Слайд 1
Тема ЛЕКЦИИ:
«Тележки вагонов»
Лекция подготовлена доцентом кафедры «Вагоны» Казахской академии
транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева Ивановцевой Н.В.
Цель: «Изучение классификации
и конструктивных особенностей тележек различных вагонов»
Слайд 2План лекции:
1. Конструктивные особенности, назначение и функции составных элементов типовой
тележки для грузовых вагонов.
2. Недостатки типовой тележки для грузовых
вагонов.
3. Пути модернизации типовой двухосной тележки.
4. Особенности конструкций 3-х, 4-хосных и специализированных грузовых тележек.
5. Рессорное подвешивание.
6. Гасители колебаний.
Слайд 3Список литературных источников:
1. Вагоны. Под ред. Л.А. Шадура. М., Транспорт,
1980 г., 439 с.
2. Алпысбаев С.А., Кузьменко В.Н., Солоненко В.Г.
и др. Конструкция вагонов. Алматы. 2007г.
3. Лукин В.В., Шадур Л.А., Котуранов В.Н. и др. Конструирование и расчёт вагонов. М., 2000 г. 731 с.
4. Журналы «Вагоны и вагонное хозяйство».
Слайд 41. Конструктивные особенности, назначение и функции составных элементов типовой тележки
для грузовых вагонов.
Современные грузовые вагоны имеют двух- трёх-,
четырёх- и многоосные тележки.
Для четырехосных грузовых вагонов железных дорог СНГ типовой является двуосная тележка типа 18-100 ЦНИИ – Х3. (рассчитанная на конструкционную скорость до 120 км/ч)
ЦНИИ - центральный научно-исследовательский институт (бывшее название ВНИИЖТа), Х - первая буква фамилии автора Ханин В.М., 3 – третий вариант
Слайд 5БОКОВАЯ РАМА
челюсти
Кольцевая опора
Кронштейн для крепления подвесок тормозных башмаков
Ограничитель поперечного перемещения
фрикционных клиньев
Сталь 20ФЛ или 20ГФЛ
min 2181 мм
ТЕЛЕЖКА 18-100 (конструкция узлов)
Слайд 7НАДРЕССОРНАЯ БАЛКА
1
1
2
2
3
4
5
6
1-подпятник; 2-кронштейн рычажной передачи тормоза; 3-опора для скользуна; 4
и 5-бурты, ограничивающие смещения наружных и внутренних пружин рессорного комплекта
при движении тележки;
6-выемка, служащая для размещения фрикционного клина
Сталь 20ФЛ или 20ГФЛ
ТЕЛЕЖКА 18-100 (конструкция узлов)
Слайд 9Опора шкворня
Кронштейн рычажной передачи тормоза
Для регулировки зазоров между скользунами под
колпак скользуна ставят равные
стальные регулировочные прокладки толщиной 1.5-5 мм
в количестве не более 4
под каждый колпак
ТЕЛЕЖКА 18-100 (конструкция узлов)
Слайд 10 РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ
1-фрикционный клин; 2-фрикционная планка; 3-рессорный комплект;
4-боковая рама;
5- надрессорная балка
Сталь 55С2 и 60С2
ТЕЛЕЖКА 18-100 (конструкция узлов)
Слайд 11ТЕЛЕЖКА 18-100 (конструкция узлов)
Слайд 1218-100
УВЗ, КрВз 1960-84 г.
Максимальная осевая нагрузка, кН (тс).......230,3 (23,5);
Масса тележки,
т...................................................4,76;
Колеса цельнокатанные диаметром, мм..................950;
База, мм................................................................1850;
Тип оси........................................................РУ1; РУ1Ш;
Констр. V, км/ч........................................................120.
Технические
характеристики
Слайд 132. Недостатки типовой тележки для грузовых вагонов 18-100.
Большая жесткость пружин
для порожнего или малозагруженного режима работы вагона,
Низкая стабильность и
недостаточная горизонтальная демпфирующая способность гасителей колебаний.
Наличие быстро изнашиваемых деталей.
Боковые рамы нежестко связаны между собой надрессорной балкой и рессорными комплектами. Поэтому в ней возникают продольные забегания рам относительно друг друга, достигающие 15-20 мм. Величина их обусловлена зазорами в буксах и величиной горизонталь- ной деформации пружин. Такая конструкция рам вызывает также маятниковые колебания их отно- сительно собственных продольных осей. В результате забегания рам возрастает интенсивность виляния тележки, что ухудшает плавность хода вагона.
