Слайд 1Тема:
Финансы некоммерческих организаций
Слайд 2ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Общая характеристика финансов некоммерческих организаций
Финансы потребительских кооперативов
Финансы общественных
некоммерческих организаций, фондов, учреждений
Слайд 3Основная литература:
Нешитой, А.С. Финансы : учеб. – М.: «Дашков и
К°», 2008. – 512 с. (стр. 378-397)
Миляков, Н.В. Финансы: учеб.
– М.: ИНФРА-М, 2004. – 543 с. (с.416-441)
Лупей Н.А., Соболев В.И. Финансы: учеб.пособие. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013. – 400 с. – ЭБС «Знаниум» (стр.210-215)
Климович В.П. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 4-е изд. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 336 с. – ЭБС «Знаниум» (стр.234-241)
Финансы: учеб. / под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: изд-во Проспект, 2008. – 632 с. (стр. 371-384)
Слайд 4Дополнительная литература:
Конституция РФ
Бюджетный кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
ФЗ «О некоммерческих организациях»
от 12.01.96 №7-ФЗ
Слайд 51. Общая характеристика финансов некоммерческих организаций
Слайд 6Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных
целей, для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан и
организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Они не преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками. Прибыль для некоммерческих организаций является не целью, а средством для достижения уставных задач.
Слайд 7Некоммерческие организации развиваются за счет целевого финансирования или за счет
добровольных пожертвований
Слайд 8Некоммерческим организациям разрешается заниматься предпринимательством, но при условии, что эта
деятельность носит вспомогательный характер, служит достижению целей, поставленных перед организацией,
и по своему характеру соответствует этим целям
Слайд 9К числу некоммерческих юридических лиц ГК РФ и иные федеральные
законы относят:
потребительские кооперативы;
общественные и религиозные организации (объединения);
фонды;
учреждения;
объединения юридических лиц (ассоциации
и союзы);
некоммерческие партнерства;
государственные корпорации;
автономные некоммерческие организации и др.
Слайд 10Сущность финансов некоммерческих организаций составляет совокупность денежных отношений, возникающих в
процессе движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов организаций, осуществляющих
определенную уставом деятельность.
Можно выделить следующие группы финансовых отношений, возникающих у некоммерческих организаций:
с органами государственной власти (местного самоуправления) по поводу получения бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и их целевого использования; по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды;
Слайд 11с другими организациями, спонсорами и физическими лицами по поводу получения
взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, пожертвований;
с юридическими
и физическими лицами (поставщиками и покупателями товаров, работ, услуг) по поводу получения доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и их использования;
со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда, фондов материального поощрения, производственного и социального развития.
Слайд 12Финансовые ресурсы некоммерческих организаций – совокупность денежных поступлений и доходов,
находящихся в их распоряжении и используемых для финансового обеспечения уставной
деятельности.
Формирование и использование финансовых ресурсов и доходов некоммерческих организаций осуществляется на основе сметного бюджетного финансирования, самоокупаемости и смешанного способа финансирования.
Слайд 13Сметное бюджетное финансирование строится на следующих основных принципах:
формирование финансовых ресурсов
за счет ассигнований из бюджета;
доведение бюджетных ассигнований и их
использование в соответствии с бюджетными сметами;
определение объема бюджетных ассигнований путем нормирования расходов на осуществление деятельности, предусмотренной уставом организации;
предоставление бюджетных ассигнований в пределах лимита бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной классификацией расходов;
Слайд 14регламентация бюджетных ассигнований по целевому назначению;
выделение бюджетных средств в
меру выполнения оперативно-сетевых показателей деятельности организации с учетом фактического использования
ранее доведенных бюджетных ассигнований;
жесткий контроль планирования бюджетных ассигнований, их целевого и эффективного использования.
Слайд 15На принципах полного сметного бюджетного финансирования функционируют такие бюджетные учреждения,
как государственные органы, муниципальные органы, органы государственных внебюджетных фондов и
некоторые другие.
Слайд 16Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций других (кроме бюджетных
учреждений) организационно-правовых форм осуществляется на принципах полной или частичной самоокупаемости.
К ним обычно относят:
формирование финансовых ресурсов преимущественно за счет внебюджетных источников доходов, связанных с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, членских взносов учредителей, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.;
Слайд 17привлечение бюджетных средств только в порядке выполнения государственного (муниципального) задания
– для оказания государственных (муниципальных) услуг или реализации социальных программ;
покрытие всех затрат, связанных с уставной деятельностью организации и уплатой налогов и обязательных платежей, за счет поступлений выручки от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг и других целевых доходов;
самостоятельность в распределении доходов из внебюджетных источников на цели, ради которых создана сама организация;
Слайд 18материальная ответственность перед учредителями за результаты деятельности.
На этих условиях
функционируют автономные учреждения, ряд учреждений социально-культурной сферы (лечебные учреждения, театры
и т.д.), потребительская кооперация, общественные и религиозные организации, различные негосударственные фонды и др.
Слайд 19Смешанный способ финансового обеспечения некоммерческих организаций предполагает сочетание принципов сметного
бюджетного финансирования с элементами самоокупаемости.
Таким образом формируются и используются
финансовые ресурсы и доходы значительной части бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги населению в области образования, здравоохранения, культуры и т.д., научно-исследовательские учреждения и др.
Слайд 202. Финансы потребительских кооперативов
Слайд 21Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц
на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей
участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Действует потребительский кооператив на основе Устава, в котором отражены размеры вступительных и паевых взносов, порядок управления кооперативом.
Слайд 22Создаются кооперативы двух видов: производственные и потребительские.
Различие между ними заключается
в том, что производственный кооператив является коммерческой организацией и его
деятельность направлена на получение прибыли, а потребительский – является некоммерческой организацией и целью его деятельности выступает удовлетворение определенных потребностей его членов.
Слайд 23Структура управления потребительским кооперативом включает общее собрание кооператива, правление кооператива,
председателя правления.
Компетенция органов управления законодательно не определена и должна
быть урегулирована в уставе.
Слайд 24Потребительский кооператив создается и осуществляет деятельность для удовлетворения материальных и
иных потребностей своих членов (примером может служить жилищно-строительный кооператив, гаражно-строительный
кооператив, дачный кооператив и др.), в то время как другие некоммерческие организации создаются для достижения общественных (нематериальных) благ.
Слайд 25В этой связи потребительскому кооперативу не только разрешено осуществлять предпринимательскую
деятельность, но и предоставлено право распределять полученные от такой деятельности
доходы между членами.
Именно в силу этих особенностей на потребительские кооперативы не распространяется закон о некоммерческих организациях.
Слайд 26Деятельность потребительских кооперативов регулируется:
нормами ГК РФ,
Законом РФ № 3085-1
от 19.06.92 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в
Российской Федерации» (в ред.),
Федеральным законом №193-ФЗ от 08.12.95 «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред.),
Федеральным законом №190-ФЗ от 18.07.2009 «О кредитной кооперации» (в ред.),
другими законами и правовыми актами.
Слайд 27Потребительский кооператив может быть создан как гражданами, так и юридическими
лицами, в отличие от производственных кооперативов, в которых не допускается
по общему правилу участие юридических лиц.
В отношении потребительского кооператива его члены имеют только обязательственные права. Исключение установлено законом лишь для членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и некоторых других видов кооперативов. Эти члены, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество
Слайд 28Потребительский кооператив согласно ст. 116 и 50 ГК РФ может
быть создан в виде: кооператива, потребительского союза, потребительского общества. Потребительские
общества (сельские, городские) объединены в районные, областные, краевые. Республиканские союзы и Центросоюз РФ. Образуя систему организаций потребительской кооперации (учеб. Нешитой А.С., стр. 379-388 – самостоятельно).
Слайд 293. Финансы общественных некоммерческих организаций, фондов, учреждений
Слайд 30Общественные организации (объединения) – добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по
инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих
целей, указанных в уставе общественного объединения.
Общественные организации (объединения) создаются в следующих организационно-правовых формах: политические партии; профсоюзные организации; общественные движения; органы общественной самодеятельности.
Слайд 31Религиозные организации – добровольные объединения граждан Российской Федерации, иных лиц,
постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации,
образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированные в качестве юридического лица.
Слайд 32Фонды – не имеющие членства некоммерческие организации, учрежденные гражданами и
(или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующие социальные,
благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели и созданные в следующих организационно-правовых формах: благотворительные фонды; негосударственные пенсионные фонды; общественные фонды; экологические фонды.
Финансовые ресурсы фонда формируются за счет средств, передаваемых фонду его учредителями. Фонд действует на основе устава.
Слайд 33Учреждения – некоммерческие организации, созданные собственником для осуществления управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера в организационно-правовых формах: автономные, благотворительные,
бюджетные, казенные, общественные, частные учреждения; учреждения академий наук; учреждения религиозных организаций
Слайд 34В БК РФ бюджетное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение,
финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Слайд 35Финансовые ресурсы бюджетных учреждений формируются преимущественно за счет бюджетных ассигнований,
предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе.
Бюджетная смета представляет собой
документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения,.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных (расходных) обязательств и (или) их исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде (ст. 6 БК РФ).
Слайд 36К числу бюджетных относятся учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта,
социального обеспечения и страхования, научно-исследовательские учреждения, органы государственной власти и
местного самоуправления, суды и прокуратура, учреждения правопорядка, государственной безопасности и обороны
Слайд 37Для некоммерческих организаций, созданных в форме казенных учреждений (органы управления
войсками, объединения, соединения и воинские части, военкоматы, следственные изоляторы, психиатрические
больницы), финансовые отношения с главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, а также с органами Федерального казначейства являются определяющими.
Слайд 38В качестве основного финансово-планового документа применяется бюджетная смета казенного учреждения,
составляемая на период одного финансового года на основании разработанных и
установленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения.
Слайд 39Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое
право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные
от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Целевое и эффективное использование бюджетных средств казенным учреждением обеспечивается системой внутриведомственного финансового контроля.
Слайд 40При расходовании бюджетных средств должны соблюдаться следующие правила:
операции с бюджетными
средствами осуществляются через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального
казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования);
заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
Слайд 41при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения
его денежных обязательств, по таким обязательствам отвечает главный распорядитель бюджетных
средств, в ведении которого находится казенное учреждение;
субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются;
казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги.
Слайд 42Некоммерческие организации в форме автономных учреждений (создаются преимущественно в сферах
образования, социальной защиты, культуры и спорта) в обязательном порядке получают
от учредителя государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и не вправе от него отказаться.
Деятельность автономных учреждений регулирует Федеральный закон №174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 3.11.2006 (в ред.).
Слайд 43Финансирование деятельности автономных учреждений из бюджета соответствующего уровня осуществляется в
виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных
(муниципальных) услуг (выполнение работ) с учетом расходов на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и уплату налогов, объектом налогообложения по которым выступает соответствующее имущество, а также с учетом мероприятий по развитию автономного учреждения, перечень которых определяется учредителем.
Слайд 44Помимо выполнения задания учредителя автономные учреждения могут оказывать платные услуги,
которые должны быть прямо предусмотрены в уставе автономного учреждения. Доходы
автономного учреждения (в том числе доходы от оказания платных услуг, и имущество, которое автономное учреждение приобретает за счет этих доходов) поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Т.о. формирование и использование финансовых ресурсов автономных учреждений осуществляется на основе сочетания принципов бюджетного финансировании и самоокупаемости.
Слайд 45Основным документом финансового планирования является план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения.
В отличие от получателей бюджетных средств автономные учреждения вправе осуществлять
закупки без конкурсных процедур.
Автономные учреждения могут размещать средства на счетах в банках, открывать лицевые счета в органах Федерального казначейства и в финансовом органе региона (муниципального образования).
Автономные учреждения могут участвовать в капитале любых других юридических лиц, брать кредиты, совершать операции с ценными бумагами.
Слайд 46Общественные и иные некоммерческие организации (в том числе учреждения) могут
добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, которые также являются
некоммерческими организациями.