Слайд 1Тема: «Познавательные процессы здорового и больного человека»
Слайд 2ощущение
Это отражение в сознание отдельных свойств или качеств предмета или
явлений окружающего мира.
Виды:
По месту расположения;
По расположению в пространстве;
По органам
чувств.
Слайд 3ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ
ЭКСТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- зрительные;
- обонятельные;
- вкусовые;
- слуховые;
- температурные;
- тактильные
ИНТЕРОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- ощущения боли,
-
ощущения равновесия;
- ощущения ускорения
ПРОПРИОРЕЦЕПТИВНЫЕ
- мышечно-двигательные
Слайд 4Обоняние
Вид чувствительности, порождающий специфическое ощущение запаха
Самый древний.
Чем ниже на эволюционной
лестнице находится существо, тем большая часть мозга занята обработкой обонятельных
ощущений
Одна капля духов в помещении из 6 комнат
Слайд 5Осязание
Кожная чувствительность
Четыре вида рецепторов и
простых ощущений создают осязательное ощущение
Давление
Боль
Тепло
Холод
Движение
воздуха от падения крыла мухи на поверхность кожи с высоты
1 см
Слайд 6Вкус
Распознавание химических соединений в растворах
Четыре модальности вкуса:
Кислое
Сладкое
Горькое
Соленое
Чайная ложка
сахара в 8 литрах воды
Слайд 7Зрение
Отражение электромагнитных волн видимого спектра
Цвет
Форма отражается на сетчатке глаза
Через зрение
мы получаем от 70 до 90% информации об окружающем мире
Пламя
свечи на расстоянии 48 км темной ясной ночью
Слайд 8Слуховые
рецепторы воспринимают колебания давления воздуха
Высота
Громкость
Через слух мы получаем 10-20%
информации об окружающем мире
Тикание ручных часов в полной тишине на
расстоянии до 6 м
Слайд 9НАРУШЕНИЯ ОЩУЩЕНИЯ
Гипестезия – ослабленное по силе восприятие.
Гиперстезия – усиленное восприятие.
Понижение
по чувственному тону называется гипопатией,
повышенное – гиперпатией.
Слайд 10Качественное нарушение ощущений – парестезии.
Это неприятные многомерные ощущения (боль, покалывание,
жжение, пульсация), возникающие на поверхности тела, но без раздражения извне.
Слайд 11Сенестопатии – ощущения без реального раздражения, возникающие в разных частях
тела, а также во внутренних органах и полостях с мигрирующей
локализацией.
Слайд 12Агнозия (неузнавание) – неспособность узнать и объяснить значение сенсорных ощущений.
Слайд 13восприятие
Это психический процесс, направленный на отражение предметов окружающего мира в
совокупности всех их качеств. В отличие от ощущений, в которых
отражаются лишь качества и свойства предметов, в восприятиях отражаются предметы в целом.
Слайд 14Виды восприятия
-По участию ведущего органа чувств: зрительное, слуховое, вкусовое, осязательное,
обонятельное;
- По содержанию воспринимаемой реальности: восприятие пространства, времени, движения;
- По
способу актуализации: непроизвольное, произвольное;
- По обеспечению социального бытия человека: социальное и предметное.
Слайд 15СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по
цвету, форме и величине, независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Слайд 16 Осмысленность -
восприятие тесно связано с мышлением, с
пониманием сущности предметов
Слайд 17 Предметность – свойства образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету
Слайд 18Структурность –способность воспринимать
абстрагированную обобщенную структуру.
Слайд 19 Избирательность
проявляется в преимущественном выделении одних
объектов по сравнению с другими
Слайд 30Нарушения восприятия
Дереализация - искаженное восприятие окружающего мира.
Слайд 31Разновидностью дереализации является симптом «уже виденного» (deja vu) и «никогда
не виденного»
Слайд 32Деперсонализация - нарушение восприятия собственной личности, при этом больной ощущает себя
другим человеком, отмечает изменение эмоций, мироощущения, отношения к близким.
Слайд 33Иллюзия: ошибочное восприятие реально существующего предмета или явления. Выделяют физические, физиологические
и психические иллюзии.
Слайд 34Галлюцинации - возникновение в сознании чувственного образа, обладающего всеми критериями реальности
и воспринимаемого человеком как образ реальный, при отсутствии объекта восприятия.
Слайд 35Функциональные галлюцинации - возникновение образов, на фоне действия внешнего раздражителя, который,
не воспринимаясь в иллюзорном смысле, создает условия для проявления галлюцинаций.
Например, в шуме дождя больной начинает слышать голоса людей
Слайд 37внимание
Это психофизиологический процесс, характеризующийся динамическими особенностями познавательной деятельности.
Слайд 38ВНИМАНИЕ
.
