Слайд 1Типографская система
В полиграфии наряду с метрической используется типографская система измерений.
Эта система была разработана в 1785 году французом Дидо, поэтому
и систему измерений часто называют системой Дидо. В основу типографской системы положен французский дюйм, так как во время ее разработки еще не была принята метрическая система. Впоследствии попытка привести типографскую систему измерений в соответствие с метрической не увенчалась успехом, так как, во-первых, для этого пришлось бы заменить все наборные материалы и часть деталей в печатных машинах, а во-вторых, проблематично, потому что самая мелкая единица метрической системы (миллиметр) слишком крупна для типографских измерений.
Основными единицами типографской системы мер являются 1 пункт (1 пт.), равный 1/72 французского дюйма, 1 цицеро (1 циц.), содержащий 12 пт., и 1 квадрат (1 кв.), содержащий 4 циц. или 48 пт.
Слайд 2Шрифт
Шрифт (нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний
букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор
символов определенного размера и рисунка.
В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Группа шрифтов разных видов и кеглей, имеющих одинаковое начертание, единый стиль и оформление, называется гарнитурой.
Слайд 3Основные характеристики шрифтов
начертание: прямой, курсивный;
насыщенность: светлый, полужирный, жирный (отношение толщины
штриха к ширине внутрибуквенного просвета);
ширина: нормальный, узкий, широкий, шрифт фиксированной
ширины;
размер (кегль) в пунктах;
чёткость;
контраст;
различимость;
удобочитаемость;
ёмкость (число знаков шрифта определенной гарнитуры, начертания и кегля, приходящихся на единицу длины, обычно 1 кв.);
Слайд 4
По графической основе типографские шрифты обычно подразделяют
на три большие группы:
шрифты на русской графической основе — это
шрифты, в основе которых лежит русский алфавит; добавление отдельных особых знаков к русскому алфавиту позволяет набирать тексты на многих языках народов бывшего СССР (например, украинском, белорусском, узбекском и десятках других), а также на некоторых иностранных языках, в частности на болгарском и македонском;
шрифты на латинской графической основе — это шрифты, в основе которых лежит латинский алфавит; добавлением отдельных акцентированных и особых знаков к нему достигается возможность выполнения набора на многих иностранных языках (немецком, французском, испанском, чешском и т. п.);
шрифты особых графических основ — это шрифты со специальными графемами знаков, используемые при наборе на родственных языках небольшой группы (например, арабский шрифт), а чаще всего на каком-то одном языке, в частности армянский, грузинский, греческий, готический и многие другие шрифты.
В изданиях на русском языке достаточно часто встречаются шрифты на русской и латинской графических основах, а также отдельные знаки шрифтов греческого и готического.
Слайд 5Кегль
Основной размер, характеризующий шрифт, т. е. размер литер, шпаций и
других наборных материалов, измеряемый в направлении высоты полосы набора.
Если рассматривать
отдельную литеру, то кегль — это расстояние между ее передней (сигнатурной) и задней стенками. Кегль всегда измеряют в типографской системе мер: в пунктах — для текстовых шрифтов и мелких пробельных материалов (шпации, квадраты, шпоны и реглеты), в квадратах — для крупных афишно-плакатных шрифтов и крупных материалов.
Шпация (от лат. spatium — пространство, промежуток) — пробельный материал, применявшийся при ручном и монотипном металлическом наборе для отбивки элементов строки друг от друга по горизонтали, а также для создания отступов. Шпации могли иметь толщину от 1 пункта до величины кегля шрифта, используемого в строке. В зависимости от толщины шпация называется круглой (кегельной), полукруглой (полукегельной) или тонкой.
Слайд 6Гарнитура
Гарнитура в типографике — набор из одного или нескольких шрифтов
в одном или нескольких размерах и начертаниях, имеющих стилистическое единство
рисунка и состоящих из определённого набора типографских знаков. Гарнитура обычно содержит алфавитно-цифровые и пунктуационные знаки и специальные символы. Также существуют гарнитуры, целиком состоящие из неалфавитных символов — например, содержащие математические или картографические знаки. Термин «гарнитура» часто смешивают с термином «шрифт». Различие между терминами состоит в том, что шрифт определяет свойства конкретного члена семейства шрифтов, например, полужирное или курсивное начертание, в то время как гарнитура определяет согласованный стиль семейства шрифтов.
Слайд 7Классификация шрифтов по ГОСТ
Группа рублёных шрифтов
Группа шрифтов с едва наметившимися
засечками
Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов,
входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей
Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом
Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом
Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах
Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп
Слайд 8Классификация шрифтов по ГОСТ
Рубленые шрифты (гротески)
?Собирательное название шрифтов без засечек.
В Англии и Франции они чаще называются SansSerif, в Америке
Gothic, в Германии Grotesk.
?Примеры: старинные — AkzidenzGrotesk, BellGothic, FranklinGothic, NewsGothic, TradeGothic, Venus; современные — Arial, Folio, Helvetica, Unica, Univers, Video.
Слайд 9Классификация шрифтов по ГОСТ
Шрифты с едва наметившимися засечками
?Так называются шрифты
без засечек, но с некоторым намеком на них.
?Примеры: Gothic, Крили,
ITC Serif Gothic, ITC Newtext, Spartan(«Монотайп»), FrizQuadrata.
Слайд 10Классификация шрифтов по ГОСТ
Медиовальные шрифты
?Шрифты с умеренной контрастностью штрихов, засечками
в виде треугольника, представляющего собой плавное утолщение концов основных штрихов.
Оси округлых букв — наклонные.
?Примеры: гарнитуры Лазурского, Банниковская, Литературная, Таймс.
Слайд 11Классификация шрифтов по ГОСТ
Обыкновенные шрифты
?Это группа шрифтов, в которую входят
гарнитуры шрифтов с контрастными штрихами и длинными тонкими засечками, соединяющимися
с основными штрихами под прямым углом, иногда с легким закруглением.
?Пример: Гарнитура Бодони.
Слайд 12Классификация шрифтов по ГОСТ
Брусковые
?Собирательное название шрифтов c мощными засечками прямоугольной
формы, имеют малый контраст между основными и соединительными штрихами, крупное
очко строчных знаков.
?В зависимости от формы графем выделяют следующие подгруппы: египетские (Baltica, Bruskovaya), геометрические (Coliseum, Luga), гуманистические (ITC OfficinaSerif, SusanClassic)и шрифты типа Кларендон.
?Иногда в отдельную подгруппу выделяют брусковые шрифты с обратным контрастом — итальянские(например Tractir).
Слайд 13Классификация шрифтов по ГОСТ
Малоконтрастные шрифты
?Шрифты группы новых малоконтрастных имеют малоконтрастные
штрихи с длинными утолщенными засечками, преимущественно с закругленными концами.
?В этой
группе шрифтов гарнитуры Академическая, Бажановская, Журнальная, Школьная, Малановская, Новая журнальная, Кудряшевскаяэнциклопедическая, Кудряшевскаясловарная, Новая газетная, Пискаревская.
Слайд 14Классификация шрифтов по ГОСТ
Неалфавитные и символьные шрифты.
К этой группе относятся:
комплекты
специальных знаков (математические, лингвистические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные
и т.д.).
орнаменты, линейки, бордюры, виньетки и другие наборные украшения.
комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.д.).