Разделы презентаций


Введение. Тема 2.1. Русская музыка. Древнерусское певческое искусство

Содержание

Русская музыка – важнейшая часть русской культуры. Она отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли. В ее многообразных жанрах и формах воплощены история народа, его характер, своеобразие

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение. Тема 2.1.
Русская музыка.
Древнерусское певческое искусство

Введение. Тема 2.1.Русская музыка.Древнерусское певческое искусство

Слайд 2Русская музыка – важнейшая часть русской культуры. Она отражает все

этапы общественной жизни, становление русской философской и эстетической мысли. В

ее многообразных жанрах и формах воплощены история народа, его характер, своеобразие русской природы и быта.
Национальная черта русской музыки – широта интернациональных связей, диалог с европейскими стилевыми направлениями:
В древности – византийская, болгарская, сербская культура;
Украинская, польская, немецкая, итальянская, французская;
Интерпретация европейских стилей, жанров и форм сквозь призму собственного миропонимания.
Бинарность и антиномичность эстетических установок – черта русского менталитета.

Русская музыка – важнейшая часть русской культуры. Она отражает все этапы общественной жизни, становление русской философской и

Слайд 4ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Процесса исторического развития
Русского музыкального искусства

Старославянская (языческая) культура. Народное творчество;
Древнерусская музыка.

Раннее средневековье (IX-X XIV-XV века); Народное творчество. Культовая музыка.
Позднее музыкальное

средневековье (XV- начало XVII в.);
«Новый период» (вторая пол. XVII – XVIII вв.); взаимопроникновение церковной, светской и народной музыки;
Классический период (XIX - нач.XX в.).
Проявление реализма.
ПЕРИОДИЗАЦИЯПроцесса исторического развитияРусского музыкального искусстваСтарославянская (языческая) культура. Народное творчество;Древнерусская музыка. Раннее средневековье (IX-X XIV-XV века); Народное творчество.

Слайд 5Носители национального начала
ФОЛЬКЛОР
БОГОСЛУЖЕБНАЯ МУЗЫКА

Носители национального началаФОЛЬКЛОРБОГОСЛУЖЕБНАЯ МУЗЫКА

Слайд 6 ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
БОГОСЛУЖЕБНАЯ МУЗЫКА
Календарно-земледельческие песни;
Семейно-обрядовые;
Эпос;
Отражение быта, граней социальной жизни;
Жизнь человека

вовлечена в круговорот природы.
988 год- Крещение Руси в Православное христианство;
Музыка

тесно связана с литературой и иконописью;
Храмовое искусство призвано открывать «невещественные» (духовные) образы;
Строгое следование системе правил – канону.
Неприятие народных песен и плясок.
Музыкальная основа – знаменное пение (знаменный распев)
ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРАБОГОСЛУЖЕБНАЯ МУЗЫКАКалендарно-земледельческие песни;Семейно-обрядовые;Эпос;Отражение быта, граней социальной жизни;Жизнь человека вовлечена в круговорот природы.988 год- Крещение Руси

Слайд 7Взаимосвязь искусств в храме
Зодчество-
архитектура
Хоровая музыка
Иконопись
Литература

Взаимосвязь искусств в храмеЗодчество-архитектураХоровая музыкаИконописьЛитература

Слайд 8
Синтез искусств реализуется в храме в момент храмового действа;
Символика форм

и цвета;
Молитвенное песнопение – самый древний вид русского профессионального музыкального

искусства;
Назначение молитвы – нести свет веры, прикоснуться к Вечности, объединение земного и небесного;
Русь получила образцы храмового искусства из Византии (империя )
В различных видах искусства проявлялся особый канон;
Соборное начало – высшее духовное единение на основе любви с Богу и ближним;
Синтез искусств реализуется в храме в момент храмового действа;Символика форм и цвета;Молитвенное песнопение – самый древний вид

Слайд 9ИКОНА
ОТ ГРЕЧ. Изображение, образ.
Священное изображение для молитвы.
Символика цвета:
Белый – свет,

светлость;
Красный –пламенность; Зеленый – юность, бодрость;
Золотой – божественный свет.

