Слайд 1
Тема: «Конфликты человеческой души:
интрапсихическая интерпретация»
Раздел: «Психологическая традиция изучения
конфликтов»
Лекция № 4
по основам конфликтологии
Доцент кафедры психологии МГУ В.Н. Ковалев
kovalev_vn@mail.ru
Изучить
основные
интрапсихические
концепции
конфликта
Слайд 3 П Л А Н
1. Фрейдовский подход к конфликту.
2. Теория
невротического конфликта Карен Хорнай
3. Интерпретация интерперсональных проблем А.Адлером.
4.
Интерперсональные теории Г. Салливана, В.Шутца. Динамическая теория В. Байрона.
5. Карл Густаф Юнг о конфликтах.
6. Эрик Эриксон: новый взгляд на конфликты.
Слайд 4ЛИТЕРАТУРА:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2001.
2. Гришина
Н.В. Психология конфликта. - СПб.:Питер, - 2000.
3. Хорни К. Наши
внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. – СПб. - 2003.
4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1993.
5. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 1999.
Слайд 5Фрейдистский подход
к конфликту
Представление
о конфликте
как интрапсихическом
феномене находит наиболее явное
выражение в психодинамических подходах, которые основывают свое понимание личности и её развития на представлении о противоречиях и конфликтах между различными сферами личности.
Примечание: интрапсихический означает внутриличностно
обусловленный.
Слайд 6 «В модели конфликта предполагается, что личность постоянно
и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу
влияниями»
(Н.В.Гришина)
Кэлвин С. Холл (1909–1985) и Гарднер Линдсей (1920):
«все теории личности полагают, что в личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт».
Ларри А. Хьелл и Дэниел Дж. Зиглер: «личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте».
Слайд 7Две основные версии модели конфликта
/по С. Мадди/
В психосоциальной версии источник одной из этих сил кроется в самом человеке, тогда как источник второй – в группах или обществе.
В интрапсихической версии обе движущиеся силы возникают внутри самой личности независимо от того, рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность.
Слайд 8Традиция понимания конфликта Сигизмунда Шломо Фройда (1856-1939)
Зигмунд Фройд заложил
традицию понимания конфликта как постоянного элемента душевной жизни человека.
Он первым
охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания.
Он утверждал, что человек находится в состоянии постоянного внутреннего и внешнего конфликта с окружающими и миром в целом.
Слайд 9Динамическая модель психики по З.
Фройду
Слайд 10 Конфликт в психоанализе - это
начальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, желаний, стремлений,
психических систем и сфер личности, в которых выражается противоречивость природы человека.
Руководствуясь принципом удовольствия, человек, в силу внешних ограничений - нравственных и со-циальных норм - вынужден часто отказываться от удовлетворения своих желаний (от немедленного).
Это и приводит к возникновению психического конфликта, который может находить нормальное (приемлемое) разрешение.
Существуют способы достичь удовольствия морально приемлемыми путями. Типичными примерами такой сублимации является
художественное или научное творчество.
Слайд 11Патогенные
конфликты
К разным
формам психических расстройств у человека ведут так называемые патогенные конфликты,
возникающие тогда, когда к внешнему, вынужденному отказу от немедленного удовлетворения желаний, несовместимых с требованиями общества, присоединяют-ся внутренние ограничения.
Таковыми, по Фрейду, являются конфликты
между влечениями «Я» и сексуальным влечением:
«не сексуальные влечения как таковые являются
причиной возникновения неврозов, а тот патогенный
конфликт, который разыгрывается между «Я»
(сознанием) и Сверх-Я (совестью) и сексуальностью
(заложенной в ОНО).
Вытеснение и подавление
потребностей (желаний)
не решает
внутреннего конфликта личности
Вытеснение сексуальных желаний не дает человеку осознать истинные причины, возникающих у него внутренних конфликтов, с которыми он в результате не справляется. Первое вызывает психическое напряжение, раздражимость, неадекватность ситуативного поведения, что провоцирует неадекватное ситуации поведение личности (поступки, действия, нарушение эффективности деятельности и т.д.).
В большинстве психоаналитических работ
противоречие между бессознательными влечениями
человека и его совестью рассматривается как
основной источник психических расстройств.
