Слайд 1ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И
ПРАВА
Лекции
Слайд 2Лекция 6. Формы (источники) права.
§ 1. Понятие и виды форм
(источников) права
§ 2. Нормативные акты: понятие и виды
§ 3. Понятие,
признаки, виды законов и подзаконных актов
§ 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Слайд 3
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества,
формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в
идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле - это и есть форма права.
Применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:
Слайд 4Основные виды форм (источников) права
Правовой обычай
Юридический (судебный) прецедент
Нормативный правовой акт
Договор
нормативного содержания
Другие
15
Слайд 5
ФОРМЫ ПРАВА
нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы
права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
правовой обычай
- это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права
Слайд 6Основные виды нормативных правовых актов
Законы
Конституция
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Законы субъектов федерации
Подзаконные
нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты главы государства
Нормативные правовые акты правительства
Нормативные
правовые акты министерств и ведомств
Нормативные правовые акты органов власти и управления на местах
Другие
Слайд 7Нормативные акты: понятие и виды
1) Конституция (закон законов) -
основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы
человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию
Слайд 8
Закон
это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной
власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой
и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Слайд 9 1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок
его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат
Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Вывод: Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства.
Признаки закона:
Слайд 10Классификация законов
-по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный
закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
-по субъектам законотворчества (принятые в
результате референдума или законодательным органом);
-по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
-по сроку действия (постоянные законы и временные);
-по характеру (текущие и чрезвычайные);
-по сферам действия (общефедеральные и региональные);
-по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.);
-по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);
-по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);
-по объему регулирования (общие и специальные)
Слайд 11Подзаконные акты
это изданные на основе и во исполнение законов
акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем
законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Слайд 12Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу
и утратой силы.
Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке
опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
Слайд 13Обратная сила закона
Закон обратной силы не имеет, т.е. он
не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до
момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Слайд 14Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
по
истечении срока действия акта, на который он был принят;
в связи
с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Слайд 15Действие нормативного акта в пространстве
определяется территорией, на которую распространяются
властные полномочия органа, его издавшего.
Действие нормативных актов в пространстве
зависит от:
уровня государственного органа, принявшего данный акт;
юридической силы акта.
Слайд 16Лекция 7. Норма права
§ 1. Понятие и признаки нормы права
§
2. Структура нормы права
§ 3. Соотношение нормы права и статьи
нормативного акта
§ 4. Классификация норм права
Слайд 17Норма права
- это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное
либо санкционированное государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Слайд 18Признаки нормы права
1) общеобязательный характер - она воплощается в безличностное,
неперсонифицированное правило поведения, которое распространяется на большое количество жизненных ситуаций
и большой круг лиц; государство адресует норму права не конкретным индивидам, а всем субъектам - физическим и юридическим лицам;
2) формальная определенность - выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего она призвана четко и строго определять рамки деяний субъектов;
3) связь с государством - устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия - принуждением, наказанием, стимулированием;
4) предоставительно-обязывающий характер - представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;
5) микросистемность - правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, состоящей из таких взаимосвязанных, взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция.
Слайд 19Структура нормы права
элементы
гипотеза
диспозиция
санкция
Указывает на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы
в действие, реализации ее диспозиции
Определяет права и обязанности субъектов права,
варианты, модели поведения, реализация которых обусловлена соответствующей гипотезой
Предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей ее предписаний
Слайд 20Структура нормы права
Гипотеза (предположение) - элемент нормы права, указывающий
на условия ее действия, применения (время, место, субъектный состав и
т.п.), которые определяются путем закрепления юридических фактов (например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: соответствующий возраст и вменяемость).
Диспозиция (юридическое расположение сторон) - элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов с помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Санкция - элемент нормы права, предусматривающий определение последствия для субъекта, реализующего диспозицию.
Слайд 21Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
Норма права и статья
нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и
не совпадать. Норма права - это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного акта - форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.
Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.