ИКОНАОТ ГРЕЧ. Изображение, образ.Священное изображение для молитвы.Символика цвета:Белый – свет, светлость;Красный –пламенность; Зеленый – юность, бодрость;Золотой –

Слайд 10ФРЕСКА
Роспись водяными красками по сырой штукатурке.

ФРЕСКАРоспись водяными красками по сырой штукатурке.

Слайд 11Храмовая поэзия
Слово – источник рождения храмового синтеза искусств, определяло образный

строй икон, фресок, песнопений.
Источники – тексты из Ветхого и Нового

Завета, молитвы.
Храмовая поэзияСлово – источник рождения храмового синтеза искусств, определяло образный строй икон, фресок, песнопений.Источники – тексты из

Слайд 12Древнерусское храмовое пение
Знаменный распев (истоки, черты, эволюция)
Основной вид богослужебного

пения, развивался на Руси с XI по XVI Iвек. Источник

– византийские песнопения.
Песнопение – результат коллективного творчества, интерпретация гимна.
Одноголосное изложение (монодия) – как воплощение возвышенности, «неотмирности».
Ладовая организация – обиходный звукоряд. (четыре согласия), модальность.
Песнопения чередовались в течение года в определенном порядке согласно системе осьмогласия (Иоанн Дамаскин VIII в.)
Глас – совокупность мелодических формул-попевок. Один глас мог включать до 90 попевок.
Знаменная письменность – вид безлинейного письма (нотации) в виде знамен (крюков), указывающих направление движения одноголосной мелодии (знаки в основном произошли от греческих).

Церковно-певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической, это «богословие в звуках».
Средства выразительности подчинялись строгим установкам.
Духовную суть православия выражает знаменное пение.

Древнерусское храмовое пениеЗнаменный распев (истоки, черты, эволюция) Основной вид богослужебного пения, развивался на Руси с XI по

Слайд 13Жанры песнопений
Псалмом
Антифон
Стихира
Догматик
Тропарь/ кондак
Акафист
Канон
Богослужебная система

сложилась в Византии с V по IX век.
Вместе с текстом

сочинялся и напев.
Песенные сборники – Ирмологий, Стихирарь, Минея, Октоих, Псалтырь.
«Монументальнейший свод мелодических сокровищ» (акад. Б. Асафьев).


Жанры песнопений Псалмом Антифон СтихираДогматик Тропарь/ кондак Акафист КанонБогослужебная система сложилась в Византии с V по IX

Слайд 14Певческая азбука

Певческая азбука

Слайд 15Периоды развития знаменного пения
XI – середина XV вв. (Киевская

и Новгородская Русь)
XV – нач.XVII в. (расцвет, Московское княжество)
XVII

в. (завершающий)

Смена древнерусского одноголосного пения многоголосием


Периоды развития знаменного пения XI – середина XV вв. (Киевская и Новгородская Русь) XV – нач.XVII в.

Слайд 16Киевская и Новгородская Русь

Киевская и Новгородская Русь

Слайд 17Киевская и Новгородская Русь

Киевская и Новгородская Русь

Слайд 18Московская Русь

Московская Русь

Слайд 19Новые виды богослужебного пения XV-XVI веков
Демевственный распев «красное пение»;
от «доместик»

- руководитель хора, регент;
Черты – пышность, украшения в мелодии, торжественность.
Путевой

распев;
Запись с помощью безлинейной нотации, с новыми графическими изображениями.

«Большой распев» («большое знамя», «стих большой» - мелодически развитое искусство;
Федор Христианин (Крестьянин)

Новые виды богослужебного пения  XV-XVI вековДемевственный распев «красное пение»;от «доместик» - руководитель хора, регент;Черты – пышность,

Слайд 20Демевственный распев

Демевственный распев

Слайд 22распевщики
Федор Христианин.
Василий и Савва Роговы

распевщикиФедор Христианин.Василий и Савва Роговы

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика