Слайд 1ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА
Лекции
Слайд 2Введение. Предмет, методология и задачи курса.
Предмет теории государства и права
Система
основных понятий и категорий юриспруденции
Наиболее общие закономерности возникновения, развития и
функционирования государства и права
Слайд 3Теория государства и права
Модуль 1
Модуль 2
Модуль 3
Модуль 4
Модуль 5
Модуль 6
Методология
теории государства и права
Теория государства
Теория права
Система права и ее формирование
Правовые
отношения и их регулирование
Государство, право и общество
Основы государственно-правовых знаний
1
Слайд 4Модуль 1
Объект и предмет теории
Место теории в системе других наук
Методы,
используемые в познании государства и права
Всеобщие
Общенаучные
Специальные (частнонаучные)
Диалектический
анализ, синтез
системный
подход
функциональный подход
статистический
формально-юридический
сравнительно-правовой
конкретно-социологический
кибернетический
Объект – государство и право в целом - в их наиболее общем виде.
Предмет – триединый.
1. Общие специфические закономерности, возникновения, развития и функционирования государства и права.
2. Круг проблем, имеющих методологическое значение для юриспруденции.
3. Основные теоретические понятия и категории правоведения.
а) в системе юридических наук – выступает как методологическая
наука, используя от них конкретные юридические факты;
б) в системе других общественных наук – взаимосвязана, взаимообогащается за счет развития каждой из наук.
В
К
Л
Ю
Ч
А
Е
Т
Методология теории государства и права
2
Слайд 5Место теории государства и права в системе юридических наук
Отдельные
отрасли права и государства изучают отраслевые юридические науки:
государственное (конституционное)
право; административное право, уголовное право, гражданское право, коммерческое право, налоговое право, гражданский процесс, уголовный процесс и т.д.
Самостоятельные предметы изучают специальные юридические науки:
правоохранительные органы, организация самоуправления, право соцобеспечения, криминология и т.д.
Основные закономерности развития государства и права изучает теория государства и права
Нормы международного права изучают: международное право, публичное право, частное право
Исторические аспекты изучают историко-правовые науки: история государства и права России, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений и т.д.
Правовые явления изучают технико-прикладные юридические науки: криминалистика, бухучет и экспертиза, судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная психология
3
Слайд 6Литература:
Братановский С.Н. Теория государства и права: Учебное пособие ЭБС IPRbooks 2012
Лейст
О.Э., Бережнов А.Г. Теория государства и права: В 2-х частях:
Часть 1 Зерцало – М 2015
Лейст О.Э., Воротилин Е.А. Теория государства и права: В 2-х частях: Часть 2 Зерцало – М 2015
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник Юстицинформ 2014
Слайд 7Цель дисциплины
Целью изучения данной дисциплины является усвоение комплекса общих
знаний о государственно-правовых явлениях, получение представления об основных категориях отражающих
особые свойства государства и права; уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности и реализация требований к освоению соответствующих компонентов общекультурных и профессиональных компетенций
Слайд 8Задачи освоения учебной дисциплины
- изучение теоретически важных понятий общей юридической
науки и теории государства и права;
- получение системных знаний, необходимых
для успешного освоения других учебных юридических дисциплин; - обеспечение эффективного усвоения студентами знаний о государстве и праве, их сущности, назначении, особых признаках, формах, закономерностях происхождения, функционирования и развития.
Слайд 9Лекция 1. Происхождение государства и права
§ 1. Общая характеристика власти
догосударственного периода
§ 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
§ 3.
Причины и формы возникновения государства
§ 4. Основные теории происхождения государства
§ 5. Государство как продукт развивающегося общества
§ 6. Особенности возникновения права
Слайд 10
Общество существовало, государство – нет
Общественная собственность на средства
производства и равноправное распределение продуктов труда
В основе объединения –
не территориальный союз, а родственные, экономические, религиозные связи
Власть базировалась на кровных связях
Не было специального аппарата управления
Нормы регуляции отношений – обычаи, внушение, табу
Отсутствие четких прав и обязанностей
Признаки властных отношений при догосударственных формах человеческого общежития
Слайд 11
Общая характеристика социальных норм
догосударственного периода
Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование
присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определенные способы добывания пищи
и сохраняли брачно-семейные отношения. Эти нормы именуются в современной литературе мононормами, поскольку они по большому счету выражали главный интерес людей того общества - выжить.
Слайд 12
Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период:
1) регулировали отношения между людьми,
что стало отличать их от норм несоциальных.
2) реализовались главным
образом в виде обычаев;
3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет;
6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
7) выражали интересы всех членов рода и племени.