В соответствии с психодинамической ориентацией, конфликты, не нашедшие разрешения в детстве, потенциально чреваты патологией поведения в более зрелом возрасте.
Слайд 14 Теория невротического конфликта
Ка́рен Берндт Хо́рнай [Хо́рни - Даниэльсон]
(1885 - 1952)
Биологическая ориентирован-ность, характерная для классичес-кого фрейдовского психоанализа, заменяется социокультурной.
Структура неврозов не противоре-чит теории Фройда, согласно которой неврозы в своей сущности являются результатом конфликта между инстинктивными влечени-ями и социальными требованиями.
Слайд 15 Основные различия взглядов К.Хорнай и З. Фройда
на конфликт
Конфликт между побуждением человека и социальным давлением (нормами, перенесенными
и интерриоризи-рованными в надсознательном) составляет необходимое условие для возникновения всякого невроза (согласие с Фройдом), но оно не является достаточным.
Столкновение между желаниями человека и социаль-ными требованиями необязательно приводит к неврозам, но может вести к фактическим ограничениям в жизни, т.е. к простому подавлению или вытеснению желаний. /Карен Хорнай /
Слайд 16Нормальный конфликт предполагает выбор между различными возможностями, позициями, убеждениями и
т.д. Осуществляя его, человек разрешает конфликт.
/Карен Хорнай/
Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противо-речия поглощают человека, не остав-ляют ему выбора, делают его беспо-мощным.
/Карен Хорнай/
Невроз возникает лишь в том случае, если этот конфликт порождает тревожность (требуя, но не находя разрешения) и если попытки уменьшить её приводят в свою очередь к защитным, настоятельным, но несовместимым друг с другом тенденциям.
/К. Хорнай/
Слайд 17 Решающий фактор развития
личности
(по К. Хорнай)
- это социальные отношения между ребенком и родителями, прежде всего касающиеся двух важней-ших тенденций детства:
* стремления к удовлетворению
своих желаний;
* стремления к безопасности.
Слайд 18 Базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у
него же в будущем. Чтобы справиться с ней, он прибегает
к защитным стратегиям (невротическим тенденциям, т.е. невротическим потребностям).
Избыточные невротические потребности:
в любви и одобрении; /по К. Хорнай/
в руководстве партнера;
в четких ограничениях;
во власти;
в эксплуатировании других;
в общественном признании;
в восхищении собой;
в честолюбии;
в самодостаточности и независимости;
в безупречности и неопровержимости.
Невротические потребности были объединены в три основные категории - стратегии межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности (снижения тревоги).
Каждой стратегии сопутствует ведущая ориентация в отношениях с другими людьми:
1) ориентация на людей;
2) ориентация от людей;
3) ориентация против людей.
Слайд 19Типы невротической личности (по К. Хорнай)
- уступчивый (ориентированный на
людей, зависимый от людей), выражающий стратегию приспособления, подчиненности;
- обособленный (ориентированный
от людей, испытывающий трудности в коммуникации), проявляющийся в стратегии избегания;
- агрессивный (ориентированный против людей), предусматривающий противоборство, конфликтное поведение, авторитаризм.
Слайд 20Выводы хорнайского психоанализа
1. Каждый невроз, безотносительно к своей
симптоматике, является неврозом характера личности
- каждый
человек испытывает невротические переживания, но одни люди справляются, а другие входят в стадию дистресса, со временем превращаясь в невротиков;
- каждый невроз является неврозом характера личности.
2. Внутренние конфликты и неврозы порождаются культурными факторами, или более точно неврозы возникают из-за расстройств человеческих отношений.
3.Типичные деструктивные стратегии поведения невротической личности, направленные на подавление внутреннего конфликта: цинизм, садизм, жесткий самоконтроль.
Слайд 21Внутренние противоречия невротической личности
между соперничеством и стремлением к успеху,
с одной стороны - и человечностью, любовью –
с другой. Проявляется в постоянной внутренней борьбе между базовыми потребностями человека и социальными нормами.
между стимуляцией наших потребностей со стороны других людей и препятствиями на пути их удовлетворения.
между утверждаемой свободой человека и всеми фактическими ограничениями.
