Слайд 1Тема 5 Прибыль организации
Экономическое содержание, функции и виды прибыли
Формирование,
распределение и использование прибыли
Методы планирования прибыли
Взаимосвязь выручки от продаж, расходов
и прибыли организации (анализ безубыточности)
Показатели финансовых результатов деятельности компании
Слайд 7Виды прибыли – Приказ Минфина №66н от 02.07.2010 г. «О
формах бухгалтерской отчетности организаций»
Виды прибыли (отчет о финансовых результатах):
Валовая прибыль
Прибыль
от продаж
Прибыль до налогообложения
Чистая прибыль отчетного года
Базовая прибыль на акцию
Разводненная прибыль на акцию (Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, утв. Приказом МФ РФ от 21.03.2000 №29н)
Слайд 8Определения видов прибыли
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от
продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и
аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
2. Прибыль от продаж – прибыль от обычных видов деятельности, рассчитанная как валовая прибыль за вычетом управленческих, коммерческих расходов.
3. Прибыль до налогообложения – прибыль от продаж, скорректированная на прочие доходы и расходы (проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы).
4. Чистая прибыль – нераспределенная прибыль, финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей.
Слайд 10Формирование, распределение и использование прибыли
Формирование прибыли.
Объект распределения – чистая прибыль
Создание
резервного фонда
Увеличение уставного капитала за счет нераспределенной прибыли
Создание специального фонда
для выплаты дивидендов по привилегированным акциям
Выплата доходов учредителям
Формирование фондов и резервов для финансирования потребностей развития производства и социальной сферы
Объекты использования:
Прибыль в резервном фонде
Средства специальных фондов и резервов в составе нераспределенной прибыли.
Слайд 11Главный недостаток показателя «чистая прибыль»
Смещение эффектов, получаемых в рамках разноплановых
решений – операционных, инвестиционных и финансовых. Убытки по операционной деятельности
могут быть скрыты прибылью от продаж активов. В итоге величина чистой прибыли может ввести инвестора в заблуждение относительно бизнес-модели компании (Теплова Т.В., 2011, с.92).
Слайд 12Факторы роста прибыли организации
К внешним факторам относятся:
1. Рыночно-конъюнктурные:
диверсификация деятельности организации;
повышение
конкурентоспособности в оказании услуг;
организация эффективной рекламы новых видов продукции;
уровень развития
внешнеэкономических связей;
изменение тарифов и цен на поставляемые виды услуг и продукции в результате инфляции.
2. Хозяйственно-правовые и административные:
налогообложение;
нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации;
государственное регулирование тарифов и цен.
К внутренним факторам относятся:
1. Материально-технические
использование прогрессивных и экономичных предметов труда;
проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы.
2. Организационно-управленческие
освоение более совершенных видов продукции и услуг;
информационное обеспечение;
разработка стратегии и тактики деятельности организации.
3. Экономические
финансовое планирование деятельности организации;
экономическое стимулирование производства;
налоговое планирование;
анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли.
4. Социальные.
формировании численности и состава работников, отвечающих специфике и объему деятельности предприятия и их мотивация
Слайд 13Чистая прибыль и эффекты рычагов
На величину чистой прибыли оказывает влияние
эффект производственного и финансового рычага.
Чем выше доля постоянных расходов
в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.
Финансовый леверидж: увеличение доли заемного капитала позволяет снизить как налогооблагаемую прибыль, так и налог на прибыль. Риск финансовой деятельности организации возрастает.
Слайд 14Влияние всех факторов на прибыль от продаж
Слайд 15Аддитивная модель для выявления влияния факторов на изменение чистой прибыли
ЧП
= В – С– КР – УР +%пол - %упл
+ ПрД – ПрР – н/п – ΔОНО + ΔОНА – Пр,
где В – выручка;
С – себестоимость продаж;
КР – коммерческие расходы;
УР – управленческие расходы;
%пол – проценты полученные;
%упл – проценты уплаченные;
ПрД – прочие доходы;
ПрД – прочие расходы;
н/п – налог на прибыль;
ΔОНО – изменение отложенных обязательств;
ΔОНА – изменение отложенных активов;
Пр – прочее.
Слайд 16Планирование прибыли
процесс разработки мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом
объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития организации
в предстоящем периоде;
основой является объем производственной программы.
Слайд 18Цель и объекты планирования прибыли
Цель - определение возможностей организации в
финансировании своих потребностей.
Объект планирования - элементы прибыли организации (прибыль от
продаж).
Слайд 19Методы планирования прибыли
Прямого счета
Плановая прибыль по товарному выпуску
Плановая прибыль по
реализуемой продукции
Прибыль до налогообложения (метод поассортиментного планирования)
Аналитический
Метод по показателю затрат
на 1 рубль продукции
Метод на основе процента базовой рентабельности
Комплексный метод
Метод сводного бюджета
Метод маржинального анализа
Слайд 21Метод по показателю затрат на 1 рубль
Слайд 22Метод на основе процента базовой рентабельности
% базовой рентабельности
Слайд 24Анализ безубыточности
Условия:
Затраты: постоянные и переменные.
Постоянные издержки не изменяются при изменении
объема производства.
Переменные издержки на единицу продукции не изменяются (линейная зависимость
переменных затрат от объема производства).
Цена единицы продукции не изменяется (линейная зависимость выручки от продаж от объемов производства).
Не изменяется производительность.
Элементы:
Порог рентабельности (точка безубыточности).
Запас финансовой прочности.
Операционный леверидж.
