Разделы презентаций


Типы управления

Содержание

Тип управления — единица классификационного деления имеющихся или возможных концепций и практик управления

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Типы управления
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Кафедра управления образованием

и кадрового менеджмента

Кравцов А. О.,
кандидат педагогических наук, доцент
кафедры управления образованием
РГПУ

им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
ak90@yandex.ru



ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Типы управленияРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНАКафедра управления образованием и кадрового менеджментаКравцов А. О.,кандидат педагогических наук,

Слайд 2Тип управления — единица классификационного деления имеющихся или возможных концепций

и практик управления

Тип управления — единица классификационного деления имеющихся или возможных концепций и практик управления

Слайд 3I. АДАПТИВНОСТЬ, РЕЛЕВАНТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

I. АДАПТИВНОСТЬ, РЕЛЕВАНТНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 4Адаптивность системы управления
ее способность эффективно приспосабливаться к ситуации в организации

ее среде, к новым требованиям.
Система управления должна быть и

по структуре, и по действиям адекватна своему объекту и ситуации, делать то, что нужно, уместно (отсюда и слово «релевантность», релевантный значит уместный, относящийся к делу).
Адаптивность системы управленияее способность эффективно приспосабливаться к ситуации в организации ее среде, к новым требованиям. Система управления

Слайд 5адаптивность, предполагает приспособление к объекту, его потребностям вообще и требованиям

к управлению — в частности; следование за объектом (что может

свестись к нежелательной пассивности управления, его реактивности и отставанию от объекта);
с другой стороны, эффективное приспособление управления к объекту и среде вряд ли возможно без активности самой системы управления, без ее стремления хотя бы частично приспособить среду и объект управления к своим задачам;
в адаптивном управления обязательно присутствует и активное, адаптивно-адаптирующее поведение управления;
адаптивность, предполагает приспособление к объекту, его потребностям вообще и требованиям к управлению — в частности; следование за

Слайд 6адаптивность и релевантность управления немыслимы без повышения сензитивности, чувствительности управления

к объекту и повышения скорости реакции системы на изменение ситуации;
чувствительность

управления к объекту в свою очередь немыслима без наличия у системы управления соответствующего реальности образа объекта и его среды, а поскольку они быстро изменяются, так же должен изменяться и образ объекта, его потребности, требования к управлению; отсюда вытекает вывод о том, что адаптивное управление должно быть понимающим и исследовательским управлением;
настоящее адаптивное управление носит всегда адресный характер, точно определяет адресаты воздействия, которые строятся с учетом индивидуального и дифференцированного подхода;
адаптивность и релевантность управления немыслимы без повышения сензитивности, чувствительности управления к объекту и повышения скорости реакции системы

Слайд 7адаптивное управление носит резонансный характер, оно должно напоминать действия специалистов

по акупунктуре (иглоукалыванию), которые за счет прекрасного знания биологически активных

точек организма, не допуская лишних движений и боли, способны получить впечатляющие результаты лечения;
активно-адаптивный характер управления предусматривает, что система управления действует с учетом его обратной реакции на управление, адаптирует характер воздействий к восприятию их объектами управления;
адаптивный характер проявляется и при управлении развитием организации, что связано с обязательным учетом особенностей организации при выборе направлений развития, методов профилактики и преодоления возможного сопротивления нововведениям, методов осуществления инноваций;
адаптивный характер делает возможной идею коэволюции, то есть совместного, сопряженного развития управляющей системы и управляемого объекта, когда развитие одной из них влечет за собой изменения в другой.


адаптивное управление носит резонансный характер, оно должно напоминать действия специалистов по акупунктуре (иглоукалыванию), которые за счет прекрасного

Слайд 8Антиподом адаптивного является управление, глухое к потребностям объекта, со слабой

объектной ориентацией, плохо понимающее природу объекта и людей, в нем

работающих, управление неадекватное сложности организации, равно, как и пассивно-реактивно приспосабливающееся к потребностям организации и жизни и потому обреченное на отставание и неэффективность.
Антиподом адаптивного является управление, глухое к потребностям объекта, со слабой объектной ориентацией, плохо понимающее природу объекта и

Слайд 9II. ЦЕННОСТНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

II. ЦЕННОСТНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 10Любые системы управления в организациях в силу их связи с