Слайд 22Положения К. Хорнай о закономерностях развития конфликта в теории социального
конфликта:
Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы,
тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами системы.
Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы, тем более вероятное, что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей формы распределения дефицитных ресурсов.
Чем больше подчиненные группы системы сознают свои интересы и сомневаются в законности распределения дефицитных ресурсов, тем более вероятное, что они должны будут сообща вступить в открытый конфликт с доминирующими группами системы.
Чем сильнее поляризация господствующих и подчиненных, тем более насильственным будет конфликт.
Чем более насильственным является конфликта, тем значительнее структурные изменения системы и перераспределение недостающих ресурсов.
/Совпадают полностью с Зиммелем и Марксом/
Слайд 23Типичные иллюзии, заставляющие людей раздувать конфликтные ситуации:
Иллюзия «самооправдания»;
Иллюзия «плохого
человека»;
Иллюзия «зеркального восприятия»;
Иллюзия «выигрыша-проигрыша».
Слайд 24
Адлер Альфред Леопольд (1870 -1937)
об интерперсональных
проблемах
Его теория рассматривает поведение
человека в социальном контексте.
«Индивидуальная психология считает необходимыми гармонию и сотрудничество между человеком и обществом.
Конфликт между ними считает неестественным».
Слайд 25Невротик и социум
Проблемность во взаимодействии индивида с обществом
Адлер связывает с «невротическим стилем жизни» - следствием «труд-ного» детства
- и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность.
Невротический стиль жизни сопровождается постоянным ощущением угрозы самооценке, неуверенности в себе, обострен-ной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам в отношениях с окружающими.
Невротики ведут себя так, как если бы они жили в стране врагов.
Если жизненные цели индивидуума не достигаются или если он их не может определить, осознать, то вполне логично возникает внутренний конфликт достаточно мощной разрушительной силы, приводящий к неврозу (ВК).
Степень выраженности социального интереса является показате-лем психического здоровья, его недоразвитие может стать причиной неврозов и других социальных и психопатологиеских отклонений.
Слайд 26 А. Адлер о врожденной детерминанте конфликтности в теории
стремления к превосходству
Стремление к превосходству является единым фундамен-тальным мотивом,
а не комбинацией отдельных побуждений;
Это стремление универсально, общее для всех и в норме и в патологии.
Превосходство, как цель может принимать как позитивное, так и негативное направление.
Стремление к превосходству сопряжено с большими энерге-тическими усилиями и усиливает психическое напряжение;
Оно проявляется и на уровне индивидуума, и на уровне общества.
Действия субъектов, обусловленные этим стремлением приводят их к столкновениям и конфликтам.
Слайд 27Интерперсональная теория Гарри Стэк Салливана (1892 -1949)
«Динамизмы»
и «персонификации», возникающие под влиянием раннего опыта отношений, начинают играть
роль регуляторов межличностного взаимодействия, сводя к минимуму значение последующих интерпесональных ситуаций.
Конфликтность, недоброжелательность становится важной характеристикой интерперсональных отношений в детстве, возникая как реакции на частые неблагоприятные интерпер-сональные ситуации, вызывающие тревожность, ранящие ребенка, ставящие его в положение высмеиваемого.
Постепенно происходит искажение в фундаментальном интерперсональном аттитюде и вырабатывается пессимис-тическая недоброжелательная (конфликтная) философия жизни.
Слайд 28Принципы «интерперсональной теории психиатрии» Г. Салливана
принцип коммунального существования;
принцип функциональной активности;
принцип
организации.
Г.Салливан соединил в своей концепции психоанализ и бихевиоризм.
Ребенок не рождается с социальными чув-ствами. Они формируются у него в первые дни жизни. Их развитие связано со стремлением человека к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Потребность создает напряженность и форми-рует способы ее преодоления – динамизмы, которые являются своеобразным способом накопления опыта, необходимого для удовлетворения потребностей и адаптации.
Существуют важные для жизни динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности.
Слайд 29 Главными, ведущими для всех людей потребностями Г. Салливан считал
потребность в нежности
и потребность в избежании тревоги.
Однако возможности их удовлетворения разные, ибо для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы, помогающие ребенку получать ее от близких.
