Слайд 1Тема
ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
(ВСМК)
Слайд 2Вопросы лекции:
1. История становления ВСМК. Определение ВСМК. Понятие «медицина катастроф».
2. Основные задачи и полномочия ВСМК.
3. Принципы организации и
деятельности ВСМК.
4. Организационная структура ВСМК
5. Медицинская служба Вооруженных Сил в чрезвычайных ситуациях.
6. Режимы функционирования ВСМК, мероприятия ВСМК в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме ЧС.
Слайд 3Вопрос 1. История становления ВСМК. Определение ВСМК. Понятие «медицина катастроф».
В мире в связи с урбанизацией, глобализацией, обострением конкуренции между
странами значительно увеличилось число жертв при военных, природных, техногенных, социальных катастрофах.
В 1975г. В Женеве было создано Международное общество медицины катастроф объединяющее 30 государств.
Слайд 4В декабре 1988 г. – мощное землетрясение в Армении.
Потери: 25
тыс. погибших и около 35 тыс. пораженных.
Слайд 5В 1989 г. после глубокого анализа работ по ликвидации медико-санитарных
последствий землетрясения в Армении, возникла потребность улучшить готовность здравоохранения к
действиям при крупномасштабных ЧС.
Было предложено создать специальную службу для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Слайд 6В 1990 г. В СССР была создана служба экстренной медицинской
помощи. В союзных республиках, краях и областях начали формироваться центры
экстренной медицинской помощи. В Вооруженных Силах создавались Медицинские отряды специального назначения и др.
В 1994г. Постановлением Правительства РФ регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздрава России, МО России, а также силы и средства других министерств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В свете развития данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.02.1996г.
Слайд 7Медицина катастроф
Отрасль медицины, представляющая систему научных знаний и
сферу практической деятельности, направленная на спасение жизни и сохранение здоровья
населения при авариях, катастрофах, предупреждение и лечение поражений, возникших в результате ЧС, сохранение и восстановления здоровья участников ликвидации ЧС
Слайд 8Всероссийская служба медицины катастроф
Функциональная подсистема единой государственной системы предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службу медицины катастроф Минздрава, службу
медицины катастроф Минобороны, а так же медицинские силы и средства МВД России, Минтранспорта и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Слайд 9Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения РФ
Является ведущей организацией в ВСМК
на которую возложены задачи организационно-методического руководства. Предназначена для организации и
осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими и др.
Слайд 10Вопрос 2.
Основные задачи и полномочия ВСМК.
Быстрое реагирование, мобилизация материально-технических
средств и личного состава при ЧС в целях спасения жизни
и здоровья наибольшего числа людей путем оказания им всех видов медицинской помощи своевременно и в полном объеме.
Ликвидация эпидемических очагов;
Создание резерва материальных запасов;
Обучение оказанию медицинской помощи гражданам, в том числе медицинской эвакуации при ЧС.
Слайд 11Полномочия службы:
Организация ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
Сбор, обработка и представление
информации медико-санитарного характера в ЧС;
Прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий ЧС;
Информирование
населения о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС;
Реализация мероприятий направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при ЧС;
Организация системы дистанционных консилиумов с использованием телемедицинских технологий;
Организация взаимодействия с оперативными службами по привлечению сил и средств службы для оказания медицинской помощи при ЧС;
Организация и обеспечение информационного взаимодействия органов управления с формированиями и учреждениями службы.
Слайд 12
ВСМК принимает участие:
• в выявлении источников ЧС, способных стать
причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и организации постоянного их медико-санитарного контроля;
•
проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;
• осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;
• разработки и осуществлении мер по социальной защите населения;
• проведении гуманитарных акций;
• обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.
Слайд 13Вопрос 3. Принципы организации и деятельности ВСМК
Государственный и приоритетный характер.
Организация
по территориально-производственному принципу;
- Централизация и децентрализация управления;
- Плановый характер;
- Принцип
универсализма;
- Принцип основного функционального предназначения сил и средств.