потребностями и интересами социальных групп и людей всегда небезразличны по

отношению к определенным ценностям.
Однако это еще не свидетельствует о ценностном характере управления, как мы его понимаем.
Созидательное управлениеорганизацией предполагает осмысление ценностей и ценностное самоопределение организации в качестве важнейшей функции в управления.
Любые системы управления в организациях в силу их связи с потребностями и интересами социальных групп и людей

Слайд 11Ценностный характер управления проявляется в
осознанной ориентации управляющей системы на определенные

(прежде всего гуманистические) ценности;
приоритетности основных ценностей организации по отношению к

миссии, целям и тем более средствам производственной и управленческой деятельности;
стремлении придать осмысленность и ценность всей повседневной жизнедеятельности организации и каждого ее члена;
сознательном утверждении и культивировании ключевых ценностей;
признании права членов и групп организации на наличие и отстаивание своих интересов и ценностей;
специальной работе по согласованию ценностей и интересов;
постоянном соотнесении всего происходящего в организации с ее главными, принятыми в сообществе ценностями.
Ценностный характер управления проявляется восознанной ориентации управляющей системы на определенные (прежде всего гуманистические) ценности;приоритетности основных ценностей организации

Слайд 12Антиподы ценностного управления
индифферентное по отношению к ценностям, технократическое, считающее ценности

чем-то ненужным в управлении;
не осознающее те ценности, которые кладутся в

основу жизнедеятельности организации и не берущее на себя ответственность за ее ценностное единство;
не различающее высокие смысловые, экзистенциальные ценности и ценности чисто технологические, инструментальные;
основанное на директивном навязывании ложных, идеологизированных, негуманных ценностей и т.д.
Антиподы ценностного управленияиндифферентное по отношению к ценностям, технократическое, считающее ценности чем-то ненужным в управлении;не осознающее те ценности,

Слайд 13Реализация ценностного подхода в управлении предполагает
специальную разработку и формулирование философии

организации, общих ценностей коллектива и системы управления;
выстраивание иерархии ценностей, в

основании которой лежат общегуманистические ценности, отражающие взгляды на природу человека, его место в мире, смысл жизниподчинении так называемых инструментальных ценностей (связанных с выбором предпочтительных средств достижения целей) базовым;
специальная работа по формированию, формулированию и согласованию ценностей в организации;
интенсивное обсуждение проблем ценностей, имеющих отношение к жизни данной организации в сообществе; создание условий для широкого и незаорганизованного участия в таком обсуждении всех членов сообщества;

Реализация ценностного подхода в управлении предполагаетспециальную разработку и формулирование философии организации, общих ценностей коллектива и системы управления;выстраивание

Слайд 14Реализация ценностного подхода в управлении предполагает
сознательное культивирование основных ценностей организации

и отношений в сообществе;
побуждение членов сообщества к осмыслению внутриорганизационных ценностей,

стимулирование «организационного патриотизма" в лучшем значении этого понятия;
углубленное познание существующей в организации неформальной организационной культуры;
постоянное обновление актуальных ценностей (с учетом динамики жизни организаии, смены поколений);
постоянную работу по сближению официальной философии организации и ее реальной системы ценностей, организационной культуры;
влияние субъектов управления и других значимых лиц в организации как образцов правильного, приемлемого стиля поведения и т.д.
Реализация ценностного подхода в управлении предполагаетсознательное культивирование основных ценностей организации и отношений в сообществе;побуждение членов сообщества к

Слайд 15III. ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

III. ЦЕЛЕВОЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 16Целевой характер управления
Оптимальное использование и развитие общего потенциала организации немыслимо

без точного установления ключевых целей совместной деятельности. Поэтому современное управление

не может не быть целевым.
Предпосылкой целевого характера является природная интенциональность, избирательная направленность поведения любой системы управления.
Однако наличие каких-то целей еще отнюдь не делает ее системой целевого управления.
Целевой характер управленияОптимальное использование и развитие общего потенциала организации немыслимо без точного установления ключевых целей совместной деятельности.