Слайд 13
Причины возникновения государства
во-первых, государство существовало не всегда (значительную часть своей
истории человечество прожило без данной организации политической власти);
во-вторых, оно
возникло как социальный институт, как продукт общественного развития;
в-третьих, на определенном этапе развития общества, когда возникла потребность в особом социальном управлении и особых социальных правилах поведения;
в-четвертых, повлияла целая система факторов.
Слайд 14
Формы возникновения государства
Азиатский способ производства (Египет, Вавилон, Китай, Индия и
т.п.). Подобный путь во многом связан с необходимостью проведения в
данных обществах масштабных социальных работ.
В Афинах и Риме государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием германскими племенами обширных чужих территорий - западной части Римской империи.
Германия, Россия и некоторые другие государства возникли как прафеодальные
Слайд 15 Теологическая
Договорная,
Патриархальная
Органическая
Психологическая
Теория насилия
Историко-материалистическая
Вывод: причины
возникновения государства носят комплексный характер, включают в себя рациональные идеи
рассмотренных теорий
Основные теории происхождения государства
Слайд 16Особенности возникновения права
Право - более сложный регулятор, чем обычаи, ибо
кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия,
как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.
Слайд 17Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
1)перерастание мононорм (первобытных обычаев)
в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи
силой государства;
2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
Слайд 18Лекция 2. Сущность и функции государства.
§ 1. Государственная власть: понятие
и общие черты
§ 2. Понятие и признаки государства
§ 3. Функции
государства: понятие и виды
Слайд 19Государственная власть:
1) распространяется на все общество;
2) носит публично-политический характер (призвана
выполнять общественные функции, решать общие дела, упорядочивать процесс удовлетворения различного
рода интересов);
3) опирается на государственное принуждение (имеет право применять силу, когда это необходимо для достижения законных и справедливых целей);
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
5) устанавливает систему налогов;
6) организует население по территориальному признаку;
7) характеризуется легитимностью и легальностью.
Слайд 20Понятие и признаки государства
Государство - это организация политической власти, содействующая
преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов
в пределах определенной территории.
Слайд 21заключается в том, что оно является
главной управляющей системой общества,
предназначенной для учета и координации интересов различных социальных групп населения,
преодоления социальных противоречий внутри страны и за ее пределами
Государство
- это единая политико-правовая организация общества,
которая, распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает юридически обязательные веления, имеет специальный аппарат управления и принуждения, обладает суверенитетом
Признаки:
Единая, территориальная организация политической власти
Наличие суверенитета
Наличие специального аппарата управления обществом
Организация общественной жизни на правовых началах
Сущность государства
Слайд 22Признаки государства
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не
совпадающей с населением страны;
2) система налогов, податей, займов;
3) территориальное деление
населения;
4) право;
5) монополия на правотворчество;
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);
9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
Слайд 23Верховенство государственной власти означает
а) ее безусловное распространение на население и
все социальные структуры общества;
б) монопольную возможность применения таких средств воздействия
(принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;
в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела.
Слайд 24- это основные направления его
деятельности, в которых выражается сущность государства
и его социальное назначение
Функции
Относительно устойчивы
Могут изменяться
Внутренние
Внешние
экономическая (организационно-хозяйственная);
фискальная;
социальная;
культурная;
правоохранительная;
обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;
природоохранительная (экологическая)
защита государственных границ и территории;
поддержание дипломатических и торгово-экономических отношений;
участие в деятельности международных организаций;
обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
борьба с терроризмом
Функции государства
Слайд 25Лекция 3. Форма государства
§ 1. Форма государства: понятие и элементы
§
2. Форма государственного правления
§ 3. Форма государственного устройства
§ 4. Политический
режим: понятие, признаки, виды
Слайд 26Форма государства
Категория "форма государства" означает, кто и как правит в
обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как
объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Слайд 27Элементами формы государства являются
1)форма правления - характеризует порядок образования
и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с
другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Слайд 281.Формы государства.
Форма государства
Слайд 29Форма государственного правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства,
характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и
их взаимоотношения с населением
Слайд 30Монархия
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления,
при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного
главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
1) власть передается по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Слайд 311.Монархия.
Признаки:
1.Во главе Монарх.
2.Власть передается по наследству.
3.Не несет ответственности за свои
действия.
4.Отсутствует разделение властей.
5.Единолично представляет свое государство.
6.Пользуется Титулом.
7.Получает значительное содержание из
казны.
Слайд 33Монархии
Неограниченные - в них отсутствуют представительные учреждения народа, а единственным
носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода
эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней);
Ограниченные - в них наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы.
Среди них выделяются конституционные монархии , ограничивающие существенно власть главы государства (Великобритания, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и др.).
Слайд 34Республика
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) -
это форма правления, при которой глава государства является выборным и
сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
Слайд 35В президентской республике
Президент избирается независимо от парламента либо коллегией
выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и
правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью.
Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент.
Парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление).
Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.
Слайд 36В парламентской республике
Правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним.
Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия
деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.
Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями.
Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Слайд 37Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это элемент формы государства,
характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления,
обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей
Слайд 38Унитарное государство
простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами
и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая
система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Слайд 39Федерация
- сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и
обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими
признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации, как, например в Германии, Индии, Мексике, Канаде; федерации могут быть построены по территориальному (США) либо по национально-территориальному принципу (Россия).
Слайд 40Конфедерация
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных,
экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствует
общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства. В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Слайд 41Лекция 4. Механизм государства и политическая система общества
§ 1. Механизм
государства: понятие, основные черты, структура
§ 2. Понятие, признаки и виды
органов государства
§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§ 4. Политическая система общества: понятие, структура, функции
§ 5. Место и роль государства и права в политической системе общества
Слайд 42Механизм государства
- это система государственных органов, призванных осуществлять государственную
власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная
организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
Слайд 43
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную
совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой.
б) его целостность обеспечивается
едиными целями и задачами.
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.
Слайд 44Структура механизма государства включает в себя
1) государственные органы;
2) государственные
организации;
3) государственные учреждения;
4) государственные предприятия;
5) государственные служащие;
6) организационные и
финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Слайд 45
Понятие, признаки и виды органов государства
Орган государства - это звено
государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное
в этой связи властными полномочиями.
Слайд 46Признаки органа государства
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства,
выступая неотъемлемой частью единого государственного организма;
2) действует от имени государства
и по его поручению;
3) образован и функционирует на основе нормативных правовых документов;
4) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
5) имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
6) осуществляет свою компетенцию тремя способами:
принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
конкретно-организационной деятельностью;
7) состоит из государственных служащих и подразделений;
8) имеет необходимую материальную базу;
9) обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
Слайд 47ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
принцип приоритета прав и
свобод человека и гражданина - предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
принцип демократизма - выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) - создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
принцип законности - означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами Конституции, законов и подзаконных актов;
принцип гласности - обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует "прозрачность" процесса функционирования чиновников;
учет интересов регионов (в федеративных государствах) выступает в виде принципа федерализма;
принцип профессионализма - создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны;
принцип сочетания коллегиальности и единоначалия - обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата;
принцип сочетания выборности и назначаемости - выражает оптимальное соотношение децентрализации и централизации в государственном управлении;
принцип иерархичности - заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решения вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).
Слайд 48Принципы деятельности государственных органов
Структура государственных органов
разделение властей;
обеспечение законности
и правопорядка;
сочетание единоначалия и коллегиальности;
четкое разграничение задач между
органами
По уровню: - федеральные органы
- органы субъектов Федерации
По функциям: - законодательные;
исполнительно-распорядительные;
судебные;
- контроля и надзора за законностью;
- глава государства;
- аппарат (механизм) принуждения
Правовой статус и деятельность государственных органов
Компетенция органов:
- общая;
- специальная.
Формы деятельности органов:
- организационные;
- правовые.
Правовой статус государственных служащих
Механизм (аппарат) государства
Слайд 49Политическая система общества
- это упорядоченная на основе права и иных
социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных
организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Слайд 50
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках
и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от
характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Слайд 51Компоненты политической системы
1) политическая организация общества, включающая в себя государство,
политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы
и т.п.;
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.
Слайд 52
Место и роль государства
в политической системе общества
Государство занимает центральное, ведущее
положение в политической системе общества, так как оно:
1) выступает в
качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.
Слайд 53
Место и роль права
в политической системе общества
Роль права в политической
системе общества заключается в том, что оно:
1) служит одним из
средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);
2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
3) интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, Конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т.п.);
4) устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т.д.;
5) легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т.п., которые должны действовать в их рамках.
Слайд 54Лекция 5. Понятие, содержание и признаки права.
§ 1. Понятие,
признаки и сущность права
§ 2. Основные учения о праве
§ 3.
Принципы права
§ 4. Функции права: понятие и классификация
§ 5. Правовая система и правовая семья
Слайд 55
Что такое право
Право должно выражать идею справедливости и свободу действий.
Право закрепляет наиболее значимые интересы и потребности граждан.
Право определяет наиболее
оптимальную меру свобода для каждого гражданина , обеспечивая такое положение, когда проявление его личностной свободы не ущемляет права и интересы других граждан.
Право – это равный масштаб по отношению к разным людям.
Право – есть система норм, которая исходит от государства, обеспечена его принудительной силой, выражает коренные интересы страны, или значительной его части и выступают в качестве государственного регулятора общественных отношений .
Слайд 56Признаки права
Под признаком права понимается ряд отличительных черт, которые выражают
его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например,
правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т. д.
Системность. Право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности, оно представляет целостное нормативное образование.
Нормативность. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения.
Государственная обеспеченность. Сознания, реализация, охрана права неразрывно связаны с государственной деятельностью. Государство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы невозможным.
Общеобязательность. Правовые нормы обязательны для всех, кому адресованы; они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве.
Формальная определенность. Принципы и предписание права всегда содержат определенное указание относительно границ правомерности поведение их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре и т. д.).
Реальность действия. Право существует, напоминает о себе поскольку, постольку действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их поведении, поступках.
Слайд 57 Естественно-правовая
Историческая
Нормативистская
Марксистская
Психологическая
Социологическая
Реалистическая
Вывод: происхождение права
вызвано комплексом причин, а не односторонней трактовкой первопричины данного явления
Основные
теории происхождения права
Слайд 58Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в
период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются
Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие.
Главными идеями этого учения выступают следующие:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;
2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога.
Слайд 59Историческая школа права
Историческая школа права сформировалась в конце XVIII
- начале XIX в. Ее представителями были: Г. Гуго, К.Ф.
Савиньи, Г. Пухта и другие.
Основные идеи доктрины:
1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, стихийно;
2) право - это прежде всего правовые обычаи (т.е. исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от обычного права, которое произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания";
3) представители этой теории, возникшей во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие "естественные" права человека.
Слайд 60Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических
норм, выражающих волю определенных слоев общества (большей части
общества), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки:
официально устанавливается и обеспечивается государством;
общеобязательный (волевой) характер;
формальная определенность;
выражает интересы общества, либо социальных групп;
системность;
направлено на урегулирование общественных отношений;
нормативность
Сущность – это равный масштаб (мера) должного, возможного, допустимого поведения
Принципы:
социальной справедливости;
равноправия граждан;
единства прав и обязанностей;
гуманизма;
сочетания убеждения и принуждения
Функции:
информационная;
регулятивная;
охранительная
Слайд 61 Нормы морали (нравственности)
Нормы общественных организаций
Нормы обычаев
Нормы
традиций
Нормы ритуалов
Нормы права
Особенности права
общеобязательный характер;
санкционируются государством
и издаются в виде определенных нормативных актов;
имеют строго определенную форму;
их реализация опирается на силу государственного принуждения
Социальные нормы
Слайд 62Принципы права – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе
права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают
закономерность права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы.
1.Общеправовые принципы действуют во всех отраслях права. К ним относятся:
а) справедливость;
б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;
в) гуманизм;
г) демократизм;
д) единство прав и обязанностей;
е) сочетание убеждений и принуждения.
Слайд 63Межотраслевые принципы
2. Межотраслевые принципы отражают наиболее существенные черты нескольких отраслей
права. К межотраслевым могут быть отнесены, в частности:
а) принцип
неотвратимости ответственности;
б) принцип состязательности и гласности судопроизводства.
Слайд 64Отраслевые принципы
3.Отраслевые принципы действуют в одной отрасли права. В гражданском
праве, например, действует принцип равенства сторон в имущественных отношениях.
Принципы
права могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права).
Слайд 65Функции права
Функции права – обусловленные социальным назначением права направления правового
воздействия на общественные отношения.
Функции права - это основные пути
(каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления
Слайд 66К общесоциальным относят
а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают
процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию – право регулирует
деятельность субъектов политической системы;
в) воспитательную функцию – право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
г) коммутативную функцию – посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
д) экологическую функцию.
Слайд 67Специально юридические функции
а)регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения
путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного
порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
Слайд 68
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие
права, и внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко
всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за них совершение);
функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих – в административном и др.
Слайд 69
Правовая система и правовая семья
Правовая система – это вся совокупность
внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью
которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей.
Слайд 70Правовая система включает в себя
правотворчество,
правосудие,
юридическую практику,
нормативные, правоприменительные
и правотолкующие акты,
правоотношения,
субъективные права и обязанности,
правовые учреждения
(суд, прокуратура, адвокатура),
законность,
ответственность,
механизмы правового регулирования,
правосознание,
юридические доктрины и др.
Слайд 71Правовая семья
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем,
которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития;
общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).
Слайд 72Основные правовые семьи
1) романо-германская (семья континентального права);
2) англосаксонская (семья
общего права);
3) религиозная (семья мусульманского и индусского права);
4) традиционная (семья
обычного права).