-двух этапная система лечебно-эвакуационного обеспечения;
-Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований;
- Взаимодействие;
- Эшелонирование и маневр силами средствами ВСМК;
-Юридическая и социальная защищенность медицинских специалистов службы, материальная заинтересованность и правовая ответственности личного состава;
Подготовка населения;
Разумная достаточность сил и средств службы, экономическая целесообразность.
Слайд 14Вопрос 4. Организационная структура ВСМК.
Слайд 15ВСМК организована на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях,
имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.
Федеральный уровень ВСМК представлен:
• координационным органом – КЧС МЗ РФ
• постоянно действующим органом управления – соответствующим подразделением Министерства здравоохранения Российской Федерации;
• органом повседневного управления – федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
• силами и средствами МЗ РФ (в том числе ФМБА), МО РФ, МЧС, МВД РФ, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, иных федеральных органов исполнительной власти, РАН и других организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и решение проблем медицины катастроф.
Слайд 16
межрегиональный уровень ВСМК представлен:
• межрегиональными центрами медицины катастроф с входящими
в них штатными формированиями и учреждениями;
• силами и средствами Минздрава,
ФМБА, Минобороны, МВД, МЧС, Роспотребнадзора, РАН и другими организациями расположенными на территории федерального округа в полномочия которых входит решение вопросов ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Слайд 17Региональный уровень ВСМК представлен:
(в пределах территории
субъекта Российской Федерации):
координационными органами – комиссиями по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ;
постоянно действующими органами управления – органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления – территориальными центрами медицины катастроф;
силами и средствами органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ, а также расположенными на их территориях силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Слайд 18Муниципальный уровень ВСМК представлен:
(в пределах территории муниципального образования):
координационными органами –
комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной
безопасности органов местного самоуправления;
постоянно действующими органами управления – органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере охраны здоровья граждан;
органами повседневного управления – дежурно-диспетчерскими службами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере охраны здоровья граждан;
силами и средствами соответствующих органов местного самоуправления, а также расположенными на территориях соответствующих муниципальных образований силами и средствами федеральных органов исполнительной власти и организаций, расположенных на данной территории, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Слайд 19Объектовый уровень ВСМК представлен:
координационным органом – комиссией по предупреждению и
ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации;
постоянно действующим органом управления
– структурным подразделением организации, в том числе должностными лицами организации, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и решение проблем медицины катастроф;
органом повседневного управления – дежурно-диспетчерской службой организации;
силами и средствами организации, предназначенными и выделяемыми (привлекаемыми) для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Слайд 20Организационная структура ВСМК
Федеральный
Межрегиональный
Региональный
Муниципальный
Объектовый
I. Руководство
Министр здравоохранения
Представитель МЗ в федеральном округе
Руководители
органов управления здравоохранением
Руководитель здравоохранения
2. Координационные органы
ВЦМК «Защита»
Межрегиональный ЦМК
3.
Органы управления
4. Силы и средства
5. Резервы
КЧС МЗ
Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС
Территориальный ЦМК
ДДС объекта
Слайд 214. Силы и средства Всероссийской службы медицины катастроф.
На федеральном
уровне управления – ПМГ
ПОЛЕВОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ГОСПИТАЛЬ (ПМГ)
ВЦМК «ЗАЩИТА»
Слайд 22Предназначен для оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным
в зоне ЧС.
Функциональные возможности до 250 пораженных в сутки.
Штатных коек
- 150.
ПМГ имеет штатные и нештатные подразделения.
Нештатные – 17 БСМП ПГ.
ПМГ может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично.
В зоне ЧС может развертываться как хирургический, токсикологический, радиологический, многопрофильный, терапевтический, туберкулезный, инфекционный полевой госпиталь.
ПМГ – головное
мобильное лечебное
подразделение ВЦМК
«Защита», создан
в 1994 г.
