Разделы презентаций


Тема № 1 Военная дидактика. Занятие № 3. Основные дидактические концепции и

Содержание

Учебные вопросыАссоциативно-рефлекторная концепция обучения (АРКО).Концепция проблемно-деятельностного обучения.Концепция программированного обучения.132

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема № 1 Военная дидактика.

Занятие № 3. Основные дидактические концепции

и возможности их реализации в военно-педагогическом процессе.

Преподаватель цикла тактических дисциплин:
Капитан

Бантюкова Елена Михайловна
Тема № 1 Военная дидактика.Занятие № 3. Основные дидактические концепции и возможности их реализации в военно-педагогическом процессе.Преподаватель

Слайд 2Учебные вопросы
Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (АРКО).
Концепция проблемно-деятельностного обучения.
Концепция программированного обучения.
1
3
2

Учебные вопросыАссоциативно-рефлекторная концепция обучения (АРКО).Концепция проблемно-деятельностного обучения.Концепция программированного обучения.132

Слайд 3Учебная литература
Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред.

В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.
Военная педагогика / Под ред.

В. Н. Герасимова. М.: ВУ, 1997.
Мелетичев В. В., Якимов Ю. М. Актуальные проблемы общей и военной педагогики. СПб., 2004.
Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. М., 1993.
Педагогический процесс. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. М., 1992.
Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера) / Под ред. Л. Н. Уварова, В. В. Кирилина. М., 1995.

Учебная литератураВоенная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. М.: Совершенство, 1998.Военная педагогика

Слайд 4
Вопрос №1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (АРКО)

Вопрос №1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (АРКО)

Слайд 5В процессе подготовки военнослужащих наибольшее применение нашли следующие концепции:
ассоциативно-рефлекторная;
поэтапного

формирования умственных действий;
проблемного и проблемно-деятельностного обучения;
программированного обучения.

В процессе подготовки военнослужащих наибольшее применение нашли следующие концепции: ассоциативно-рефлекторная;поэтапного формирования умственных действий;проблемного и проблемно-деятельностного обучения;программированного обучения.

Слайд 6Учение И. П. Павлова


Опираясь на учение И. П. Павлова о

закономерностях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, положения Л.С. Выготского о связях

обучения и психического развития личности, отечественные психологи и педагоги А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская, Д. Н. Богоявленский, А. А. Смирнов, Ю. А. Самарин, П. А. Шеварев и др. разработали различные подходы к организации усвоения знаний, которые составляют ассоциативно-рефлекторную концепцию обучения.

Учение И. П. ПавловаОпираясь на учение И. П. Павлова о закономерностях условно-рефлекторной деятельности головного мозга, положения Л.С.

Слайд 7Смысл ассоциативно-рефлекторной концепции обучения:

1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений,

развитие личностных качеств человека есть процесс образования в его сознании

различных ассоциаций – простых и сложных.
В коре головного мозга возникают системы ассоциаций (нервных связей), начиная с простейших – рефлексов.
Отсюда и название – ассоциативно-рефлекторная концепция.
Следовательно, обучение видится как процесс образования условных рефлексов и сложных цепочек-систем этих рефлексов-ассоциаций.

Смысл ассоциативно-рефлекторной концепции обучения:1. Усвоение знаний, формирование навыков и умений, развитие личностных качеств человека есть процесс образования

Слайд 8
2. Приобретение знаний, совершенствование навыков и умений, развитие способностей (т.

е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность и включает

следующие этапы:
- восприятие учебного материала;
- его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;
- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
- применение усвоенного в практической деятельности военнослужащего.
То есть овладение знаниями – не мгновенный акт, а длительный и сложный процесс, включающий ряд взаимосвязанных элементов;
2. Приобретение знаний, совершенствование навыков и умений, развитие способностей (т. е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую

Слайд 9

3. Основным этапом процесса обучения выступает осмысление, активная мыслительная деятельность

обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.


4. Наивысший результат

в обучении достигается при соблюдении ряда условий:
- формировании активного отношения к обучению со стороны обучаемых;
- подаче учебного материала в определенной последовательности;
демонстрации и закреплении в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
применении знаний в учебных и служебных целях.
3. Основным этапом процесса обучения выступает осмысление, активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных

Слайд 10Последовательность обучения на основе АРКО:
восприятие учебной информации (знания-знакомства);
осмысление воспринятой информации

(знания-репродукции);
запоминание и сохранение учебного материала (знания-умения);
применение знаний на практике (знания-трансформации);
творческая

профессиональная деятельность (мастерство).
Последовательность обучения на основе АРКО:восприятие учебной информации (знания-знакомства);осмысление воспринятой информации (знания-репродукции);запоминание и сохранение учебного материала (знания-умения);применение знаний

Слайд 11Восприятие
Овладение военнослужащими знаниями, учебным материалом начинается с его восприятия ,

целостного отражения в сознании непосредственно
воздействующих на органы чувств предметов

и явлений.

В результате воин получает знания-знакомства , которые позволяют ориентироваться в обстановке в целом; это такие сведения, которые дают возможность узнать впоследствии предмет, явление, информацию, представленные преподавателем на занятии.