Слайд 14Технические требования к подвижному составу нового поколения
Слайд 153. Пути модернизации типовой двухосной тележки
Не модернизированная тележка
модели 18-100
Модернизация
тележки
модели 18-100 по проекту М 1698
(с начала 2008 г.
модернизирован весь рабочий парк)
Модернизация тележки
модели 18-100 по проекту С 03.04
(А.Стаки) (внедряется с 2010 г)
Межремонтный
пробег вагонов
160 тыс.км
от 250 до
800 тыс.км
от 100 до
110 тыс. км
увеличен
увеличится
Слайд 16Эластомерная прокладка в подпятник
Колесо с износостойким нелинейным профилем ИТМ-73
Упруго-катковый скользун типа ISB-12C
Элементы модернизации тележки модели 18-100 по
проекту С 03.04 (А.Стаки)
Фрикционные клинья RFE-43 с упругими полиуретановыми накладками
Колончатый скользун типа ССВ
Фрикционные планки
Слайд 17Тележка модели 18-578
Тележки для осевых нагрузок 23,5 тс
Тележка модели 18-9771
Тележка
модели 18-7020
Тележка модели 18-9810
BARBER S-2-R
Слайд 18Тележки для осевых нагрузок 25 тс
Тележка модели 18-9800
Тележка модели 18-9836
Тележка модели 18-4129
Тележка модели 18-9750
Слайд 19Тележки для осевых нагрузок 25 тс
Тележка модели 18-194-1
Тележка модели
18-9855
BARBER S-2-R
Тележка модели 18-9750
Тележка модели 18-115
Слайд 20ТЕЛЕЖКА 18-194-1
1-колесная пара
2-букса
4-боковая рама
4-рессорный комплект
5-скользун
6-надрессорная балка
Центральное подвешивание имеет билинейную характеристику
за счет разной высоты внутренней и наружной пружин, что позволяет
улучшить ходовые качества тележки в груженом и, особенно порожнем состоянии
адаптер
Слайд 21ТЕЛЕЖКИ 18-194-1
Предназначены для подкатки под грузовые вагоны, эксплуатируемые на магистральных
железных
дорогах.
Производитель УВЗ
Слайд 2218-194 (КОНСТРУКЦИЯ УЗЛОВ)
2-клин
3-рама боковая
4-сменная износостойкая накладка
5-адаптер
6-подшипник кассетный
7-резиновый элемент
8-фрикционная планка
9-сменая пластина
Слайд 2418-194 (КОНСТРУКЦИЯ УЗЛОВ)
1-упруго-роликовый скользун
10-надрессорная балка
11-износостойкая пластина из стали 30ХГСА толщиной
6,5 мм
12-кольцо приварное (устанавливается внутри бурта пятника)
Слайд 2618-194 (КОНСТРУКЦИЯ УЗЛОВ)
Двухрядный конический роликовый подшипник
имеет общее наружное кольцо и
встроенные уплотнения. Заправляется консистентной
литиевой смазкой на заводе-изготовителе.
Межремонтный пробег составляет 8
лет.
Слайд 27ТЕЛЕЖКА 18-115
Одной из конструктивных особенностей тележки является использование более совершенной
схемы опирания кузова – часть нагрузки передается на подпятник, а
часть через упруго-фрикционные скользуны
1-колесная пара; 2-боковая рама; 3-фрикционный клин;
4-надрессорная балка;5-букса
Слайд 284-надрессорная балка; 12-Г-образная плита; 13-бонка для фиксации пружины;
14-пружина;15-фрикционный клин;
16-ребро; 17-болт; 18-прокладка;
19-фрикционная планка
Данная конструкция скользунов обеспечивает снижение действующих
нагрузок на шкворневые узлы вагона, повышает плавность хода и уменьшает динамические нагрузки, возникающие при вилянии тележек
Опорная поверхность фрикционной планки,
в свободном состоянии, выступает над плоскостью подпятника на 6…12 мм
Слайд 296-корпус буксы; 7-боковая рама; 8-седло; 9-резиновая прокладка
переменной толщины; 10-подшипники;
11-специальный выступ
седла для фиксации его в буксовом проеме
Бурт корпуса буксы
для фиксации резиновой прокладки
Слайд 30ТЕЛЕЖКА 18-102 (УВЗ-9М)
1-КОЛЕСНАЯ ПАРА
2-ТРИАНГЕЛЬ
3-ГАСИТЕЛЬ
4-ПРУЖИНА ДВУХРЯДНАЯ
5-ПРОКЛАДКА
6-ПРОКЛАДКА
РЕГУЛИРОВОЧНАЯ
7-БАЛАНСИР
8-БАЛКА НАДРЕССОРНАЯ
9-БАЛКА ШКВОРНЕВАЯ
10-ВАЛИК
11-БОКОВИНА
12-СКОЛЬЗУН
Масса
8,6 т
Пружины взаимозаменяемы
с пружинами тележки
18-100
Слайд 32ФРИКЦИОННЫЙ ГАСИТЕЛЬ
18-клин
19-опорное кольцо
20-пружина
21-стакан
22-нажимной конус
6. ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ.
Слайд 3313-болт; 14-съемная планка; 15-прокладка регулировочная; 16-шайба пружинная; 17-гайка
Слайд 34Тележка 18-101
Соединительная балка из стали 09Г2Д
Слайд 35ТЕЛЕЖКА КВЗ-И2
Предназначена для рефрижераторных секций БМЗ
1-рама; 2-буксовое подвешивание; 3-центральное подвешивание;
4-подрессорное
балка; 9-место для трафарета; 14-люлечная балка;
15-люлечная подвеска
Слайд 36ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ
Центральное подвешивание состоит из надрессорной балки сварной конструкции, двух
эллиптических рессор Галахова, подрессорной балки, двух люлечных балок, четырех люлечных
подвесок и двух предохранительных скоб
3-5-рядная эллиптическая рессора; 4-подрессорная балка; 6-шкворень;
7-шпинтон; 8-надрессорная балка; 14-люлечная балка; 15-люлечная подвеска; 16-предохранительная скоба
5. РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ.
Слайд 37БУКСОВОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ
7-шпинтон; 10-кронштейн буксы; 11- пружина;
12-резиновая шайба; 13- гайка
5.
РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ.
6. ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ.
Слайд 38Тележка КВЗ-ЦНИИ тип II
Тележка служит для подкатки под вагоны с
весом брутто свыше 60, но не более 72 т. Используется
под вагонами-ресторанами, вагонами с кафе-буфетами, багажными почтовыми. Опора кузова осуществляется на горизонтальные скользуны. Основные элементы рамы, рессорного подвешивания усилены по сравнению с тележкой
КВЗ-ЦНИИ тип I
Слайд 40Тележка КВЗ-ЦНИИ тип II
Рама тележки изготовлена из прокатных профилей и
штампованных листов, выполненных из стали Ст.3
Слайд 41Тележка КВЗ-ЦНИИ тип II
Пружины подвешивания делят по высоте на 3
группы и устанавливают
в зависимости от распределения массы вагона по
его длине и ширине
5. РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ.
Слайд 43Тележка КВЗ-ЦНИИ тип II
5. РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ.
6. ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ.
Слайд 445. РЕССОРНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ.
ЦЕНТРАЛЬНОЕ
БУКСОВОЕ
ДВОЙНОЕ
Количество пружин в рессорном комплекте (две двухрядные
пружины) тележки 18-100:
Грузоподъёмность до 50 т – 5 шт.
до 60 т – 6 шт.
свыше 60 т -7 шт.
Слайд 456. ГАСИТЕЛИ КОЛЕБАНИЙ.
Для грузовых тележек применяются фрикционные гасители колебаний
18-100
18-102
КВЗ-И2
КВЗ-И2
Слайд 46Контрольные вопросы:
Основной тип грузовой тележки, её технические характеристики.
Конструктивные особенности
тележки 18-100. Назначение и устройство её составных частей.
Перечислить основные недостатки
тележки 18-100.
Основные пути модернизации тележки 18-100.
Каковы особенности конструкций 3-х, 4-хосных и специализированных грузовых тележек для изотермических вагонов.
Тип рессорного подвешивания грузовых тележек.
Типы гасителей колебаний применяемых для грузовых тележек.
Слайд 47Назначение тележек.
По каким принципам классифицируются тележки?
Перечислить технико-экономические показатели тележки?
Основной тип
грузовой тележки, её технические характеристики.
Конструктивные особенности тележки 18-100. Назначение и
устройство её составных частей.
Перечислить основные недостатки тележки 18-100.
Основные пути модернизации тележки 18-100.
Каковы особенности конструкций 3-х, 4-хосных и специализированных грузовых тележек для изотермических вагонов.
Особенности конструкции типовых пассажирских тележек.
Особенности конструкции современных высокоскоростных пассажирских тележек.
Назначение и принцип работы рессорного подвешивания.
Типы гасителей колебаний применяемых в тележках и принцип их работы.
Слайд 48
1-букса, 2-рама, 3-надрессорная балка, 4-подвеска
Какие схемы рессорного подвешивания
соответствуют тележкам 18-100 и КВЗ-И2
Слайд 49Какие схемы связи рамы тележки с буксами соответствуют тележкам 18-100
и КВЗ-И2