Источники тревоги так многообразны и непредска-зуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных событий из жизни человека.
Потребность в избегании тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование «Я-системы»: «хорошее Я», «плохое Я» и «не Я», лежащей в ее основе.
Слайд 30 Трехмерная теория интерперсонального поведения (Концепция фундаментальной ориентации межличностных
отношений)
Вильяма К. Шутца (1925 -2002)
Социальная жизнь человека предопределена опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы (конфликты) в сфере межличностных контактов.
Факторы межличностных отношений достаточные для объяснения большинства ситуаций человеческого взаимодействия: включённость, контроль и аффектация.
Существуют три важные межличностные потребности, свойственные каждому: потребность включения, потребность в контроле, потребность в любви.
Люди, успешно решившие эти проблемы в детстве, способны устанавливать эффективные эмоциональные отношения, а люди, потерпевшие неудачу, испытывают затруднения и ведут себя неадекватно.
Слайд 31 Карл Густаф Юнг (1875 - 1961)
о конфликтах
Отрицал, что
личность полностью детерминирована её опытом, обучением и воздействием окружающей среды.
Считал, что каждый индивид появляется на свет с «целостным личностным эскизом … представленным в потенциале с самого рождения». «Окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать, а лишь выявляет то, что уже было в ней заложено».
Отказавшись от ряда положений психоанализа, выделял несколько уровней бессознательного:
индивидуальное, семейное, групповое, националь-ное, рассовое и коллективное бессознательное, которое включает в себя универсальные для всех времён и культур архетипы.
Слайд 32Юнгианские архетипы и конфликт
Существует определённая наследуемая структура психического, развивавшаяся
сотни тысяч лет, которая заставляет нас переживать и реализовывать наш
жизненный опыт вполне определённым образом.
Эта определённость выражена архетипами, которые влияют на наши мысли, чувства, поступки.
Архетипы могут содержать конфликтогены. Но конфликтность в абсолюте не запрограммирована, т.к. пусковой механизм конфликта заложен в жизненном опыте (В.К.).
Некоторые сферы опыта у человека приобретают автономный характер и не подчиняются сознательному контролю. Эти эмоционально заряженные части опыта Юнг назвал комплексами. В основе комплекса, по его предположению, всегда может быть обнаружено архетипическое ядро.
Слайд 33 Связь комплексов
и конфликтов
Часть комплексов
возникает в результате психотравмирующих ситуаций. Как правило, это моральный конфликт, целиком проистекающий из невозможности полного включения сущности субъекта.
Образно, травмирующие ситуации откалывают от Эго-комплекса кусочки, уходящие глубоко в подсознание и приобретающие далее определенную автономию. Упоминание информации, связанной с комплексом, усиливает защитные реакции, препятствующие осознанию комплекса.
Комплексы пытаются проникнуть в сознание через сновидения, телесные и поведенческие симптомы, паттерны отношений и др., превосходя наши сознательные намерения (сознательную мотивацию).
При неврозе грань, разделяющая сознательное и бессознательное ещё сохранна, но истончена, что позволяет комплексам напоминать о своем существовании, о глубоком мотивационном конфликте (расколе личности).
Слайд 34 Конфликты детской души
Детские
конфликты и неврозы К.Г.Юнг связывал с проблемой детской сексуальности. При
этом оспаривал справедливость фрейдовского понятия полиморфно-перверсивной предрасполо-женности ребенка.
Отсутствие понимания действует как тормоз, который вытесняет и вновь выталкивает либидо в состояние зачатков сексуальности, отчего затем эти начала преждевременно побуж-даются к аномальному развитию. Из-за этого возникает детский невроз. Современная детская сексуальность – грозит катастрофой.
Одаренные дети, чьи мыслительные притязания (вследствие воспитания в интеллигентной среде) начинают расти очень рано, подвержены серьезной опасности оказаться в ситуации преждевременного задействования сексуальности вследствие воспитательного подавления их, так называемого неуместного любопытства.
Разрешение детских конфликтов К.Г. Юнг видел в научении пониманию через правильное сексуальное воспитание.