ВосприятиеОвладение военнослужащими знаниями, учебным материалом начинается с его восприятия , целостного отражения в сознании непосредственно воздействующих на

Слайд 12Осмысление
Осмысление – более активная и целеустремленная деятельность, чем восприятие. Оно

связано с постановкой вопросов и поисками ответов на них, с

привлечением уже имеющихся знаний данной теме.

Согласно рассматриваемой концепции, осмысление – это целенаправленная мыслительная деятельность человека по пониманию учебной информации, усвоению сообщаемых в ней понятий, связей и отношений между ними. В результате он приобретает знания-репродукции , дающие возможность в дальнейшем воспроизводить учебный материал.

ОсмыслениеОсмысление – более активная и целеустремленная деятельность, чем восприятие. Оно связано с постановкой вопросов и поисками ответов

Слайд 13Запоминание
В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление

учебного материала, но и его закрепление, сохранение в памяти, на

что направлен этот психический процесс.

непроизвольное (непреднамеренное)

разновидности запоминания

произвольное (преднамеренное)

Запоминание	В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление, сохранение

Слайд 14Непроизвольное запоминание
Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой в ходе

восприятия и осмысливания изучаемых предметов и явлений без целенаправленной затраты

интеллектуальных и волевых усилий.
Хорошо откладываются в памяти те факты, о которых преподаватель рассказывает образно, увлекательно.
Непроизвольно запоминаются детали оружия и техники, демонстрируемые в натуре.

Непроизвольное запоминаниеНепроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой в ходе восприятия и осмысливания изучаемых предметов и явлений

Слайд 15Произвольное запоминание характеризуется тем, что оно вызвано сознательно поставленной целью

запомнить изучаемый материал и связано с затратой умственных усилий и

времени.
Оно становится более продуктивным, если сочетается с непроизвольным.

Наиболее эффективное средство запоминания – его активное воспроизведение: составление конспекта изученного, повторение, рассказ, объяснение и показ усвоенного товарищу, применение полученных знаний в практической деятельности.

Произвольное запоминание характеризуется тем, что оно вызвано сознательно поставленной целью запомнить изучаемый материал и связано с затратой

Слайд 16Формы применения знаний таковы:
словесная, когда условие задачи и ход ее

решения выражаются словами;
словесно-действенная, когда условие задачи выражено словесно, а решение

– в практических действиях;

наглядно-действенная, когда условие задачи воспроизведено наглядно, а решение осуществляется при помощи практических действий.

Формы применения знаний таковы:словесная, когда условие задачи и ход ее решения выражаются словами;словесно-действенная, когда условие задачи выражено

Слайд 17Этапы формирования воинского мастерства
На первом этапе происходит формирование знаний .


В современных условиях воинское мастерство офицера предполагает глубокое усвоение большой

суммы знаний.
Что касается их качественной характеристики, то они должны быть глубокими, гибкими, прочными и действенными.

Этапы формирования воинского мастерстваНа первом этапе происходит формирование знаний . В современных условиях воинское мастерство офицера предполагает

Слайд 18На втором этапе формирования воинского мастерства возникают начальные умения ,

т. е. первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике.
Получив

представление о тех или иных действиях в результате объяснений офицера (командира, инженера, преподавателя), военнослужащий начинает выполнять их самостоятельно.
На втором этапе формирования воинского мастерства возникают начальные умения , т. е. первичное самостоятельное применение приобретенных знаний

Слайд 19На третьем этапе – в процессе упражнений под руководством преподавателя

– такие умения превращаются в простые навыки (несложные приемы и

действия, совершаемые автоматизированно, сознание при этом выполняет лишь функцию контроля).
На третьем этапе – в процессе упражнений под руководством преподавателя – такие умения превращаются в простые навыки

Слайд 20На четвертом этапе формирования воинского мастерства – в процессе упражнений

– простые навыки объединяются в сложные действия, неоднократное повторение и

закрепление которых ведет к образованию сложных навыков .
Это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро.
На четвертом этапе формирования воинского мастерства – в процессе упражнений – простые навыки объединяются в сложные действия,

Слайд 21На основе знаний, начальных умений, простых и сложных навыков –

на пятом этапе – формируются сложные умения : представляющаяся возможность

творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях воинской деятельности.

Если навык характеризуется усвоением сложного действия, совершаемого неоднократно, но в более или менее одинаковых условиях, то сложное умение – деятельностью в таких условиях, в которых еще не приходилось действовать.

На основе знаний, начальных умений, простых и сложных навыков – на пятом этапе – формируются сложные умения

Слайд 22Структурные группы основных компонентов воинского мастерства военнослужащих можно представить в

следующем виде:

Структурные группы основных компонентов воинского мастерства военнослужащих можно представить в следующем виде:

Слайд 23На базе ассоциативно-рефлекторной концепции сформировались следующие виды обучения:
объяснительно-иллюстративное, делающее упор

на репродуктивной (т.е. воспроизводящей) мыслительной деятельности обучаемых; осуществляется с помощью

традиционных методов обучения;

проблемное, основанное на поисковой мыслительной деятельности обучаемых;

суггестопедия (от слова «суггестия» – внушение), предполагающее эмоциональное внушение, во сне или с помощью гипноза (Г. К. Лозанов).