ФУНКЦИИ
Отбор
Удержание
Регуляция и
контроль
Слайд 39СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
сосредоточенность
устойчивость
интенсивность
колебания
объем
распределение
переключаемость
Слайд 41Нарушения внимания
Виды нарушений
внимания
Отвлекаемость
Чрезмерная
подвижность
Сужение
объема внимания
Инертность
Рассеянность
Виды нарушений
внимания
Рассеянность
Инертность
Виды нарушений
внимания
Рассеянность
Сужение
объема внимания
Инертность
Виды нарушений
внимания
Рассеянность
Чрезмерная
подвижность
Сужение
объема внимания
Инертность
Виды нарушений
внимания
Рассеянность
Отвлекаемость
Чрезмерная
подвижность
Сужение
объема внимания
Инертность
Виды нарушений
внимания
Рассеянность
Слайд 42Тренировка внимания
Упражнения:
Сосредоточьтесь на любой точке или области тела: пальце руки,
межбровье. Старайтесь удерживать луч внимания на ней как можно дольше,
хотя бы несколько минут. Вы увидите, что сделать это непросто.
Попытайтесь удерживать луч внимания на каком-то предмете, находящемся перед Вами. Запомните ощущение сосредоточенного внимания. Зафиксируйте, сколько раз Вам приходилось силой возвращать внимание к предмету, через какие промежутки времени.
Прислушайтесь к любому постоянному звуку - шуму дождя за окном, тиканью часов, шуршанию шин автобуса, на котором едете. Старайтесь удерживать внимание как можно дольше, ни на секунду не отключая его.
Потренируйтесь в быстроте переключения внимания с одного предмета на другой. Сосредоточьтесь на каком-либо из внутренних ощущений, на своих мыслях, желаниях, целях и, добившись устойчивой концентрации, переведите внимание на какой-либо объект, например, на обстановку комнаты,
а затем - на звезды, пролетающий в небе самолет и т. д.
Потренируйтесь в таких "прыжках" внимания: то резко - то плавно.
Каждое из приведенных упражнений, тренирующих активную форму концентрации, следует делать примерно по 10-15 минут, желательно ежедневно.
Слайд 43мышление
Это высшая форма отражения действительности, устанавливающая внутренние связи между предметов
и явлением окружающего мира.
Мышление всегда связано с проблемной ситуацией, задачей,
которую нужно решить.
Мышление как отдельный психологический процесс не существует.
Его результат- идея, мысль понятие.
Слайд 44По форме
По степени новизны и оригинальности
По характеру
решаемых задач
По степени развернутости
Слайд 46ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ МЫШЛЕНИЯ
Сравнение
Анализ
Синтез
Обобщение
Абстрагирование
Слайд 47Сравнение – это сопоставление вещей, явлений, процессов, в ходе которого
вскрывается их тождество и различие. Выявляя тождество одних и различия
других вещей, сравнение приводит к их классификации.
Слайд 48Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно
переходить от частей к целому. Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое,
вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения.
Анализ и синтез неотделимы друг от друга и постоянно переходят друг в друга.
Слайд 49Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим
и существенным признакам. Обобщение выделяет повторяемость общего, его общность для
целого ряда или класса единичных предметов. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов может указывать на наличие между ними более или менее существенных связей.
Слайд 50Абстрагирование – это выделение, вычленение и извлечение одной какой-либо стороны,
свойства, момента данного предмета, процесса или явления, и отвлечение от
остальных.
Абстрагирование служит для выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от несущественных.
Слайд 51Анализ – это мысленное расчленение предмета, явления, процесса, ситуации и
выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем
явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии.
Слайд 52формы мышления
Умозаключение
форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается
определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.
Суждение
форма мышления,
отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.
Слайд 54Виды мышления:
Продуктивное (творческое);
Репродуктивное;
Рациональное;
Интуитивное.
* Отличить продуктивное мышление от репродуктивного очень просто:
если итогом становится некий новый мыслительный продукт – значит, мышление
продуктивно. Если же в процессе мышления новых знаний не образуется, а лишь происходит процесс воспроизведения знаний, то мышление репродуктивно.
Слайд 57НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Ускорение мышления («скачка идей»).
Характерно:
- Быстрые ассоциации, повышенная отвлекаемость, экспрессивная
жестикуляция и мимика.
- Не нарушен анализ, синтез, осмысление ситуации.
- Мало
задумываются над ответом.
- Легко исправляют ошибки, если на них указать.
- Ассоциации хаотичны, случайны, не оттормаживаются.
- Доступен обобщенный смысл задания, может выполнять его на этом уровне, если не будет отвлекаться.
Слайд 58Инертность мышления
Проявления: заторможенность, бедность ассоциаций.
На вопросы больные отвечают односложно и
после длительной паузы.
Подобное нарушение обычно характерно для эпилепсии («первичное нарушение»),
но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при лёгких степенях помрачнения сознания.
Слайд 59Непоследовательность суждений – неустойчивый способ выполнения задания; чередуются правильный и
неправильный способ выполнения задания.
«Откликаемость» - неустойчивый способ выполнения задания и
связанные с ней колебания умственных достижений приобретают гротесный характер.