Слайд 17Система управления является целевой, если она:
воспринимает наличие в организации

общих, согласованных, опирающихся на общепринятые ценности целей (и других необходимых

форм выражения образов желаемого будущего) в качестве своей наиважнейшей заботы; видит в этом смысл управленческой деятельности;
ориентирует собственные, непосредственные цели управления на обеспечение эффективной реализации главных целей организации;
ответственно относится к формулированию целей, как правило, достаточно ясных, позволяющих определить меру их достижения/ недостижения, определенных по содержанию, по уровню и по срокам реализации (операциональных целей);
обеспечивает соотнесение таких оснований целеполагания, как потребности (требуемое) и возможности (возможное);
Система управления является целевой, если она: воспринимает наличие в организации общих, согласованных, опирающихся на общепринятые ценности целей

Слайд 18Система управления является целевой, если она:
осуществляет декомпозицию наиболее важных

и крупных целей до целей отдельных подразделений и сотрудников, выстраивание

иерархии целей, связи между ними;
обеспечивает взаимосоответствие стратегических, тактических и оперативных задач (при этом для современной системы управления характерна ее ярко выраженная стратегическая доминанта, сознательное подчинение текущих, тактических, оперативных задач реализации стратегических целей и замыслов);
обеспечивает полноту отражения в целях организации имеющегося и предполагаемого в обозримом будущем социального заказа;
вырабатывает стандарты достижения целей, критериальной базы для всех функциональных подсистем организации;
информирует коллектив о целях и задачах организации, согласует общеколлективные цели с членами сообщества, обеспечивая баланс между общими, групповыми, индивидуальными целями;
Система управления является целевой, если она: осуществляет декомпозицию наиболее важных и крупных целей до целей отдельных подразделений

Слайд 19Система управления является целевой, если она:
способствует принятию общих целей

функционирования и развития организации в качестве значимых целей индивидуальной и

групповой деятельности членов коллектива;
обеспечивает постоянное слежение за уровнем достижения общих целей и именно на этой основе проводит оценку и коррекцию работы, оценку персонала;
в случае необходимости своевременно корректирует комплекс своих целей;
не допускает превращения любых средств, привлекаемых для достижения целей организации, даже самых эффективных — в самоцель, обеспечивает постоянный приоритет целей над средствами.
Система управления является целевой, если она: способствует принятию общих целей функционирования и развития организации в качестве значимых

Слайд 20Переход систем управления на «целевые позиции» призван
повысить целеустремленность совместной

деятельности членов коллектива, придать ей общую направленность;
создать более благоприятную мотивационную

обстановку;
сделать совместную деятельность осмысленной;
преодолеть избыточную неопределенность организационного поведения;
обеспечить концентрацию усилий на главных задачах;
создать основу для координации действий вокруг общих стержневых целей и задач;
обеспечить экономию времени, усилий, ресурсов и т.д.
Переход систем управления на «целевые позиции» призван повысить целеустремленность совместной деятельности членов коллектива, придать ей общую направленность;создать

Слайд 21Антиподы целевого и ценностно-целевого управления
ориентация деятельности организации на процесс

при отсутствии четкого определения результатов, к которым надо двигаться;
мероприятийный подход;
фетишизация

средств достижения целей.
Антиподы целевого и ценностно-целевого управления ориентация деятельности организации на процесс при отсутствии четкого определения результатов, к которым

Слайд 22IV. АКТИВНЫЙ, ПРЕВЕНТИВНЫЙ, ОПЕРЕЖАЮЩИЙ, ПРОГНОСТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

IV. АКТИВНЫЙ, ПРЕВЕНТИВНЫЙ, ОПЕРЕЖАЮЩИЙ, ПРОГНОСТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 23ПРЕЭМПЦИЯ
своевременный учет и нейтрализация или компенсация негативного воздействия неблагоприятных внешних

и внутренних факторов;
своевременное использование неожиданных благоприятных возможностей (известный американский специалист

в области управления Р. Уотермен назвал соответствующее поведение системы управления, нацеленное на поиск и использование благоприятных возможностей, "информированным оппортунизмом" (от английского opportunity— благоприятная возможность);
сохранение стабильности работы организации и ее управляемости;
видение перспективных направлений обновления организации, практики ее работы и т.д.
ПРЕЭМПЦИЯсвоевременный учет и нейтрализация или компенсация негативного воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов;своевременное использование неожиданных благоприятных возможностей

Слайд 24Реализация данного свойства управления предполагает
развитие функций анализа и прогнозирования

изменений внешней среды, социального заказа к организации, требований организации как