На базе ассоциативно-рефлекторной концепции сформировались следующие виды обучения:объяснительно-иллюстративное, делающее упор на репродуктивной (т.е. воспроизводящей) мыслительной деятельности обучаемых;

Слайд 24Вопрос №2. Концепция проблемно-деятельностного обучения

Вопрос №2. Концепция проблемно-деятельностного обучения

Слайд 25Концепция проблемно-деятельностного обучения
Сущность проблемно-деятельностной концепции обучения заключается в том, что

в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых военнослужащий,

опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает профессиональную (учебную) проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Концепция проблемно-деятельностного обученияСущность проблемно-деятельностной концепции обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия,

Слайд 26Этапы познавательной учебной деятельности


На первом этапе происходит восприятие и анализ

обучаемыми реальной проблемы профессиональной или учебной деятельности.
Военнослужащие знакомятся с

проблемной ситуацией, выделяют главное противоречие в ней, анализируют причины, затрудняющие ее разрешение.

Этапы познавательной учебной деятельностиНа первом этапе происходит восприятие и анализ обучаемыми реальной проблемы профессиональной или учебной деятельности.

Слайд 27На втором этапе военнослужащие разрабатывают и обосновывают возможные пути разрешения

проблемной ситуации.
Они моделируют свои действия, пробуют разрешить возникшую проблему

с помощью имеющихся у них знаний, а когда этого не удается сделать, с помощью догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках или учебных пособиях выстраивают новую мыслительную модель своих действий по разрешению проблемы.
На втором этапе военнослужащие разрабатывают и обосновывают возможные пути разрешения проблемной ситуации. Они моделируют свои действия, пробуют

Слайд 28Третий этап – индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью.

Военнослужащие действуют практически, придерживаясь намеченных путей разрешения профессиональной проблемы или

учебной задачи. В ходе практических действий уточняется и корректируется принятое решение.
Третий этап – индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Военнослужащие действуют практически, придерживаясь намеченных путей разрешения

Слайд 29На четвертом этапе анализируется выполненное действие и проверяется правильность решения

проблемы.
Обучаемые анализируют, как реально они действовали, мысленно проходят весь

путь разрешения проблемной ситуации.
На четвертом этапе анализируется выполненное действие и проверяется правильность решения проблемы. Обучаемые анализируют, как реально они действовали,

Слайд 30Пятый этап – анализ мышления в ходе проведенного действия.
При

этом не следует ограничиваться только выявлением и разбором ошибок, допущенных

при его выполнении.
Анализ того, как военнослужащий мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.
Пятый этап – анализ мышления в ходе проведенного действия. При этом не следует ограничиваться только выявлением и

Слайд 31Методические приемы создания проблемных ситуаций:
подведение обучаемых к познавательному противоречию

с предложением найти способ его разрешения;
актуализация противоречий практической деятельности военнослужащих;
изложение

различных точек зрения на один и тот же вопрос;
предложение обучаемым рассмотреть явление, предмет с различных сторон, разные грани его функционирования;
побуждение военнослужащих делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
постановка проблемных вопросов;
решение проблемных заданий и задач;
резкое ограничение времени разрешения проблемной ситуации и др.
Методические приемы создания проблемных ситуаций: подведение обучаемых к познавательному противоречию с предложением найти способ его разрешения;актуализация противоречий

Слайд 32Вопрос №3. Концепция программированного обучения

Вопрос №3. Концепция программированного обучения

Слайд 33Линейные программы
Линейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной

информации с контрольным заданием.
После изучения учебной программы обучаемому дается

контрольное задание, которое он должен выполнить и предложить правильный ответ, иногда просто выбрать его из нескольких возможных.
Линейные программыЛинейные программы представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки учебной информации с контрольным заданием. После изучения учебной

Слайд 34Разветвленная программа
Разветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому в

случае неправильного ответа может предоставляться дополнительная учебная информация, которая позволит

ему выполнить контрольное задание, ответить правильно и получить новый блок учебной информации.
Разветвленная программаРазветвленная программа отличается от линейной тем, что обучаемому в случае неправильного ответа может предоставляться дополнительная учебная

Слайд 35Адаптивная программа
Адаптивная программа позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать уровень сложности нового

учебного материала, изменять его по мере усвоения и обращаться к

электронным справочникам, словарям, пособиям и др.
Адаптивная программаАдаптивная программа позволяет обучающемуся самостоятельно выбирать уровень сложности нового учебного материала, изменять его по мере усвоения

Слайд 36Спасибо
за внимание

Спасибо за внимание

Слайд 37Военная дидактика
Занятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процесса

Занятие №

3. Основные дидактические концепции и возможности их реализации в военно-педагогическом

процессе.

Занятие № 4.

Занятие № 2.

Военная дидактикаЗанятие № 1. Содержание и особенности военно-педагогического процессаЗанятие № 3. Основные дидактические концепции и возможности их

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика