Слайд 1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Слайд 2Коррекционно-развивающее обучение
Слайд 3Классы для детей с нарушениями развития:
глухие и слабослышащие;
слепые и слабовидящие;
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
с задержкой психического
развития;
с умственной отсталостью.
Слайд 4 Сейчас в таких классах обучается более 160 тысяч детей с
ограниченными возможностями здоровья.
28 тысяч – умственно отсталые дети;
122
тысячи – дети с задержкой психического развития;
10 тысяч - дети с физическими недостатками
Слайд 5Дети с задержкой психического развития
ЗПР – это замедление темпа развития
психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости
мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Слайд 6Цель работы
Организация адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии
с образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями ребенка в зависимости
от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
Слайд 7Основными задачами КРО являются:
нормализация учебной деятельности учащихся;
активизация познавательной деятельности;
социально-трудовая адаптация;
повышение
уровня умственного развития;
коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития.
Слайд 8
Основные принципы деятельности:
1.Принцип гуманности.
2. Принцип комплексного изучения детей.
3. Принцип всестороннего
и целостного изучения ребенка.
4.Принцип динамического изучения.
5. Принцип качественно-количественного подхода.
Слайд 9Основные подходы к организации учебного процесса
1. Подбор учебных заданий, максимально возбуждающих
активность ребенка, пробуждающих у него потребность в познавательной деятельности, требующих
разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными и профилактическими мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка;
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций, алгоритмов, с учетом того, что работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 10-20 минут.
Слайд 10Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы
тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование
Слайд 11 Компенсирующее образование
Коррекционно- развивающее образование представляющее совокупность адекватных условий и
технологий, предусматривающих профилактику, своевременную диагностику и коррекцию трудностей в освоении
образовательных программ детьми школьного возраста.
Слайд 12Основные положения
Согласие родителей
Отбор через ПМПК
Наполняемость -12 человек
Программы
Школьный ПМПк
Слайд 13Коррекция и компенсация
Педагогическая коррекция- система мер ,направленных на исправление или
ослабление недостатков психофизиологического развития детей. Коррекционная работа рассматривается приоритетно к
результату-компенсации
Компенсация- возмещение недоразвитых функций за счет перестройки или максимального использования сохранных или более развитых функций.
Коррекция первична, а компенсация –вторична.
Слайд 14Компенсаторные возможности
Классы КСО открываются в 1-м , 2-м классах
При получении
основного общего образования выпускник получает документ установленного образца без указания
названия класса.
« Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте, окрепнув, они не поддаются формированию. Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердевает, то его легче обратить а порошок.» Я. Коменский
Слайд 15Программа коррекционно-развивающего образования
Охрана здоровья ребенка и коррекция психосоматических неблагополучий в
его развитии педагогическими и психологическими приемами и методами работы
Развитие социально-нравственных
качеств детей ,необходимых для успешной адаптации в школьных условиях
Формирование содержательной учебной мотивации, последовательное замещение первоначального внешнего интереса к школе
Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций , обеспечивающих учебную деятельность
Обогащение кругозора и развитие речи
Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
Формирование учебной деятельности детей и коррекция недостатков в ее основных структурных звеньях
Слайд 16Формы учебной помощи
Учебная помощь(урок с коррекционной направленностью; групповые (индивидуальные) занятия
по восполнению пробелов в знаниях ,умениях и навыках по предметам;
учебная (индивидуальная ) во время урока помощь .
Коррекционная помощь( логопедические занятия, занятия с дефектологом, с психологом; лечебно-оздоровительные ,внеурочные виды деятельности )
Слайд 17Урок
Цель.
Задачи: Обучающие. Коррекционно-развивающие. Воспиывающие .
Коррекционно-развивающая работа :развитие словаря; развитие общеинтеллектуальных
умений ( приемов анализа ,сравнения,
обобщения, действий, группировки, классификации)
воспитание самооценки и самоконтроля
Уроки-загадки, уроки-встречи с героями сказок, уроки-ситуации
Слайд 18Особенности преподавания
Принцип многосенсорности : слышу, вижу, ощущаю
Каналы восприятия:
аудиальный, визуальный,кинестетический, эмоциональный.
Принцип поэтапности формирования умственных действий
Слайд 19Примерное содержание психологического портрета учащегося
Характеристика памяти
Характеристика внимания
Характеристика мотивации обучения
Характеристика мыслительных
процессов
Характеристика эмоционально- волевой сферы
Состояние здоровья, работоспособности
Слайд 20Программа изучения школьника
1. История дошкольного детства, особенности развития, условия и
обстоятельства этого развития. Характер раннего развития. Наиболее ярко проявляющиеся характерологические
черты, склонности, увлечения.
2. Условия жизни ребенка в семье. Состав семьи. Профессии родителей. Бытовые условия жизни семьи. Атмосфера семьи. Отношение к ребенку в семье. Условия для учебных занятий, домашний режим ребенка.
3.Готовность ребенка к началу обучения в школе. Развитие школьно-значимых функций ,познавательной деятельности. Психологическая и социальная готовность к школьной жизни. Состояние здоровья, благополучие нервно-психической сферы. Особенности учебной деятельности. Отношение ребенка к учебной деятельности в целом и к отдельным ее видам. Организация учебной работы, темп деятельности. Самостоятельность. Восприимчивость к помощи.
Слайд 21Продолжение
Особенности усвоения знаний,умений и навыков. Особенности восприятия,осмысления и применения
знаний,умений и навыков. Характерные затруднения в изучении отдельных учебных предметов.
Примеры затруднений. Динамика успешности учения
Поведение ребенка.Поведение в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности и в свободном общении
Интересы, способности, склонности, увлечения.Содержание, направленность и стойкость интересов.Характер склонностей, увлечений.
Личностные особенности. Мотивы учебной деятельности