объекта — к управлению;
анализа состояния дел в организации и системе управления;
"эшелонированного" подхода к планированию и контролю, предполагающего установление множества контрольных точек и промежуточных этапов контроля;
включение в планы (особенно — планы развития) гипотез о возможных неблагоприятных поворотах событий и путях их нейтрализации или компенсации.
Реализация данного свойства управления предполагает развитие функций анализа и прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа к организации,

Слайд 25V.ИНТЕГРИРУЮЩИЙ, КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

V.ИНТЕГРИРУЮЩИЙ, КОНСОЛИДИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 26
Трудно рассчитывать на высокое качество управления организацией без развития в

ней связей между людьми, процессами, подсистемами.
Социальная организация может быть

понята и как совокупность связей и отношений между людьми, видами деятельности, процессами, подсистемами, между самой организацией и окружающей ее средой.
При этом отбор и использование этих связей и отношений, их регламентация и регулирование, отказ от одних типов и видов связей и создание других естественным образом ложатся на систему управления для того, чтобы обеспечить организованность жизнедеятельности организации.
Трудно рассчитывать на высокое качество управления организацией без развития в ней связей между людьми, процессами, подсистемами. Социальная

Слайд 27
Продуктом этого свойства управления являются связи и отношения в организации,

достаточно полные, адекватные решаемым задачам, отвечающие потребностям как организации в

целом, так и отдельных групп в коллективе.
Продуктом этого свойства управления являются связи и отношения в организации, достаточно полные, адекватные решаемым задачам, отвечающие потребностям

Слайд 28
Реализация интегрирующего характера управления предусматривает специальную проектировочную деятельность по продумыванию

рациональных связей и отношений в системе "управление — организация", внутри

системы управления, а также связей и отношений с внешней средой, учет имеющихся неформальных отношений в коллективе и т.д.
Реализация интегрирующего характера управления предусматривает специальную проектировочную деятельность по продумыванию рациональных связей и отношений в системе

Слайд 29
Чтобы сделать управление интегрирующим по отношению к организации, нужно сделать

его системным, целостным, что требует рационализации организационной структуры управления, состава

его субъектов и связей между ними, развития согласованности управленческих действий.
Чтобы сделать управление интегрирующим по отношению к организации, нужно сделать его системным, целостным, что требует рационализации организационной

Слайд 30VI.ПОБУЖДАЮЩИЙ, МОТИВИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

VI.ПОБУЖДАЮЩИЙ, МОТИВИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 31Система управления не добьется повышения эффективности деятельности организации и качества

ее деятельности, если она не сможет побудить всех членов организации

максимально вкладывать в общее дело их индивидуальный потенциал и всемерно развивать его.
Значение стимулирующего, мотивирующего, воодушевляющего управления особенно возрастает в сложные времена, когда многие традиционные мотивы и смыслы деятельности, прежние системы ценностей теряют свое былое значение и перестают побуждать к активной работе, учению, саморазвитию.
Система управления не добьется повышения эффективности деятельности организации и качества ее деятельности, если она не сможет побудить

Слайд 32Реализация этого свойства управления предполагает
что система управления и прежде

всего руководство будет:
опираться на известные модели мотивации организационного поведения;
развивать функции

диагностики мотивационной обстановки, социально-психологического климата в коллективе, диагностики профессиональных возможностей персонала;
учитывать наиболее значимые потенциальные мотиваторы деятельности конкретного сообщества, его членов;
развивать функции стимулирования и расширять комплекс используемых материальных и моральных стимулов; корректировать тактику стимулирования с учетом реальной реакции коллектива на стимулирующие действия руководителей;
обеспечивать стимулирующий, мотивирующий характер целеполагания, согласования ценностей и целей, постановки задач и выдачи заданий, контроля и оценки деятельности персонала (включая аттестационные процедуры);
демонстрировать образцы профессионального поведения и отношения к делу и т.д
Реализация этого свойства управления предполагает что система управления и прежде всего руководство будет:опираться на известные модели мотивации

Слайд 33VI. ДЕМОКРАТИЧНЫЙ, ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

VI. ДЕМОКРАТИЧНЫЙ, ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 34принятие в качестве важных ценностей свободу, уважение индивидуальности, терпимость к