Рис.Линейная модель безубыточности
Рис. Экономическая модель безубыточности
Слайд 25Порог рентабельности и запас финансовой прочности
Порог рентабельности (точка безубыточности):
Такой
объем продукции, при реализации которого выручка покрывает совокупные затраты. В
этой точке выручка не позволяет получить прибыли, но и убытки отсутствуют.
Натуральный объем продаж для достижения нулевой прибыли =
Постоянные издержки
(Цена единицы – Переменные издержки на единицу).
Решение основных задач анализа безубыточности:
Определение объема продаж для получения целевой прибыли.
Определение цены для окупаемости затрат и получения целевой прибыли.
Запас финансовой прочности:
Снижение объема продаж до попадания в зону убытков.
Абсолютный запас финансовой прочности:
Выручка – Порог рентабельности в ден.ед.
Относительный запас финансовой прочности:
(Выручка – Порог рентабельности в ден.ед.)
Выручка
Слайд 26Операционный леверидж
Коэффициент операционного левериджа показывает соотношение удельный вес постоянных затрат
в общей сумму операционных затрат предприятия:
Коэфф.операц.левериджа=
Постоянные затраты
Общая сумма операционных затрат
При
данном коэффициенте операционного левериджа определяется коэффициент силы воздействия операционного рычага (коэффициент покрытия):
Сила воздействия операционного рычага показывает во сколько раз при данном коэффициенте операционного левериджа увеличится (снизится) прибыль от продаж при возможном увеличении (снижении) выручки на 1%.
Слайд 28Риски высокого операционного левериджа
Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому
изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение операционного левериджа, теряют гибкость
в управлении своими затратами.
Поэтому на каждом предприятии имеется ряд возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат:
• существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению);
• продажу части неиспользуемого оборудования и нематермальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений;
• широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность;
• сокращение объема потребления некоторых коммунальных услуг и др.
Слайд 29Оптимизация переменных расходов
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть
обеспечение их постоянной экономии, так как между суммой этих затрат
и объемом производства и продаж существует прямая зависимость.
Обеспечение этой экономии до преодоления точки безубыточности ведет к росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку.
После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли предприятия.
К основным резервам экономии переменных затрат можно отнести:
снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда;
сокращение размеров запасов сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка;
обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов.
Слайд 30Показатели финансовых результатов деятельности компании
Слайд 31Целевая установка финансов и эволюция показателей эффективности деятельности
(www.balancedscorecard.ru)
Слайд 32Финансовые показатели целевой функции – максимизация прибыли
EBIT (Earnings before interest
and taxes) — прибыль компании до вычета налогов, процентов по
заемным средствам; операционная прибыль
EBIT = Operating Revenue – Operating Expenses (OPEX) + Non-operating Income
EBIT = Выручка – себестоимость, включая амортизацию – коммерческие и управленческие расходы+неоперационные (прочие чистые доходы)
EBIT = Чистая прибыль + налоги + проценты
Слайд 34EBITDA
EBITDA (Earnings before interest and taxes, deprecation and amortization) —
прибыль до вычета налогов, процентов, без учета износа (амортизации) основных
фондов и НМА и амортизации финансовых активов ((IFRS) 9 Финансовые инструменты)
EBITDA = net profit + interest + taxes + depreciation + amortization
EBITDA = чистая прибыль+проценты+налоги с прибыли+амортизационные отчисления по ОФ и НМА + амортизация ФА
EBITDA = operating profit (EBIT) + depreciation + amortization
EBITDA = EBIT + амортизационные отчисления по ОФ и НМА + амортизация ФА
EBITDA = Выручка – себестоимость – коммерческие и управленческие расходы+неоперационные чистые доходыприбыли+амортизационные отчисления по ОФ и НМА + амортизация ФА
Слайд 35Финансовые показатели ПАО «Газпромнефть» за 2013-2016 гг.
Слайд 36Динамика EBIT и EBITDA «Газпромнефть» за 2013-2016 гг.
Слайд 37В рейтинге РБК представлены 500 крупнейших компаний по выручке с
подробной характеристикой и данными о финансовой отчётности
http://www.rbc.ru/rbc500/
Слайд 38NOPAT (Net Operating Profits After Taxes) или NOPLAT (Net Operating
Profit Less Adjusted Taxes) — чистая операционная прибыль за вычетом
скорректированных налогов, но до выплаты процентов
NOPAT (NOPLAT) = Выручка – Себестоимость, включая амортизацию – Коммерческие и управленческие расходы – Налог на прибыль
NOPAT (NOPLAT) = EBIT – Налог на прибыль.
NOPAT
Слайд 39Финансовые показатели целевой функции – цели роста
Слайд 42Финансовые показатели целевой функции – цели развития
Слайд 43Финансовые показатели целевой функции – цели развития
Слайд 44Финансовые показатели целевой функции – цели развития
Слайд 46EVA
Показатель экономической добавленной стоимости EVA (Economic Value Added) может быть
рассчитан следующим образом:
EVA = NOPLAT – WACC хС,
где NOPLAT —
чистая операционная прибыль после налогообложения, но до выплаты процентов;
WACC — средневзвешенная цена капитала;
С — инвестированный капитал по рыночной стоимости
или
EVA = (ROI – WACC) х С.
Слайд 47Показатели отдачи с ориентацией на эффективность возврата вложенного капитала
DuPont model
- Donaldson Brown, корпорация DuPont, 1920
Слайд 48Семифакторная модель оценки рентабельности активов
Слайд 49Cемифакторная модель оценки рентабельности активов
Слайд 50Изменение экономической добавленной стоимости