, ее продажи и определение финансового результата от продаж.
Слайд 34. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЧЕТОВ 15 и 16
Учетной
политикой предприятия может быть предусмотрено использование счетов 15 и 16.
Тогда,
все расходы, связанные с приобретением материалов учитываются по дебету счета 15 в корреспонденции со счетами учета источников поступления (в зависимости от того, откуда поступили материальные ценности, и от характера расходов по заготовке и доставке) – счета 60, 71, 23, 20 и др..
При этом для текущей оценки движения материалов применяются учетные цены.
В качестве учетных цен по усмотрению организации используют договорные, планово-расчетные, средние, покупные цены и др.
В кредит 15 в корреспонденции со счетом 10 относится стоимость фактически поступивших в организацию и оприходованных материалов.
Таким образом, на счете 15 выявляется остаток, исчисляемый как разница (или отклонение) между фактической себестоимостью приобретенных материальных ценностей и их стоимостью по учетным ценам.
Сумма разницы (или отклонение) в стоимости приобретенных материалов, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготов-ления), и учетных ценах списывается со счета 15 на счет 16.
Слайд 4Дебетовое сальдо по счету 15 на конец месяца отражает фактическую
себестоимость материальных ценностей в пути (т.е. расчетные документы от поставщиков
поступили, а материалы нет).
Если фактическая себестоимость больше их стоимости по учетным ценам, то отклонение списывается следующим образом:
Д-т 16 К-т 15
Если фактическая себестоимость меньше их стоимости по учетным ценам, то проводка:
Д-т 15 К-т 16
Отпуск материальных ценностей в производство в текущем учете производится по учетным ценам:
Д-т 20, 23, 25, 26, 44 К-т 10.
Накопленные на счете 16 разницы между фактической себестоимостью и стоимостью по учетным ценам списывают (сторнируются при отрицательной разнице) с кредита 16 в дебет счетов затрат на производство (или расходов на продажу) или других счетов – счета 20, 23, 25, 26, 44.
При этом, если фактическая себестоимость больше стоимости по учетным ценам, то делается обычная запись, а если фактическая себестоимость меньше стоимости по учетным ценам, то оформляется «красное сторно».
Пример 1.
Организация получила от поставщика материалы на сумму 23 000 руб., НДС – 4140 руб. Стоимость доставки материалов 2950 руб., в том числе НДС – 450 руб.
Учетная цена материалов 24 000 руб.
Слайд 5Записи на счетах б/учета материалов с использованием счетов 15 и
16
Слайд 65. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ И УЧЕТ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СЧЕТАХ
Сохранность и
правильное оформление операций по движению МПЗ подтверждаются результатами периодически проводимой
инвентаризации.
Инвентаризации проводятся: при смене материально ответственных лиц; при установлении фактов хищения, злоупотребления или порчи запасов; при реорганизации и ликвидации предприятия; перед составлением годовой отчетности и др.
Основанием для проведения инвентаризации является приказ или другой документ руководителя (постановление, распоряжение).
Для проведения инвентаризации наименование и коды ТМЦ заносятся в «Инвентаризационные описи ТМЦ» (ф. № ИНВ. – 3) по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других данных.
По ценностям, в отношении которых выявлены расхождения по сравнению с учетными данными, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма № ИНВ – 19).
Слайд 7Излишки материалов, отражаются как прочие доходы: Д 10 К 91/1
– оприходованы материалы, обнаруженные при проведении инвентаризации (документ-основание: сличительная ведомость
Ф № ИНВ – 19 и приходный ордер ф. № М-4);
При недостачах, хищениях, порче материалов их фактическая себестоимость списывается: Д 94 К 10;
Списание недостач:
а) в пределах норм естественной убыли на счета учета затрат: Д 20, 25, 26 К 94;
б) сверх норм естественной убыли:
Д 73/2 К 94 – в сумме фактической стоимости;
К 98/4 – в сумме превышения розничной цены над фактической;
4) Потери материальных ценностей от стихийных бедствий: Д 91/2 К 10
5) Когда виновники не установлены или суд отказал во взыскании, недостачи входят в состав прочих расходов: Д 91/2 К 94.
Финансовый результат от операций с материалами определяется на счете 91 путем сопоставления оборотов дебета субсчета 91/2 и кредита субсчета 91/1.
Если оборот дебета больше оборота кредита, то это убыток, который списывается в отчетном периоде на счет 99 «Прибыли и убытки»: Д 99 К 91/9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Если оборот кредита больше оборота дебета, то это прибыль и делается запись: Д 91/9 К 99 (прибыль).
Слайд 8Пример 2.
Предприятие продало материалы на сумму 70800 руб., в том
числе НДС – 10800 руб. Фактическая себестои-мость проданных материалов составила
50 000 руб.
Записи на счетах б/учета по продаже материалов
Слайд 96. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДЕ И В БУХГАЛТЕРИИ
Учет материалов
на складе ведет заведующий складом, с которым заключается договор о
полной материальной ответственности.
При поступлении материалов, например, от поставщиков, зав. складом проверяет соответствие фактического их количества данным сопроводительных документов.
Если расхождений нет, то выписывается приходный ордер (ф. № М-4) в одном экземпляре на каждый вид в день поступления.
Можно приходовать материалы и без выписки приходного ордера, если нет расхождений, тогда на документе поставщика зав.складом ставит штамп, в котором те же реквизиты, что и в приходном ордере.
Если есть расхождение (недостача, излишки, пересортица) или есть неотфактурованные поставки (поступление без сопроводительных документов поставщика), то зав. складом вместе с представителем поставщика составляет акт о приемке материалов (ф. № М-7) в двух экземплярах (один зав. складом, другой поставщику).
Слайд 10При этом приходный ордер не составляется, а акт является одновременно
и приходным документом и основанием для уточнения расчетов с поставщиками.
Учет
движения остатков материалов зав. складом ведет в карточках складского учета (ф. № М-17).
На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом, его ведут в натуральном выражении. Можно вести учет в книгах сортового учета, в которых те же реквизиты.
Существует несколько вариантов учета материалов в бухгалтерии:
1)при помощи карточек аналитического учета, отличающихся от карточек складского учета наличием не только натуральных, но и стоимостных измерителей; остатки и обороты по карточкам сверяются с данными складского учета;
2)путем составления оборотных ведомостей в натуральном и денежном выражении по каждому складу и счету;
3)с применением оперативно-бухгалтерского или сальдового метода учета, при котором в бухгалтерии по данным карточек складского учета формируется ведомость учета остатков материалов на складе. При этом правильность перенесения остатков материалов с карточек складского учета в ведомость проверяется работниками бухгалтерии.
Слайд 11Этот метод считается более прогрессивным.
Его суть: работник бухгалтерии в установленные
сроки (не реже 1 раза в неделю) проверяет правильность произведенных
кладовщиком записей в карточках складского учета и подтверждает их своей подписью на самих карточках.
В конце месяца количественные данные об остатках на 1-е число месяца, переносятся из карточек складского учета в сальдовую ведомость учета остатков материалов на складе. Затем ведомость остатков передается в бухгалтерию.
При сальдовом методе первичные документы по движению материалов после их проверки раскладывают в контрольной картотеке отдельно по приходу и расходу с учетом складов и номенклатурных групп материалов.
При использовании ЭВМ все необходимые регистры составляют с использованием компьютера (при сальдовом методе).