иному мнению;
коллегиальность в подготовке и принятии управленческих решений (в том

числе — стратегических), что не исключает персональной, единоличной ответственности;
привлечение к решению важных для организации задач широкого круга педагогов, учащихся, других заинтересованных лиц;
рациональную меру централизации и децентрализации управления, делегирование части полномочий по принятию решений и ответственности за их реализацию на нижние уровни управления;
рациональность сочетания единоначалия и коллегиальности;
"командный" характер деятельности как в аппарате управления, так и на других уровнях деятельности;
ориентацию на расширение круга членов сообщества, принимающих на себя субъектные функции по отношению к организации и к управлению ею;
культивирование и защиту демократических прав и свобод, уважение к принятым в организации демократическим процедурам;
гласность и необходимую открытость (прозрачность) деятельности системы управления;
доступность руководителей для общения, демократичность их поведения;
развитие самоуправления как способа выражения и отстаивания интересов сотрудников;
предпочтение демократического стиля руководства (по крайней мере в ситуациях, которые не диктуют явно иное поведение);
сотрудничество субъектов управления с органами самоуправления.

принятие в качестве важных ценностей свободу, уважение индивидуальности, терпимость к иному мнению;коллегиальность в подготовке и принятии управленческих

Слайд 35Антиподы рассматриваемого свойства
показной демократизм, когда симулируется внимание к общественному мнению,

но никаких реальных возможностей для участия в принятии решений, рычагов

влияния на ситуацию персонал не получает;
келейность принятия решения, решение принципиальных вопросов крайне узким кругом лиц или одним руководителем;
отсутствие гласности (как возможности высказывать разные мнения, получить информацию по интересующим вопросам) и слышимости (как возможности не просто что-то заявлять, но и быть услышанным, повлиять на ситуацию);
использование демократических институтов в качестве ширмы или громоотвода;
манипулирование органами самоуправления;
культивирование в психологии "маленького человека", за которого все решают другие;
крайние формы патернализма, когда проявление заботы системы управления о персонале лишает их собственной свободы, самоопределения, инициативы и др.

Антиподы рассматриваемого свойствапоказной демократизм, когда симулируется внимание к общественному мнению, но никаких реальных возможностей для участия в

Слайд 36VII. ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

VII. ГУМАННОСТЬ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ

Слайд 37Это свойство управления базируется на ценностном и адаптивном характере управления

и проявляется прежде всего в
сбалансированной ориентации системы управления на работу

и на людей, при которой интересы развития личности не приносятся в жертву интересам дела;
ориентации на удовлетворение базовых потребностей человека, включая потребности в безопасности, компетентности, успешности, в самовыражении и самоактуализации, в позитивных отношениях с другими;
оценке любых планируемых и проводимых в организации мероприятий с точки зрения создания условий, благоприятствующих развитию личности;
переходе от мышления только категориями больших и безличных групп людей и их совместной деятельности к видению отдельных индивидуальностей;
рассмотрении ценностей и целей индивидуального профессионального и личностного развития членов организации в качестве главных ценностей и целей профессиональной управленческой деятельности;
культивировании личностного (а не безличного, функционерского) стиля управленческого поведения, его естественности, органичности, конгруэнтности, эмпатичности;
ориентации на понимание и безусловное принятие людей такими, каковы они есть и др.

Это свойство управления базируется на ценностном и адаптивном характере управления и проявляется прежде всего всбалансированной ориентации системы

Слайд 38 СВОЙСТВА МЕТАУПРАВЛЕНИЯ
Названные нами выше свойства суть не что иное, как

свойства управления «для организации (для объекта)».
При всей их важности

эти свойства в свою очередь во многом предопределяются обеспечивающими их свойствами метауправления или свойствами управления «для себя».
СВОЙСТВА МЕТАУПРАВЛЕНИЯ Названные нами выше свойства суть не что иное, как свойства управления «для организации (для

Слайд 39Система управления не сможет обеспечить требуемое воздействие на управляемый объект

и среду, если она не нацелена на:
творческий подход, креативность;
развитость рефлексии,

самоанализа;
приоритетное развитие функций метауправления;
установку на самосозидание и опережающее самосовершенствование управления и др.

Система управления не сможет обеспечить требуемое воздействие на управляемый объект и среду, если она не нацелена на:творческий

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика