Слайд 1«Кубанский государственный университет
физической культуры, спорта и туризма»
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ»
Лекция №1
Доцент кафедры ТИМФК,
к.п.н. Махинова М.В.
Слайд 2План лекции:
Введение
Общие понятия теории физической культуры
Цель, задачи, формы физической культуры
Слайд 3Введение
Физическая культура — составная часть общей культуры, область социальной деятельности,
направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной
активности (физических упражнений), способствующей совершенствованию анатомического строения и физиологических возможностей органов и тканей человеческого организма
Слайд 6«КУЛЬТУРА ЭТО СЛОЖНОЕ ЦЕЛОЕ, СЛАГАЮЩЕЕСЯ ИЗ ЗНАНИЙ, ВЕРОВАНИЙ, ИСКУССТВА, НРАВСТВЕННОСТИ,
ЗАКОНОВ, ОБЫЧАЕВ И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ПРИВЫЧЕК, УСВОЕННЫХ ЧЕЛОВЕКОМ
КАК ЧЛЕНОМ ОБЩЕСТВА».
Э́двард Бёрнетт Та́йлор
Слайд 8«Культура» - culture (латин.)
Деятельность людей по созданию и применению материальных
и духовных ценностей.
В процессе происходит развитие самого человека
Слайд 9Общекультурные функции физической культуры:
Функция духовного воспитания
Экономическая функция
Зрелищно-досуговая функция
Познавательная функция
Специфические функции
физической культуры.
Функция физического воспитания ;
Оздоровительно-рекреативная функция;
Соревновательно- достиженческая функция.
Слайд 10Физическая культура
Это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и
результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для
выполнения социальных обязанностей
Слайд 11Физическая культура как предмет изучения
Слайд 12Физкультурное образование
Педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а
также на развитие разносторонних физических способностей человека. Является общей и
вечной категорией социальной жизни личности и общества. Его конкретное содержание определяется потребностями общества в физически подготовленных людях и воплощаются в образовательной деятельности
Слайд 13Спорт
Игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней. Основан на использовании
физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных
возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими особенностями спорта, как части физической культуры.
Слайд 14Физическая рекреация (отдых)
Использование физических упражнений, а также видов спорта,
в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от
этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие. Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры и представляет собой рекреативную деятельность
Слайд 16Двигательная реабилитация (восстановление)
Целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно
утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий. Процесс осуществляется
комплексно под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур.
Слайд 17Физическая подготовка
Вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и
физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
Слайд 19Цель, задачи, формы организации физического воспитания детей и взрослых
К числу
наиболее общих социальных, сверхприродных потребностей относится необходимость создания здоровой, жизнедеятельной
и мобильной нации, во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.
Слайд 20Задачи физического воспитания
Задачи, состоящие в том, чтобы обеспечить всестороннее развитие
физических (двигательных) способностей,совершент
Слайд 21Специальные образовательные задачи
Системное формирование жизненно-важных умений и навыков, в том
числе непосредственно прикладных и спортивных, а также приобретение специальных знаний.
Слайд 22Задачи по формированию личности
Воспитание нравственных качеств, сознания и поведения, отвечающих
требованиям морального закона
Слайд 23Формы физической культуры
Физическая культура реально существует только в определенных формах.
Под формой понимается способ организации для обеспечения достижения цели.
Слайд 24Формы физической культуры
«Школьная» ФК
Пролонгирующая ФК
Базовый (массовый) спорт
Спорт высших достижений
Профессионально-коммерческий спорт
Собственно
ППФК
Военно-прикладная ФК
ЛФК
Спортивно-реабилитационная физическая культура
ФК для инвалидов
Параолимпийский спорт
Гигиеническая ФК в режиме
дня
Рекреативная ФК
Спортивная архитектура, литература, театрализованные формы и др.
Слайд 25Самостоятельное изучение:
1. Организация и руководство физическим воспитанием студентов
2. Программное построение
курса физического воспитания в вузе
3. Зачетные требования по предмету ФК
и обязанности студентов
Слайд 26Список докладов к семинарскому занятию №1
1. Ученые – основоположники теории
физической культуры
2. Лесгафт Петр Францевич
3. Теоретическая анатомия Лесгафта П.Ф. и
ее значение для физической культуры
4. Физическое образование в понимании Лесгафта П.Ф.