Слайд 1Тема лекции:
Проблемы эффективности и легитимности политического управления
Социальная эффективность политического
управления
Коррупция как проблема политического управления. Стратегии противодействия коррупции.
Слайд 2Эффективность политического управления
Оценка результатов – обязательный элемент политического управления.
Критерии:
Результативность
– наличие/отсутствие положительных итогов
Правильность – соответствие нормам, традициям
Популярность – массовая
поддержка или критика деятельности государства … и др.
Слайд 3Эффективность политического управления: понятие
Эффективность - соотношение затрат и результатов
Основной критерий
оценки управленческой деятельности государства, его органов, должностных лиц, полит. режимов
Эффективной
считается деятельность, результатом которой является достижение поставленных целей с минимумом затрат.
Антипример: Пиррова победа
Слайд 4Специфика оценки эффективности публичной власти и полит. управления
Э. – понятие
экономическое, а деятельность субъектов политического управления не всегда оценивается в
эконом. категориях (рост числа свобод, демократизма, толерантности …)
В деятельности органов публичной власти экономич. эффективность играет подчиненную роль по отношению к социальной эффективности.
Слайд 5Социальная эффективность: понятие, критерии
– достижение значимых для общества целей с
минимумом социальных (значимых для населения) затрат.
Критерии: мнение социальных групп, чьи
интересы затрагивает данная политика
Экономическая эффективность, быстрая отдача, окупаемость не могут быть критериями эффективности политики в области образования, культуры, здравоохранения, управления наукой (эти требования могут привести к кризису данных отраслей).
Слайд 6Социальная эффективность государственного политического управления: критерии ООН
5 групп индикаторов:
1. Подотчетность
и выборность гос. власти: участие населения в выборе правительства; независимость
СМИ; соблюдение политических прав и свобод
2. Политическая стабильность: вероятность политической дестабилизации; уровень внутреннего насилия и терроризма.
3. Качество системы госрегулирования: содействие развитию экономики; степень вмешательства государства в рыночные механизмы; масштабы теневой экономики
Слайд 7Социальная эффективность государственного политического управления: критерии ООН (2)
4. Эффективность правительства:
качество общественных услуг;
компетентность госслужащих;
качество работы государственной бюрократии;
доверие
населения к государственной политике
5. Контроль за коррупцией:
использование власти для личных целей;
восприятие уровня коррупции населением
Слайд 82. Коррупция как проблема политического управления
Корру́пция (от лат. corrumpere —
«растлевать») — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий
и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды (Transparency International, Мировой банк)
Слайд 9Определение коррупции в законодательстве РФ
злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим
лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Слайд 10Субъекты и источники коррупционного поведения
Наиболее часто термин применяется по отношению
к бюрократическому аппарату и политической элите.
Источник – обладание лицом дискреционной
властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Слайд 11Виды коррупции
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В
неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу
и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
Слайд 12Институциональная коррупция
Превращение коррупции в устоявшуюся практику, норматив взаимодействия агентов власти,
бюрократии и бизнеса, населения.
Коррупция превращается в поведенческие стратегии госслужащих,
для которых главными ориентирами становятся не карьера и репутация, а сохранение служебных (приносящих коррупционный доход) позиций.
Рожденные в государстве коррупционные ориентиры начинают распространяться на всю социальную среду, коррупция становится связующим звеном государства и общества в целом, поглощает все общество (society capture).
(Соловьев А.И., д.полит.н., 2011)
Слайд 13Области коррупционного обогащения: государственные расходы
Одним из основных путей коррупционного обогащения
для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются :
Инвестиционные
проекты. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.
Государственные закупки предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.
Внебюджетные счета (пенсионные, дорожные фонды и др.) В некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки.
Слайд 14ПОСЛЕДСТВИЯ коррупции
неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
потери налогов,
рост «теневых доходов»;
потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы
государственного аппарата в целом;
разорение частных предпринимателей;
снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
понижение качества общественного сервиса;
неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;
рост социального неравенства;
усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;
ущерб политической легитимности власти;
снижение общественной морали.
Слайд 15Политические ПОСЛЕДСТВИЯ коррупции
Делегитимация власти. Коррупция часто является поводом для призывов
к насильственной смене власти. При этом обвинения нередко предъявляются не
только конкретной политической элите, но и политической системе в целом. Авторитарные режимы способны успешно скрывать подавляющее большинство злоупотреблений властью от общественности, вывод об их коррумпированности делается на основе анализа косвенных свидетельств и пагубных для всего общества последствий.
Напротив, коррупция в демократических режимах часто получает широкую огласку и пресекается прежде, чем она начинает наносить существенный ущерб. Но периодические скандалы вызывают у граждан сомнения в своей способности оказывать влияние на процесс принятия в стране политических решений и разочарование в демократии.
Слайд 16Политические последствия коррупции – рост авторитарности режима, КЛЕПТОКРАТИЯ
В высоко коррумпированных
бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где
их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. КЛЕПТОКРАТИЯ – ВЛАСТЬ КАЗНОКРАДОВ.
Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее -индивидуальных прав граждан.
Слайд 17Стратегии борьбы с коррупцией: примеры успеха - Сингапур
В момент обретения
независимости в 1965 г., Сингапур был страной с высокой коррупцией.
Возглавил боьбу
с К. Ли Куан Ю (с 1959 по 1990 г. занимал пост премьер-министра. В августе 2004 г. получил должность министра-наставника в правительстве своего сына Ли Сяньлуна).
насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников (расследования были инициированы даже против близких родственников Ли Куан Ю). Ряд министров, уличённых в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, покончили жизнь самоубийством, бежали из страны. Среди них были и давние соратники Ли Куан Ю, такие как министр охраны окружающей среды Ви Тун Бун. Создан некоррумпированный высший слой власти.
Слайд 18Примеры успеха - Сингапур
упрощения процедур принятия решений и удаления всякой
двусмысленности в законах в результате издания ясных и простых правил,
вплоть до отмены разрешений и лицензирования (сужение сферы чиновничьих полномочий) ; ужесточение законодательства
Независимый неподкупный суд. Резко подняты зарплаты судей, на судейские должности были привлечены лучшие частные адвокаты. Зарплата сингапурского судьи достигла нескольких сот тысяч долларов в год (в 1990-е годы — свыше 1 млн долл.)
Жёстко подавлены триады (организованные преступные группировки).
Личный состав полиции был заменён.
Госслужащим, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня, характерного для топ-менеджеров частных корпораций.
Был создан независимый орган с целью борьбы с коррупцией в высших эшелонах - автономное Бюро по расследованию случаев коррупции, в которое граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков.
Подготовка и отбор госслужащих со студенческой скамьи с учетом репутационного анализа