Слайд 23БСМП – штатные или нештатные формирования СМК. Создаются на базе
НИИ, мед вузов, специализированных и многопрофильных ЛПУ.
Предназначение: Специализация или УСИЛЕНИЕ
ЛПУ, участвующих в ликвидации последствий ЧС.
Существует 22 типа бригад.
Состав: 2-4 врача, 2-4 средних мед. работника и водитель.
Оснащение – табельное имущество.
БРИГАДЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (БСМП)
Слайд 24Основные задачи БСМП
• медицинская сортировка поражённых, нуждающихся в специализированной
медицинской помощи;
• оказание специализированной медицинской помощи поражённым;
• лечение нетранспортабельных поражённых;
•
подготовка поражённых к эвакуации в специализированные лечебные учреждения;
• оказание консультативно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям.
Наиболее часто привлекают для работы при ликвидации ЧС хирургические бригады за 12 часов работы выполняет до 10 операций, травматологические – до 10 операций, нейрохирургические до 6 операций, ожоговые до 30, детские хирургические до 10 операций, акушерско-гинекологические оказывают помощь 50 пораженным, трансфузиологические помощь – 50 пораженным, токсико-терапевтические помощь – 30 пораженным, психиатрические – 50-100 пораженных и инфекционные БСМП - 50 – 100 пораженных.
Слайд 25БРИГАДЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Штатные формирования службы СМП.
Подразделяются на специализированные, линейные
врачебные
и фельдшерские бригады.
Основные задачи:
1. Оказание первой врачебной (доврачебной) медицинской помощи
в очаге. За 6 часов работы до 50 пораженных.
2. Эвакуация пораженных в ЛПУ.
Слайд 26
ВРАЧЕБНО-СЕСТРИНСКИЕ БРИГАДЫ
(бригады первой врачебной помощи)
Задачи:
Проведение медицинской сортировки.
Оказание первой врачебной,
доврачебной медицинской помощи пораженным.
Состав: врач, фельдшер, 2 м/с, санитар и
водитель-санитар (6 чел.).
Функциональные возможности: за 6 часов работы могут оказать
помощь 50 пораженным.
При возможности разворачивают пункт медицинской помощи (ПМП)
ВСБ – нештатные
формирования СМК
Создаются в ЛПУ.
Слайд 27Предназначены для оказания доврачебной медицинской помощи в
очаге ЧС. За 6
часов оказывает помощь до 50 пораженных.
Бригада усиливает возможности бригад скорой
помощи, ВСБ, работают под их
руководством.
Состав: 2 медицинские сестры, санитар, водитель-санитар (4 чел.).
БРИГАДЫ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (БДМП)
БДМП – нештатные
формирования СМК
Создаются в ЛПУ.
Слайд 28Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций
(подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.
Состав бригады: два фельдшера (один из
них руководитель), санитар и водитель - всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.
Слайд 29Формирования, предназначенные для проведения санитарно-противоэпидемических
мероприятий.
Создаются функциональной подсистемой РСЧС по
надзору за санитарно-эпидемической обстановкой в ЧС
Слайд 30Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ)
Слайд 31СПЭБ является мобильным, автономным, специализированным
формированием постоянной готовности и экстренного реагирования.
Создаются
на базе противочумных учреждений.
Предназначение: локализация и ликвидация очагов ООИ.
Личного состава
– 30 чел.(10 врачей).
В составе СПЭБ имеются отделения:
индикаторное, бактериологическое, эпидемиологическое отделения.
Оснащение: мобильная лаборатория ООИ; лаборатория поддержки
бактериологических исследований; современная аппаратура для
бактериологической диагностики (в том числе и ПЦР); автомобили
повышенной проходимости, автономные электростанции, средства
связи, пневмокаркасные модули и др.
Слайд 32Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) (бригады, группы разведки)
Слайд 33СЭО (бригады, группы разведки)
Создается на базе центров Роспотребнадзора.