Слайд 60 Соскальзывание
правильно решая какое-либо задание и адекватно рассуждая о каком-либо
предмете, больные неожиданно сбиваются с правильного хода мыслей по ложной,
неадекватной ассоциации, а затем вновь способны продолжать рассуждения последовательно, не повторяя ошибки, но и не исправляя ее.
Слайд 61память
Это процесс восприятия, сохранения, с последующим воспроизведением и узнавание того,
что было ранее воспринято, пережито или сделано.
Слайд 62ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАМЯТИ
ТОЧНОСТЬ
ГОТОВНОСТЬ
СВОЙСТВА ПАМЯТИ
ОБЪЕМ
БЫСТРОТА
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Слайд 64Законы памяти
1. Лучше запоминаются неоконченные действия, чем завершённые.
2. Действия запоминаются
лучше, чем мысли.
3. Эффект края. Лучше запоминается начало и
конец. Редкие и странные явления запоминаются лучше.
4. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют .
5. Заучивание материала не продуктивно, повторения должны быть распределены во времени.
Слайд 65Объём запоминаемой информации зависит от способа её получения
Слайд 66Расположение информации
на доске, на плакате
Слайд 67Строение памяти и пути её развития.
аналогии
ассоциации
мнемический план
схематизация
группировка
классификация
мнемотехника
систематизация
структурирование
культурная память
(опосредствованная)
природная память
(непосредственная)
Слайд 72Гипомнезия - ослабление памяти.
Гипермнезия - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными
показателями, наблюдается гораздо реже.
Амнезия – отсутствие памяти.
Парамнезия - ложные
или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.
Нарушения памяти
Слайд 73воображение
это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание
на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее.
Слайд 74Функции воображения
1 Представление действительности в образах, что дает возможность
пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.
2 Формирование внутреннего
плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями)
Слайд 754 Регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейро-лингвистическом программировании
и др.).
5 Основа для творчества – как художественного (литература,
живопись, скульптура), так и технического (изобретательство).
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта ( когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).
Слайд 76Классификация воображение
Виды воображения
Эмоциональное
Техническое
Художественное
Непреднамеренное
Преднамеренное
Пассивное
Активное
Воссоздающее
Творческое
Музыкальное
И др.
Образное
Словесно- логическое
По предметам, материалу
По способам активности
По деятельности,
содержанию труда
По результатам
Слайд 77 Виды воображения:
По уровню сознательности
непроизвольное
(сновидения)
произвольное
(сознательная творческая деятельность человека)
Слайд 78По характеру продуктивности
творческое
(создание новых образов)
репродуктивное
(воспроизведение и освоение образов и идей,
созданных другими)
По характеру образов
абстрактное
(оперирование обобщенными, типизированными образами, символами, схемами)
конкретное
(оперирование единичными,
вещными, конкретизированными образами)
Слайд 79По содержанию деятельности:
— научное
— техническое
— мистическое
— художественное
— живописное
— музыкальное
—
конструктивное
Слайд 80Приемы воображения:
— агглютинация
сочетание качеств, свойств, частей разных предметов в
более или менее необычных комбинациях.
— аналогия
новый образ похож на
реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта.
Слайд 81— акцентуирование
подчеркивание определённых черт предмета, которые становятся доминирующими на фоне
других.
— литота и гипербола
уменьшение или увеличение характеристик образа.
Слайд 82— типизация
выделение значимого в однородных фактах и его воплощение в
конкретных образах.
— схематизация
преуменьшение различий, акцент на подобии.
Слайд 83Нарушения воображения
Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм
черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых
разновидностях острой шизофрении.
Образы "визуализируются" в виде
калейдоскопических фантастических
видений.
Слайд 84Ониризм - больной перестает ощущать различия образов воображения в сновидениях с
реальностью.
Слайд 85Галлюцинации воображения - разновидность психогенных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно
значимых и длительно вынашиваемых в воображении идей.
Слайд 86Бред воображения - является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к
фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро - как
бы по "интуиции, вдохновению и озарению.
Слайд 87Сновидные эпилептические приступы- сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или
заменяющие (эквиваленты) ночной эпилептический припадок.
Они всегда стереотипны - с
видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собственного тела
Слайд 88Воля
это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности, поведения
и различных психических процессов, направленная на преодоление трудностей при достижении
поставленных целей.
Слайд 89Признаки воли
1) Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией.
2) Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых
достаточно сильных влечений, умение подавлять возникающие желания.
3) Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.
4) Наличие продуманного плана осуществления действия.
5) Усиленное внимание к действию, относительно которого проявляется воля.
6) Отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.
7) Как раз наличие морального удовлетворения оттого, что его удалось выполнить связано с совершением волевого акта.
Слайд 90Звенья волевого акта
Осознание проблемы.
Возникновение влечения – затем желания.
Постановка цели.
Борьба мотивов.
Принятие
решения.
Длительное намерение.
Исполнение. (решение переходит в действие).
Слайд 91Представление
психический познавательный процесс воспроизведения конкретных образов предметов и явлений
внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств