Слайд 1Теоретические основы культуры речи
Слайд 2План:
Понятие культуры речи
Нормативный аспект культуры речи
Понятие литературной нормы. Виды норм.
Признаки
норм
Акцентологические нормы
Слайд 31. Понятие культуры речи
Культура речи – владение нормами литературного языка
в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор
и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации.
Слайд 42. Нормативный аспект культуры речи
владение языковыми нормами.
Литературная норма (лат. norma
– образец, правило) – совокупность правил, регламентирующих употребление слов и
грамматических форм, сочетание слов и построение предложений.
Кто?
Когда?
Где?
Как часто?
Слайд 53. Виды норм
Акцентологические
Орфоэпические
Лексические
Стилистические
Грамматические (морфологические и синтаксические)
Орфографические и пунктуационные
Слайд 64. Признаки нормы
относительная устойчивость;
типичность;
распространенность;
соответствие узусу и возможностям системы языка;
предпочтительность и
обязательность;
отражение реальных тенденций развития языка
Слайд 72. Тест на уровень речевой культуры
договор, хозяева, процент, портфель, доллар,
инструмент, квартал, километр, средства, ходатайствовать, мощностей, обеспечение, компьютер, агент, валовой,
выборы, досуг
Слайд 85. Акцентологические нормы (лат. accentus- ударение)
Ударение:
Свободное
Разноместное (при´город - го´род
- город´ок - городск´ой)
Подвижное (земл´я - з´емлю - н´а землю)
Слайд 95. Акцентологические нормы
Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в
косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт –
бинт´а, штрих – штрих´а, зонт – зонт´а.
2. В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне. Ср.:
весн'а – весн'у, нор'а – нор'у, стоп'а – стоп'у.
гор'а – г'ору, доск'а – д'оску, цен'а – ц'ену.
С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами «в» и «на» в обстоятельственном значении: на груд'и, на двер'и, в ноч'и, в сет'и, в чест'и.
Слайд 105. Акцентологические нормы
3. В родительном падеже множественного числа произносятся:
с ударением
на основе: м'естностей, п'очестей, пр'ибылей;
с ударением на окончании: ведомост'ей, крепост'ей,
новост'ей, повест'ей, скатерт'ей, четверт'ей.
Различается произношение ступ'еней (в лестнице) и ступен'ей (ступень развития чего-л.).
4. Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивает на себя предлоги на, за, под, по, из, без, например:
на: н'а воду, н'а ногу, н'а руку, н'а спину, н'а зиму, н'а два, н'а сто;
за: з'а волосы, з'а ночь, з'а года, з'а два, з'а душу, з'а нос;
под: п'од ноги, п'од руки, п'од гору, п'од нос, п'од вечер;
по: п'о морю, п'о лесу, п'о полю, п'о полу, п'о два, п'о сто;
из: и'з лесу, и'з дому, и'з носу, и'з виду;
без: б'ез вести, б'ез толку, б'ез году неделя.
Слайд 115. Акцентологические нормы
5. Во многих глаголах в прошедшем времени в
форме женского рода ударение стоит на окончании: брал'а, был'а, взял'а,
жил'а, начал'а, спал'а.
6. Во многих кратких страдательных причастиях прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме форм единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят – взят'а, вз'ято, вз'яты;
Слайд 125. Акцентологические нормы
«Орфоэпический словарь русского языка»
«Акцентологический словарь русского языка»
«Словарь ударений
для работников радио и телевидения» (составители Ф.А.Агеенко, М.В.Завра, под ред.
Д.Э.Розенталя)
сайт www.gramota.ru
Слайд 13
Домашнее задание
По Акцентологическому словарю или Словарю ударений (см. сайт www.gramota.ru)
выписать 20 вариантов норм ударения, указывая на их разновидность.
Например:
Творог –
творог (равноценные)
Договор (нормативное)
Экскурс – (устаревшее) экскурс
Слайд 143. Коммуникативный аспект культуры речи
Коммуникативные качества речи:
Правильность речи;
Чистота речи;
Точность речи;
Логичность
речи;
Выразительность речи;
Образность речи;
Доступность речи;
Действенность речи;
Уместность речи.
Слайд 153. Коммуникативный аспект культуры речи
Ораторская речь
Роды красноречия
Классическая схема подготовки публичного
выступления
Современная схема подготовки публичного выступления
Эвристическая риторика
Слайд 163. Домашнее задание
Как описать объект?
Каковы существенные характеристики объекта (размер, формы,
свойства)?
Какова его структура (состав его элементов, связей, отношений)?
Чем отличается данный
объект от сходных, близких ему объектов?
Какова история появления данного объекта?
Каково предназначение данного объекта?
Кто чаще всего использует объект?
Для чего можно использовать объект с наибольшей эффективностью?
Слайд 173. Домашнее задание
Как описать событие?
Кто (что), когда, почему, с какой
целью что-то сделал?
Каковы условия, обстоятельства совершенного события?
Как можно квалифицировать событие?
В
чем сходство и в чем его различие от аналогичных событий?
Из какого источника вам известно о событии? Надежен ли он?
Можно ли было изменить или избежать события?
Каковы возможные последствия данного события?
Слайд 183. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
1. Показ жизненно практической
значимости информации.
2. Анализ истории вопроса (краткий исторический экскурс).
3. Создание проблемной
ситуации.
4. Прием «остранения».
5. Прием сравнения, сопоставления.
6. Психологическая пауза.
7. Учет психологических особенностей слушателей.
Слайд 193. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
8. Импровизация.
9. Прием разнообразия
форм и методов подачи материала(тесты, игры, диалоги и т.д.).
10. Драматизация
монолога (введение в речь цитат, риторических вопросов).
11. Переход от монолога к диалогу.
12. Неожиданные риторические вопросы.
13. Шутка, использование юмора.
14. Использование принципиально нового фактического материала.
15. Новизна информации.
Слайд 203. Приемы стимулирования внимания и
интереса слушателей
16. Использование крылатых фраз,
оригинальных высказываний выдающихся людей.
17. Принципиально новая оценка общеизвестного события, явления.
18.
Показ не только результата, но и процесса.
19. Использование «закона края».
20. Выдвижение гипотез, предложении.
21. Использование пословиц, поговорок, народной мудрости.
22. Оптимальное сочетание эмоциональных и рациональных факторов, приемов.
23. Оптимальное сочетание логических и эвристических приемов.
Слайд 213. Этический аспект культуры речи
это речевой этикет (речевые формулы приветствия,
просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п., нормы обращения на «ты»
и на «вы», выбор сокращенного имени, формы обращения и др.)
Общие принципы современного этикета:
Гуманизм
Целесообразность действий
Эстетическая привлекательность
Уважение традиций своей страны и стран, с представителями которых приходится вступать в деловые контакты
Слайд 223. Этический аспект культуры речи
Грубые нарушения делового этикета:
Грубость,
высокомерие, пренебрежение к людям
Невыполнение данных обещаний, обман, сознательное утаивание
допущенных ошибок, предоставление недостоверное информации
Присвоение себе чужих успехов
Перекладывание на других своих ошибок
Передача поручений исполнителю через голову его
непосредственного начальника
Критика сотрудника в присутствии его подчинённого