СЭО является
мобильным формированием постоянной
готовности, способным работать как в полном составе, так
и в
составе отдельных подразделений (1 или 2 бригады) в
зависимости от ситуации при ЧС.
По штату 19 человек, из них 7 врачей.
Предназначение: проведение санитарно-противоэпидемических
мероприятий в очаге ЧС.
Слайд 34Санитарно-эпидемиологические бригады
эпидемиологическая
радиологическая
токсикологическая
по 5 человек, из них по
2 врача.
Группы разведки
санитарно-эпидемиологической разведки – 6 чел. (3 врача),
химической разведки
– 5 человек (2 врача),
радиационной разведки – 3 человека (1врач).
Слайд 35Учреждения СМК
Центры медицины катастроф
НИИ медицинского профиля
Лечебно-профилактические учреждения
Станции скорой медицинской помощи
Центры Роспотребнадзора, гигиены и эпидемиологии
Учреждения фармации – аптеки, медицинские склады,
базы хранения и др.
Учреждения медтехники
Станции переливания крови
Слайд 36Оказание медицинской помощи на госпитальном этапе медицинской эвакуации
Больница является вторым
(конечным) этапом медицинской эвакуации в системе ЛЭО поражённых в ЧС.
Она предназначена для оказания исчерпывающей медицинской помощи и лечения поражённых до определившегося исхода.
В зависимости от предназначения для
работы в ЧС больницы подразделяются на:
базовые резервные вспомогательные
Слайд 37К базовым больницам относят многопрофильные,
которые могут обеспечить приём поражённых любого
профиля
Слайд 38Резервные больницы - это областные и городские
многопрофильные и специализированные больницы,
которые
готовятся к приёму пораженных одного профиля при крупномасштабных катастрофах.
Вспомогательные больницы
предназначены для
оказания помощи легкопораженным.
Клиническая офтальмологическая больница им. В.П. Выходцева
Слайд 39В период повседневной деятельности подготовка
больницы к работе в ЧС начинается
с получения
планового задания, разработанного в ЦМК,
в котором устанавливается:
степень участия
больницы в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС
необходимость создания формирований
необходимость создания резерва медимущества
необходимость развёртывания дополнительных коек и др.
Слайд 40Главный врач приказом создает рабочую группу, и в больнице проводится
подготовка к работе в ЧС
Подготовка состоит:
планирование - разрабатывается
«План
действий больницы по предупреждению и
ликвидации медико-санитарных последствий ЧС».
создание формирований
создание резервов
подготовка всех категорий специалистов здравоохранения к работе в условиях ЧС
повышение устойчивости работы больницы
проведение учений и тренировок
подготовка отделений больницы
Слайд 41На случай попадания зону действия ЧС
разрабатывается «План основных мероприятий по
повышению
устойчивости больницы к работе в ЧС»
Последнее предусматривает:
дооборудование убежищ
укрепление
зданий в сейсмоопасных районах;
накопление медицинского, хозяйственного имущества;
организацию автономного энерго-, водо- и теплоснабжения;
организацию не менее 2-х въездов (выездов) на территорию;
создание запасов СИЗ, антидотов;
устройство вертолётной площадки.
Слайд 42Вопрос 6. служба медицины катастроф МО РФ
Основные задачи:
Готовность оргонов военного
управления, сил и средств СМК к действиям в ЧС;
Прогнозирование и
оценка медико-санитарных последствий ЧС;
Медико-санитарное обеспечение войск, оказание медицинской помощи населению при ликвидации последствий ЧС;
Содержание и рациональное использование медицинских средств для обеспечения работы СМК в ЧС;
Слайд 43Состав службы медицины катастроф Минобороны РФ:
• руководящие органы - ГВМУ
МО РФ, Медицинское управление военных округов, начальники мед службы военных
гарнизонов.
- Органы управления – отдел организации первичной медико-санитарной помощи и медицины катастроф ГВМУ МО РФ , в военных округах – оперативные группы;
• силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
• медицинские эвакуационные средства.
Слайд 44Врачебно-сестринские бригады создают на базе гарнизонных военных госпиталей: до 100 коек
– 1 бригада, до 200 коек – 1-2 бригады, свыше
200 коек – 2-3 бригады.
Бригады работают на пункте сбора пострадавших (ПСП) или пункте оказания медицинской помощи (ПОМП).
Продолжительность работы в сутки – до 16 ч. В состав бригады включается врачебный и средний медицинский персонал в зависимости от типа катастрофы.
Слайд 45Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) создают на базе военных лечебных учреждений
с коечной ёмкостью 500 и выше. Предназначены для оказания первичной
медико-санитарной специализированной помощи пострадавшим в ЧС на базе МедоСпН и военно-медицинских организациях осуществляющих массовый прием пострадавших в ЧС. Численность бригады 3 - 5 человек. Время работы 16-18 часов в сутки.
Слайд 46Медицинский отряд специального назначения (МедоСпН) окружного военного госпиталя.
Оказывает первичную врачебную
и первичную специализированную медико-санитарную помощь, осуществляет временную госпитализацию и подготовку
к эвакуации пораженных как в ЧС так и при ведении боевых действий.
Слайд 47Для эвакуации пострадавших из очагов поражения используют эвакуационно-транспортные средства:
• на
уровне гарнизона - дежурные санитарно-транспортные средства, штатные санитарно-транспортные средства медицинской
службы, выделяемые начальником гарнизона транспортные средства;
• на уровне округа (вида ВС, флота) - реанимационные самолеты АН-26 «Спасатель», санитарные вертолёты МИ-8 «Биссектриса», госпитальные суда, санитарные катеры, подготовленные для эвакуации поражённых, авиационные, морские (речные), железнодорожные и автомобильные средства;
• для эвакуации в центральные лечебные учреждения – самолет-операционная ИЛ-76 «Скальпель», подготовленные под медицинскую эвакуацию самолеты военно-транспортной авиации (ИЛ-76, АН-72 и др.), военные санитарные поезда.
Слайд 48Формирования санитарно-эпидемиологического профиля МО России.
ПСЭГ, ПСТГ, ПСРГ - предназначены для
проведения комплекса специальных медико-профилактических мероприятий по предупреждению возникновения и распространения
инфекционных заболеваний, защите от воздействия радиационных и химических факторов личного состава, членов семей военнослужащих и жителей военных городков.
Штат группы 5-10 медицинских работника из них 2-4 врача специалиста.
Слайд 49Вопрос 7. Режимы функционирования ВСМК.
ВСМК организует свою работу в одном
из перечисленных режимов функционирования:
• повседневной деятельности;
• повышенной готовности;
• чрезвычайной ситуации.
Переход от одного режима функционирования к другому может осуществляться последовательно, либо минуя промежуточный, в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.
Слайд 50
Режим повседневной деятельности
• наблюдение за средой обитания населения
и обстановкой на потенциально опасных объектах;
• постоянное функционирование дежурно-диспетчерской службы;
•
обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи к работе;
• проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
• создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава;
• создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования;
• обеспечение формирований и учреждений необходимыми материальными средствами, позволяющими организовать работу в условиях ЧС;
• участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
Слайд 512) в режиме повышенной готовности:
• оповещение о введении режима повышенной
готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений
службы медицины катастроф;
• усиление дежурно-диспетчерской службы;
• анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки;
• уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений;
• проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;
• уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС и ВСМК;
• усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.
Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.
Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня.
Слайд 52В режиме ЧС:
• оповещение личного состава органов управления, формирований и
учреждений службы медицины катастроф о введении режима ЧС;
• сбор информации
об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК;
• немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
• проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;
• организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС;
• организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС и эвакуируемого населения;
• организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения;
• организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.