Слайд 1ЗАНЯТИЕ 1.
ТВОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Слайд 2Цели занятия:
Определить жизненные ценности учащихся, сформулировать главные из них.
Понимать,
что такое ценностные ориентиры, и знать какова их роль в
жизни каждого человека.
Уметь распределять ценностные ориентиры по категориям: личные, профессиональные, российские, глобальные.
Слайд 3ЧТО ВЫ БОЛЬШЕ ЦЕНИТЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ?
ЧТО ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ
ЦЕННОСТЬЮ?
Какие ассоциации у вас возникают
при слове «ценность»?
?
Слайд 4Упражнение “Ромашка счастья”
Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам
для удовлетворенности жизнью.
В сердцевине ромашки у вас должна оказаться
главная ценность.
Время - 1 минута
Слайд 6Что такое ценности?
Ценность – это то, то особо значимо для
каждого человека и для общества в целом.
Слайд 7Ценность — То, что ценится. Можно ли сказать, что ценность –
это то, что имеет цену? Только в отношении того, что
продается. Возьмем, например, ценность товара. Цена на этикетке указывает его меновую ценность в условиях данного рынка… Философский словарь Спонвиля
Ценность — То, что для вас важно в определенном контексте. Ваши ценности (критерии) это то, что мотивирует вас в жизни. Большая психологическая энциклопедия
Ценность — термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту. Новейший философский словарь
Ценность - Цена, стоимость. Картина большой ценности. 3. чего. Важность, значение. В чём ц. этого предложения? Большая ц. работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Толковый словарь Ожегова
Ценность— англ. value; нем. Wert. Особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы индивида или соц. группы переносятся на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные соц. свойства, не связанные прямо с… … Энциклопедия социологии
Ценность — положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных… … Энциклопедия культурологии
Слайд 8Что такое ценности?
ЦЕННОСТИ
(их роль в жизни человека)
Святыни человека
Жизненная ориентация
Духовная опора
Смысл
жизни
Для чего существуют?
Упорядочивают
Вносят оценочные моменты
Отражают действительность
Слайд 9КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ
ПРАВОВЫЕ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
НРАВСТВЕННЫЕ
СЕМЕЙНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ДУХОВНЫЕ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
ГРУППОВЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ЛИЧНЫЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
РОССИЙСКИЕ
ГЛОБАЛЬНЫЕ
?
С помощью предложенной классификации ценностей, определите
категорию ценности, которую мы определяли с помощью «Ромашки»?
Слайд 10Ценности личности
можно разделить на две основные группы (Рокич) :
Слайд 11Индивидуальная работа
Задание . Сформулировать категории ценностей, значимые для каждого
человека на Земле:
1 группа - будущие профессиональные
2 группа - российские
3
группа - глобальные
Слайд 12Поиск смысла жизни
Жизненные ориентиры
(личностное, сознательное отношение к себе, к миру,
к обществу)
Ценности
Благо семьи, близких, друзей
Творчество, самореализация
Личная свобода и выгода
Исполнение
СЧАСТЬЕ
Слайд 13Ценностные ориентации – это качество личности, которое «выражает индивидуальное, избирательное
отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества,
науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» (З.И. Васильева , доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования).
Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Ценностные ориентации (Рокич) – это абстрактные идеи, положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочитаемых целях.
Что такое ценностные ориентации?
Слайд 14Компоненты ценностных ориентаций
когнитивный компонент (осознание объективной ценности)
мотивационный компонент (переживание ценности
как потребности)
поведенческий (выражающийся в определенных поступках)
прогностический (программирование будущего)
Слайд 15Ценностные ориентиры
ЗДОРОВЬЕ
ПАТРИОТИЗМ
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
ТОЛЕРАНТНОСТЬ
АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ
СВОБОДА
СЕМЬЯ ДОМ
ЛЮБОВЬ
ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТА КАРЬЕРА
КУЛЬТУРА ИСКУССТВО
ПРИРОДА
ЗЕМЛЯ
Слайд 17Стрессоустойчивость
Компетентность
Профессиональный рост
Деловитость
Добросовестность
Профессиональные ценности
Ответственность
Деньги
Комфорт
Аккуратность
Терпимость
Честность
Исполнительность
Слайд 18Российские ценности
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Труд и творчество
Наука
Религии
Семья
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 19Глобальные ценности
Мир
Безопасность
Экология
Образование
Здравоохранение
Культура
Биоразнообразие
Права человека
Экономика
Слайд 20Задание. Определите категорию ценности.
Слайд 21Притча про сосуд.
Профессор философии перед лекцией заходит в
зал и раскладывает на столе несколько предметов.
В начале лекции он
молча берёт большую пустую банку, и заполняет её большими камнями.
Затем спрашивает:
- Банка полна?
-Да! – соглашаются студенты.
Тогда профессор достаёт коробку с галькой и высыпает её в эту же банку. Он слегка потряс банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями.
Он снова спросил студентов:
- Банка полна?
Они рассмеялись и согласились, что банка полная.
Тогда профессор достаёт коробку песка и высыпает его в банку. Естественно, песок заполняет всё остальное пространство.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Да, ответили студенты, теперь она точно полна!
Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли что это - ваша жизнь.
Камни - важные вещи – ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы всё ещё полна.
Галька – другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю.
Песок – всё остальное, это просто мелочи жизни. Если вы сначала насыплете песок в банку, то не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются действительно важными для вас.
Заботьтесь сначала о камнях – это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное – только песок.
Слайд 22РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня на занятии я узнал…
Было интересно …
Меня удивило …
Было
трудно выполнять …
Теперь я могу делать …
У меня получилось …
На
следующем занятии я хочу …
Продолжите устно предложение
Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Постройте «ПИРАМИДУ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКА»
Впишите ценности в пирамиду согласно их
значимости для вас – подростка.
наибольшее
наименьшее
Слайд 25ЦЕННОСТИ
МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ДУХОВНЫЕ
Пища
Вода
Дом
Деньги
Одежда
Орудия труда
Красота
Знание
Искусство
Религия
Наука
Право
Мораль