Слайд 22По способам изложения возможны три варианта соотношения нормы права и
статьи нормативного акта:
1) прямой способ - норма права непосредственно излагается
в статье нормативного акта;
2) отсылочный (ссылочный) способ - статья нормативного акта, не излагая всей нормы права, отсылает к другой статье этого же нормативного акта;
3) бланкетный способ - статья отсылает не к конкретной статье, а к целому виду других нормативных актов, правил
Слайд 23Классификация норм права
1) в зависимости от содержания они подразделяются
на:
исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его
цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, и т.п.);
общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. ;
Слайд 242) в зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности)
- на конституционные, гражданские, административные, земельные и т.п.;
3) в зависимости
от их характера - на материальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);
4) в зависимости от методов правового регулирования делятся на:
императивные (содержащие властные предписания);
диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);
рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);
Слайд 255) в зависимости от времени действия - на постоянные (содержащиеся
в законах) и временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения
в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);
6) в зависимости от функций - на регулятивные и охранительные;
7) в зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм, - на общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);
8) в зависимости от степени определенности элементов правовой нормы - на абсолютно определенные, относительно определенные
Слайд 26Классификация норм права
= по основаниям =
по отраслям права
по юридической природе
по
степени определенности предписаний
по характеру предписания
по сфере действия
конституционно-правовые
гражданско-правовые
уголовно-правовые
административно-правовые
международно-правовые
и т.д.
нормы-цели
нормы непосредственного действия
нормы-принципы
императивные
диспозитивные
устанавливающие (закрепляющие)
обязывающие
запрещающие
нормы общего действия
нормы ограниченного действия
нормы локального действия
Слайд 27Лекция 8. Правотворчество
§ 1. Понятие, принципы и виды правотворчества
§ 2.
Понятие и стадии законотворчества в России
§ 3. Систематизация нормативных актов:
понятие и виды
§ 4. Юридическая техника
Слайд 28Правотворчество
Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию,
изменению и отмене юридических норм.
Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные
структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество является составной частью более широкого процесса - правообразования, под которым понимается естественноисторический процесс формирования права, в ходе которого происходит анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Правотворчество выступает как завершающий этап правообразования.
Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.
Слайд 29Правотворчеству присущи следующие принципы
-научность (ибо в процессе подготовки нормативных
актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности
развития общества и т.п.);
-профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
-законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
-демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
-гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса).
-оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).
Слайд 30Виды правотворчества
1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного
голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
2) правотворчество
государственных органов (например, парламента, правительства);
3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);
4) правотворчество органов местного самоуправления;
5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).
Слайд 31Правотворчество
вид государственной деятельности, направленный на создание норм права
Принципы:
Виды:
демократизм и
гласность
профессионализм
законность
научный характер
связь с правоприменительной практикой
правотворчество
государственных органов
санкционированное правотворчество
народное правотворчество (референдум)
Слайд 32Законодательный процесс
С
Т
А
Д
И
И
Законодательная инициатива
Обсуждение законопроекта
Принятие закона
Обнародование закона
Компетенция законотворчества органов власти Российской
Федерации
Государственная Дума – обсуждает и принимает законы
Совет Федерации – одобряет (не
одобряет) законы
Президенты – подписывает и обнародует законы
I
II
III
IV
Слайд 33Систематизация законодательства -
деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативных правовых
актов с целью приведения их в единую систему и удобного
практического использования.
официальная
неофициальная
Государственный орган
Субъект
Любой
Учет
Инкорпорация
Консолидация
Кодификация
Сбор действующих НПА, их обработка, расположение по определенной системе, хранение и выдача по запросам
Простая форма систематизации, в результате которой НПА упорядочиваются без внесения в них изменений
Объединение НПА без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение
Сложная форма систематизации, направленная на создание нового сводного НПА, единого и внутренне согласованного
Итог
Упорядочение НПА
Итог
Создание единых сборников
Итог
Создание кодексов
27
Слайд 34Систематизация нормативных актов: понятие и виды
1) инкорпорация - форма
систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в
сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде;
Слайд 35Консолидация
форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их
содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое
самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Особенность консолидации состоит в том, что она является "компромиссной" систематизацией, сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации. Консолидация используется зачастую как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации;
Слайд 36Кодификация
форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически
цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются
устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность
Слайд 37Юридическая техника
это система средств, правил и приемов подготовки и
упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и
повышения эффективности.
Юридическая техника призвана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.
Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п.).
Слайд 38К техническим правилам относятся:
1) ясность и четкость, простота и доступность
языка правовых актов;
2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с
требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
3) последовательность в изложении юридической информации;
4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.
