Слайд 1Теории и технологии обучения
Салимуллина
Елена Викторовна
Слайд 2«Пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира»
Я.А.
Коменский
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
В.Г. Белинский
«Знания без воспитания – что меч в руках сумасшедшего»
Д.И. Менделеев
Слайд 4Как исторически сложилась общественная функция «воспитание»?
Как история и современное
состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания?
Слайд 5Воспитание
– это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанников
по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества и
как следствие - развитие их индивидуальности, самоактуализация личности.
Слайд 6Основные признаки воспитания:
•целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его
элемента,
•воспитание – процесс, характеризующийся изменчивостью и динамичностью,
•воспитание – процесс
взаимодействия педагога и воспитанника (-ов) при активности обеих сторон,
Слайд 7воспитание – процесс многофакторный ,
важнейшим признаком воспитательного процесса является определение
на основании поставленной цели и стратегических задач его содержания (формирование
отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, составными элементами которого является воздействие на сознание, поведение и эмоционально-волевую сферу личности воспитанника),
воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.
Слайд 8Воспитание
– процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое
и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее
формирование личности, нужной и полезной обществу.
Слайд 9Стадии, через которые проходит любой процесс воспитания
формирование сознания,
формирование убеждений,
формирование чувств,
выработка
навыков и привычек поведения.
Слайд 11«Воспитатель, как и художник, действует не по плану, не по
отвлеченной идее, не по заданному перечню каких-то качеств и не
по образцу, а по образу. У каждого из нас, даже если мы об этом не знаем, живет в голове образ Идеального Ребенка, и мы, незаметно для себя, стараемся подвести реального ребеночка под идеальный образ».
Соловейчик С.
Слайд 12Воспитанность –
это интегративный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека.
Слайд 14
Социализация -социальное становление личности – это процесс в течение которого
человек осознает себя в обществе как личность.
Слайд 16Социальное воспитание – это забота общества о своем подрастающем поколении.
Воспитание
должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и
правилам поведения, принятым в данном обществе.
Слайд 17Как организовать социальное воспитание?
Слайд 18«В специальных педагогических контекстах, недопустимо говорить только об идеале воспитания,
как это уместно в философских высказываниях. От педагога требуется не
решение проблемы идеала, а решение проблемы путей к этому идеалу. Это значит, что педагогика должна разработать сложнейший вопрос о цели воспитания и о методе приближения к этой цели»
А.С. Макаренко
Слайд 19 Возбудить силы самовыдвижения, а не «вылепить» свой идеальный образ
из ребенка – вот основная задача воспитателя.
Слайд 20Цель воспитания — наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к
духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.
Слайд 21Задания к занятию
1. Проанализируйте по предложенным на критериям цели, поставленные
на период педагогической практики некоторыми студентами. Попробуйте при необходимости скорректировать
формулировки этих целей.
5-й класс. Воспитательные цели на 4–5 недель:
«Воспитывать общечеловеческую нравственность»
Ваш вариант:_____________________________________________________
«Научить правильно оценивать свои достоинства и недостатки»
Ваш вариант:_____________________________________________________
«Вызвать стремление к самостоятельности и настойчивости в учении»
Ваш вариант:_____________________________________________________
«Возбудить нетерпимое отношение к списыванию и подсказкам»
Ваш вариант:_____________________________________________________
«Научить совместному труду в отряде, качественному выполнению трудовых операций»
Ваш вариант:_____________________________________________________
Слайд 22
Решая проблему грамотной постановки цели воспитательной работы, следует ответить на
вопросы:
1. Можно ли назвать сформулированную фразу целью, т.е. определяет
ли она достижение в деятельности, результат, или только намечает направление движения?
2. Педагогическая ли это цель, т.е. направлена ли она на изменение самого воспитанника, его индивидуально-личностных свойств?
3. Относится ли эта цель к ведущим свойствам, качествам или сферам, определяющим развитие человека в целом?
4. Реальна ли она, т.е. предполагается ли в постановке цели определенный отрезок времени и средства для ее достижения?
Слайд 23Закономерности – это объективно, существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между
отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса:
1. социальная обусловленность воспитания,
2. единство
воспитания и обучения, воспитания и развития, воспитания и самовоспитания.
3. зависимость результатов воспитания от вовлеченности воспитанников в разнообразную деятельность.
4. трансформация внешних влияний во внутренние процессы личности.
5. комплексность (единство всех видов воспитания)
Слайд 24Принцип — система основных требований к организации процесса воспитания.
Слайд 26Задание: Пользуясь педагогической литературой, проанализируйте такие педагогические принципы как персонификация,
природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация:
- Какие особенности в педагогической деятельности
и профессиональном поведении педагога наблюдаются, если он руководствуется каждым из указанных принципов?
- На каких объективных закономерностях основан каждый принцип?
Слайд 27Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является
духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого
человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.
Слайд 28Методы воспитания
- способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной
на решение задач воспитания.
Слайд 29Методы формирования сознания
рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, объяснение, разъяснения, лекции,
внушение, инструктаж, диспут, доклад.
Слайд 30Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
приучение, педагогическое требование, упражнение,
поручение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Слайд 31Методы стимулирования поведения и деятельности.
Поощрение — это выражение положительной оценки,
одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы.
Наказание — это
выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Слайд 32Метод контроля и самоконтроля
Педагогическое наблюдение, беседа, опросы, анализ результатов деятельности
воспитанников, тренинги.
Слайд 34Задание:
Проанализируйте терминологически известную фразу «Ремень — не метод воспитания,
а средство убеждения!».
Слайд 36Форма воспитательной работы – ограниченная по месту и времени структура
совместного взаимодействия педагогов и воспитанников, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.
Слайд 37Классификация форм:
По количеству участников: индивидуальная, групповая, массовые.
По видам деятельности: учебной,
трудовой, спортивной, художественной и т.д.
По времени проведения: краткосрочные, продолжительные, традиционные.
Слайд 38Приемы воспитания - частное применение метода воспитания в конкретных условиях;
единичное, однократное действие.
Средства воспитания – это необходимый инструментарий воспитательной
деятельности (слово учителя, печатное слово, видеозаписи, произведения искусства и др.)
Слайд 39Глоссарий:
Воспитание - …
Воспитательный процесс - …
Социализация -…
Факторы социализации - ...
Цель
воспитания -…
Задачи воспитания -…
Слайд 40Закономерности воспитания -..
Принципы -..
Гуманизация -..
Персонификация -..
Природосообразность - ..
Культуросообразность -..
Дифференциация -
..
Опора на положительный пример -..
Слайд 41Метод воспитания – ..
Метод контроля и самоконтроля – ..
Методы
самовоспитания – ..
Метод организации деятельности и опыта поведения -..
Методы стимулирования
– ..
Методы формирования опыта -..
Приемы воспитания -..
Формы воспитания -..
Средства воспитания -..
Слайд 42Классный руководитель -
План работы классного руководителя –
Планирование воспитательной работы –
Самостоятельная
работа. Составьте краткое описание примерной программы (плана) работы классного руководителя
на _ четверть.
Напишите эссе на тему: «Ответственность классного руководителя в современной школе».
Слайд 43Направления воспитательной работы:
Нравственное воспитание
Патриотическое воспитание
Воспитание гражданственности
Формирование научного мировоззрения
Умственное воспитание
Этническое воспитание
Эстетическое
воспитание
Формирование физической культуры
Экологическое воспитание
Трудовое воспитание