Слайд 35 К.Г. Юнг о некоторых
детерминантах
детских
неврозов и конфликтности
Юнг подчеркивал значение образа жизни,
поведения и отношений родителей среди детерминант детских неврозов и конфликтов. «Для родителей было бы полезно рассматривать симптомы ребенка в свете их собственных проблем и конфликтов».
Нельзя переоценивать и недооценивать значение факта бессознательных воздействий на психику ребенка.
Решающую роль в развитии или преодолении внутренних конфликтов играют специфические задатки индивидуума.
Нельзя недооценивать факт органической наследственности.
В качестве объясняющего фактора Юнг склонен учитывать скорее совокупный генофонд родословной индивида, нежели сиюминутную психическую причинность.
Слайд 36 Новый взгляд на конфликты
Эрик Теодор Эриксон (Хомбургер или Эрик Исидор
Соломонсен) (1902 -1994):
У Эриксона понятие конфликта постоянно сопрягается с понятием кризиса.
Развитие продолжается всю жизнь. Каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом.
Его благоприятное разрешение - залог развития здоровой личности и необходимый фактор эффективного проживания после-дующих стадий.
Конфликты означают «не угрозу катастрофы, а поворотный пункт и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации».
ВЫВОДЫ:
1. Для сторонников психодинамических подходов конфликт - это реальность человеческого существования. Он свойственен человеческой природе и явление не случайное, составляющее суть внутренней жизни индивида.
2. Конфликт - это важнейший теоретический конструкт в психоана-литических концепциях. Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности - это ключ к объяснению происходящего с человеком. Социальное поведение детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека, и те или иные проблемы его интерперсонального существования имеют внутриличностное происхождение.
3. Конфликт в психоанализе выступает как интрапсихический (между двумя составляющими психики одного и того же человека) феномен, возникающий в глубинах психики как следствие внутренних законов ее существования, как явление, которое может быть адекватно описано только в рамках этих законов.
4. В психоаналитической традиции основным предметом внимания являются личностные конфликты, особенно те, которые имеют неосознаваемый характер, когда не только реальная сущность конфликта, но и сам факт его существования не осознается человеком.
5. Психоаналитическая традиция допускает достаточно широкое и нестрогое использование понятия конфликта.
Слайд 39 6. Представление о конфликте как интропсихическом
явлении развивалось психодинамическими подходами. Основная традиция в его интерпретации заложена
Фройдом. Конфликт - часть внутренней силы индивида, их возникновение естественно сопутствует его развитию.
7. Руководствуясь принципами удовольствия, в силу внешних ограничений человек вынужден отказываться от их удовлет-ворения. Это порождает психический конфликт, который может быть нормально разрешен, а может привести к психическим расстройствам.
8. Самыми сложными являются конфликты между влечени-ями "Я" и сексуальным влечением. Вытеснение сексуальных желаний не дает возможности человеку осознать истинные причины, возникающих у него истинных влечений.
9. По Фройду конфликт, вызываемый несознаваемыми, неприемлемыми импульсами либидо и агрессивными импульсами составляют внутреннюю структуру жизни индивида.
10. Конфликтность закладывается с детства (человек - раб своего детства). Он всю жизнь разрешает и изживает те конфликты, которые создались в первые месяцы его жизни.
Цель воздействия - вытеснение из сознания причин, породивших внутренние конфликты и их решение на новом уровне сознательного отношения к своим влечениям.
Слайд 40 ПОСТФАКТУМ
Непринятие интрапсихического
понимания конфликта в отечественной психологии обусловлено:
непринятием психоаналитической концепции;
идеологическими причинами;
тенденций отечественной
психологии к поис-ку социальных детерминант поведения человека.
Слайд 41КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В чем суть психодинамического подхода?
В чем отличие психосоциальной
версии модели конфликта от итрапсихической?
Какие три вида внутренних конфликтов характеризует
Карен Хорнай?
Какие типы невротической личности выделяет Хорнай?
Какое стремление называет А. Адлер в качестве единого мотива конфликтного поведения?
Что К.Г.Юнг называл комплексами?
Что является сторонами внутреннего конфликта
по Э.Эриксону в юношеском возрасте?
УСПЕХОВ !!!
kovalev_vn@mail.ru