Слайд 39Юридическая техника подразделяется на следующие виды:
законодательная (правотворческая);
систематизация нормативных актов;
учет нормативных
актов;
правоприменительная.
Слайд 40Лекция 9. Система права и система законодательства
§ 1. Понятие и
структурные элементы системы права
§ 2. Предмет и метод правового регулирования
как основания деления права на отрасли и институты
§ 3. Частное и публичное право
§ 4. Общая характеристика отраслей российского права
Слайд 41Система права
Под системой права понимается определенная внутренняя его структура
(строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и
развивающихся общественных отношений.
Слайд 42Структурные элементы системы права
Отрасль права – совокупность норм, отражающих обособленную,
самостоятельную часть системы права, регулирующую качественно однородную, относительно широкую сферу
общественных отношений
Правовой институт – обособленный круг взаимосвязанных норм,
регулирующих определенную разновидность общественных отношений, их часть, фрагмент
Норма права – общеобязательное, формально определенное правило
поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений
Основания построения системы отраслей права
предмет правового регулирования
методы правового регулирования
Слайд 43
Под предметом правового регулирования понимается
Под предметом понимается то, что
регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. Последние представляют собой
сложную, многоаспектную категорию. В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
а) субъекты - индивидуальные и коллективные;
б) их поведение, поступки, действия;
в) объекты (предметы, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом и к которым проявляют свой интерес;
г) социальные факты (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.
Предмет в данном случае - это все то, что подпадает под действие правовых норм.
Слайд 44Частное и публичное право
Частное право - это совокупность правовых норм,
охраняющих и регулирующих отношения частных собственников в процессе производства и
обмена, их интересы как свободных субъектов рынка.
Публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок деятельности органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, других представительных и правительственных учреждений, осуществления правосудия, борьбы с посягательствами на существующий строй.
Слайд 45Лекция 10. Правовые отношения
§ 1. Понятие правоотношений как особого вида
общественных отношений
§ 2. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
§ 3. Субъективное
право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
§ 4. Объекты правоотношений: понятие и виды
§ 5. Юридические факты и их классификация
Слайд 46Правовые отношения
Признаки
Наличие норм права, регулирующих эти отношения.
Участие особых субъектов, санкционированных
государством.
Возникают, изменяются или прекращаются на основании юридических фактов.
По содержанию отражают
субъективные права и юридические обязанности участников.
Охраняются государством от нарушений.
Общественные отношения, которые возникают на основе норм права между субъектами права при наличии необходимых юридических фактов и характеризуются осуществлением субъективных прав в юридической обязанностей
Слайд 47Структура правоотношения
В состав правоотношения входят следующие элементы:
субъект;
объект;
3)
субъективное право;
4) юридическая обязанность
Слайд 48Участниками правоотношений
являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их
объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей.
Круг субъектов права зависит в конечном счете от воли государства.
Слайд 49Основные виды субъектов права
Индивиды
Государственные организации
Негосударственные организации
Апатриды
Органы государства
Государственные учреждения (вспомогательное звено
при органе государства)
Государственные хозяйственные и культурные организации
Партии
Хозяйственные организации
Другие
Своей страны
Иностранные
Бипатриды
Профсоюзы
Культурные организации
Слайд 50Правоспособность и дееспособность субъектов права.
Под правоспособностью понимается признаваемая государством
общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность
быть их носителем.
Под дееспособностью понимается не только возможность субъекта иметь права и обязанности, но и способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений.
Слайд 51Объекты правоотношений
1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности).
2. Нематериальные личные
блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека).
3.
Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).
5. Ценные бумаги, официальные документы .
Слайд 52Юридические факты -
это такие жизненные обстоятельства, с которыми государство
связывает реальное действие норм права в конкретных правовых отношениях.
Признаки
предусмотрены нормативными
правовыми актами;
вызывают определенные правовые последствия;
объективированы вовне, т.е. должны произойти в реальной жизни;
подтверждены документально, за исключением общеизвестных и очевидных фактов;
затрагивают интересы личности, отдельных социальных групп, общества, государства;
выражаются в наличии либо отсутствии тех или иных явлений, событий, действий
Слайд 53Классификация юридических фактов
По волевому признаку
По функциям
События
Действия
Правомерные
Противоправные (неправомерные)
Правообразующие
Правоизменяющие
Правопрекращающие
Юридические акты
Юридические поступки
Преступления
Иные правонарушения
Проступки