Слайд 1ТЕМА 4
Сегментация и позиционирование
Слайд 2РЫНОК
С точки зрения экономики – совокупность покупателей и продавцов, которые
совершают операции по купле-продаже товаров определенного типа.
С точки зрения маркетинга
- совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара.
Слайд 3РЫНОК
Промышленный
Потребительский
Для собственного потребления
Для создания других товаров
Слайд 4ПОТРЕБИТЕЛИ
Потребители имеют разные потребности
Не возможно удовлетворить потребности абсолютно всех (не
достаточно ресурсов)
Потребители могут быть объединены в группы, потребности в которых
сходные
Предприниматель будет работать с группой (группами) потребителей чтоб полнее удовлетворить потребности, получить большую отдачу и сэкономить свои ресурсы
Слайд 5СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
Рыночная сегментация:
метод для нахождения частей рынка (групп потребителей)
и определения объектов (целевых сегментов рынка) на которые направлен комплекс
маркетинга.
Объект сегментирования рынка – ПОТРЕБИТЕЛЬ!
Слайд 6РЫНОЧНЫЙ СЕГМЕНТ
Рыночный сегмент – группа потребителей:
обладающих сходными характеристиками;
отличающаяся
сходной реакцией на действия продавца;
обладающая однотипным потребительским поведением.
Слайд 8Географический принцип (регион, административное деление, …);
Демографический принцип (возраст, пол, размер
семьи, уровень дохода…);
Психографический (социографический) принцип (социальный слой, стиль жизни, личные
качества);
Поведенческий принцип (степень случайности покупки, поиск выгод, степень нуждаемости в продукте, …).
ПРИНЦИПЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ
потребительского рынка
Слайд 9ПРИНЦИПЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ
промышленного рынка
Отраслевая принадлежность;
Характеристика организации (размер, форма собственности, характеристика производственных
мощностей, местоположение…);
Использование товара (тип продукции, объемы потребления);
Характеристика закупок (тип закупок,
стадии закупок).
Слайд 10Оценка привлекательности сегмента
Измеримость
Возможность оценить характеристики сегмента
Доступность
Сбор информации и методы сбыта
Размер
Достаточная
емкость для обеспечения прибыли
Отличия
Однородная группа с однотипной реакцией на комплекс
маркетинга
СЕГМЕНТ
Слайд 11ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С СЕГМЕНТАМИ
Недифференцированный (массовый) маркетинг не предусматривает деления рынка
на сегменты.
Дифференцированного маркетинга подразумевает выявление специфических потребностей у потребителей
и работа с определенными категориями покупателей ;
Концентрированный маркетинг, предполагает работу с одним сегментом и сосредоточение на нем усилий.
В зависимости от потребностей рынка, конъюнктуры, возможностей предприятия, фирма может работать по нескольким направлениям сразу – комплексный маркетинг
Слайд 12Потребители шампуня в Москве
Самыми активными потребителями шампуня являются люди молодого
возраста 16–34 года (43% от всех потребителей) и люди среднего
возраста 35–44 года (22%).
Молодые мужчины, а также женщины молодого и среднего возраста предпочитают импортные марки. Доля респондентов, пользующихся шампунем отечественного производства, увеличивается с приближением к старшим возрастным группам.
65% москвичей покупают шампунь в супермаркетах, универсамах и в отделах магазинов товаров массового потребления. Этот канал дистрибуции в несколько раз превосходит по объему другие каналы — специализированные магазины косметики и сетевой маркетинг.
38% покупателей предпочитают шампунь белого цвета, а наименее привлекательна для покупателя розовая жидкость.
Любимый запах шампуня — травяной.
Самой эффективной добавкой потребитель считает экстракты трав и растений.
Больше всего потребителю нравится упаковка из прозрачного пластика, чтобы можно было видеть цвет и количество оставшегося шампуня. В упаковке важны также удобство и ее информативность.
Чаще всего потребитель использует шампунь для нормальных волос.
Выбор шампуня осуществляется исходя из цены, доверия марке и удобства флакона. При этом самый важный фактор — цена, она важна как для малодоходной группы (как средство экономии), так и для высокодоходной группы (как показатель качественного потребления)
Татьяна Еферина, Ольга Чуркина
Сборник тезисов докладов VI Московского косметического форума «Косметический форум сегодня и завтра»; М., 2005, стр. 40-41 Источник: http://www.symbol-marketing.ru
Слайд 13ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Позиционирование на рынке – это обеспечение товару четко отличного от
других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей.
Слайд 14ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
2. Ключевые отличия, обеспечивающие конкурентные преимущества
1. Потребители, определение целевого рынка
3.
Товары, определение ценности для целевого сегмента
Слайд 15УСЛОВИЯ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Должно существовать ясное представление о целевом рынке и покупателях,
к которым стремится компания.
Выгоды или свойства, на которых строится позиционирование,
должны быть притягательными для целевых потребителей.
Позиционирование должно строиться на действительной силе компании и/или ее торговой марки. В идеале, сильные стороны или их комбинация должны быть уникальными для компании.
Позиции должны быть простыми и незамысловатыми, передаваться посредством интересной имиджевой рекламы или других средств коммуникаций.
Слайд 16Результаты позиционирования могут представлены в карте восприятия - способе представления
процесса позиционирования с использованием нескольких оценочных показателей.
Карта восприятия характеризует
предпочтительные комбинации выгод, которыми руководствуются потребители при выборе товара.
Позиционирование
Карта восприятия авто
Внедорожный.
Кроссовер
Престижный
Утилитарный
УАЗ-Патриот
Ш-нива
MB-G класс
MB-GL класс
Toyota LC
Suzuki GV
Suzuki SX4
Toyota RAV4
Слайд 17ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Определение текущей позиции.
Выбор желаемой позиции.
Разработка стратегии для достижения желаемой позиции.
Слайд 18Решения относительно позиционирования
Позиционирование показывает , как потребитель видит продукт в
сравнении с продуктами конкурентами.
Дифференциация осуществляется обычно на основе главных
характеристик продукта (размер, модель, упаковка, долговечность, вкус, вес, дружеское отношение к пользователю, гарантия, состав, использование, обслуживание, эмоциональные ценности и т.д.).
Выбор определяется:
Уникальностью товара,
Значением, которое потребитель придает дифференциации (реакция покупателя),
Предложением конкурентов,
Коммуникативностью,
Затратами.
Слайд 19ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ
Потребитель желает приобрести преимущества, а не свойства.