Слайд 1Тема: НЕ с существительными
Цель = Главное на уроке:
учиться писать существительные
с НЕ
Зачем мы это будем делать?
Как будем это делать?
Слайд 2- Итак, наша задача на уроке:
Выяснить, чем может являться НЕ;
Определить
условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными
Учиться применять правило
-
Какие мыслительные операции нам сегодня помогут?
Слайд 3Орфографическая практика
- Что мы
уже знаем о правописании существительных? Опознайте и объясните орфограмму:
(Р,р)оссия, (М,м)осква, улица (О,о)зерная
на пригорк_, у дорог_, в печал_, из ситуаци_
врем_ни, плем_ни, им_ни, плам_ни
рож.?, около дач.?, сыч.?, овощ.?, доч.?
лимонч_к, калач_к, сыноч_к, дубоч_к
дач_й, задач_й, калач_м, кирпич_м
разнос(ч,щ)_к, камен(ч,щ), обход(ч,щ)ик, стул_чик
Слайд 4Изучение нового
-Отгадайте отгадки:
Грязные руки, помята рубаха, волосы всклокочены, кто
я?
Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я
никакие книжки.
Ничего не знаю, не хочу учиться.
Нравится гулять мне, нравится ленится
В зеленом поле я расту, голубым цветком цвету, небо синее как будто, называюсь…
Дождь шумит, стучит в окно,
И на улице темно
И в такое время года наступает…
Слайд 5Запишите:
Неряха, незнайка, незабудка, непогода
- Что общего у всех
этих слов?
Какое слово лишнее? Почему?
Подберите синоним к слову
непогода
- К какой морфеме относится НЕ в словах?
- Почему НЕ –часть корня?
- Почему НЕ – приставка?
- Что можно сказать о написании НЕ в таком случае?
Слайд 6 Анализируем предложения:
По утрам дети предпочитают пить
(не)молоко, а чай.
Ребята построили (не)горку, а крепость.
Задания:
-Сравните эти
предложения. Чем они похожи?
-Какая частица создает отрицание?
-Как нужно раскрыть скобки? Почему? Запишите.
-Как проверить и объяснить написание существительных с НЕ?
Слайд 7Как запомнить правило написания существительных с НЕ?
1)Прочитаем правило (с. 253)
2)Составим
опорную схему в дополнительной тетради
3)Потренируемся в написании существительных с НЕ
Слайд 8НЕ с существительными пишется
Слитно
Раздельно
1.Если слово без НЕ
не употребляется, НЕ-
часть корня
2.Если слово можно заменить синонимом,
НЕ – приставка.
1.Если есть
противопоставление с союзом а,
НЕ- частица.
Слайд 9Проверим усвоенное!
Тест по теме «Не с существительными»
1. Укажите
слитное написание НЕ, т.к. НЕ – часть корня
1 .Мешала (не)погода,
а другие обстоятельства.
Полная (не)лепица.
Причины (не)успеваемости.
Слайд 102.Укажите слитное написание, т.к НЕ – приставка и слово можно
заменить синонимом
Прилив (не)нависти.
(Не)знание предмета.
Жизнь красна (не)днями, а делами.
Слайд 113. Укажите раздельное написание, так как есть противопоставление с союзом а.
Видно
(не)ряху по грязной рубахе.
Говорить (не)правду некрасиво.
Говорить (не)правду, а ложь.
Слайд 124. Укажите предложение, в котором Не с существительными пишется раздельно.
(Не)везение преследовало меня.
(Не)везение,
а труд и настойчивость приведут к успехам в знаниях.
(Не)везение преследовало
меня, но труд и воля помогли добиться успехов в учении.
Слайд 135. Укажите предложение, в котором Не с существительными пишется раздельно.
Учение -
красота, а (не)учение - слепота.
Сила с (не)правдою не уживаются.
Ещё (не)зима,
но уже выпал первый снег.
Слайд 14 Пища утоляет голод,
знания исцеляют
(не)вежество.
Докажите справедливость слов русской пословицы!