Слайд 1Сделала: Тютина Анна 8 «В» класса
Саамы
Слайд 2Саамы
Пока евреи, армяне, чеченцы и
китайцы спорят о том, кто из них древнее, придумывая самые
немыслимые аргументы, они забывают о – саамах. Этот народ еще называют лапландцами. Более того, с той давней поры он почти не изменился, что и в самом деле уникально.
Саамы – очень древний народ, возраст этой нации насчитывает не менее 5000 тысяч лет. В письменных источниках первое упоминание о саамах датируется первым веком нашей эры. Современные представители этого народа называют себя «сами» или «саами», но откуда произошло это самоназвание точно неизвестно. Согласно наиболее распространенной версии, саами – топоним балтийского слова «zeme» — земля.
Слайд 3Место проживания
Саамы живут на территории Лапландии, простирающейся с восточной части
Кольского полуострова, через север Норвегии и Финляндии, до центра Скандинавского
полуострова. Уникальное положение народности состоит в том, что Лапландией обобщенно называют регион, в состав которого входит несколько стран, в которых фактически и обитают саамы. Можно выделить 4 группы, отличающиеся по месту проживания и роду деятельности:
Слайд 4Горные саамы
Горные саамы. Живут преимущественно в Швеции, небольшие группы
в Финляндии и Норвегии. Кочуют и занимаются горным оленеводством.
Слайд 5Лесные саамы
Лесные. Занимают лесные массивы Финляндии и Швеции. Занимаются охотой
на пушных зверей и диких оленей, в слабой степени практикуют
оленеводство. Образ жизни — полукочевой
Слайд 6Оседлые береговые и приморские саамы
Оседлые береговые и приморские саамы. Преимущественно
живут в Норвегии и занимаются рыболовством: весной в приоритете треска,
а летом и осенью ведется добыча семги.
Слайд 7Кольские саамы
Кольские саамы. Проживают на территории Кольского полуострова в России.
В последнее время ведут оседлый образ жизни, хотя ранее кочевали.
Сочетают все описанные выше типы, занимаются рыболовством, оленеводством и охотой.
Слайд 8Религия
Саамы с древних времен были язычниками,
верили в наличие верхнего, среднего и подземного миров. Выделялось 3
основных направления духовной культуры:
Промысловый культ. Поскольку жизнь зависела от успеха в добыче пищи, саамы поклонялись духам, которые покровительствовали промыслам. За рыбную ловлю отвечали человек-рыба Аккрува и дух, принявший облик моржа. Охотники молились Мецу — хвостатому, покрытому шерстью хозяину леса. Покровителями оленей была оленья хозяйка Луот-хозик, которая имела человеческое лицо, однако была покрыта шерстью.
Культ предков. В отличие от других народов севера, саамы почитали умерших: их задабривали, приносили им угощения, просили об успехах в промысле.
Культ идолов и сейдов. Часть племен устанавливала на видных местах идолов, однако большинство саамов почитало сейды — священные места. Они имели природное происхождение: таинственные пещеры и расщелины, похожие на животных камни. Возле них совершали обряды и устраивали жертвоприношения.
Сегодня основная часть российских саамов православные, скандинавская народность исповедует лютеранство. Сохранилась у них и вера в духов. Так, несмотря на то, что Лапландия считается родиной Санта-Клауса, у саамов есть собственный «Дед Мороз»: лесной дух по имени Мунь Каллсы, который выручает охотников, заблудившихся в зимнем лесу.
Слайд 9Зимняя
Основная одежда саамов, как мужчин, так и женщин - зимнее
глухое одеяние из оленьих шкур мехом наружу длиной ниже колен
с низким стоячим воротничком. Мужской вариант короче и почти лишен украшений, подпоясывается кожаным поясом, к которому подвешивается нож в кожаных ножнах. Женский наряд длиннее и наряднее, ворот стягивается длинным плетеным из шерсти шнурком с кистями и бусами на конце, грудь и спина украшаются треугольниками из цветного сукна, рукава завершаются обшлагами из красного сукна с нашитыми на них полосками сукна другого яркого цвета, треугольниками и бисерным шитьем.
Национальные костюмы
Слайд 10Летняя
Традиционная мужская и женская летняя одежда саамов- представлена прямой суконной
или холщовой рубахой. К нему пришивались цельнокроеные рукава, сужающиеся к
запястью. Подол мог быть несколько расклешённым. Пришивной воротник обшивался по краю цветной тесьмой, ворот застёгивался на пуговицы. Верхний проём, рукава и подол одежды украшались орнаментом в виде аппликаций в форме геометрических фигур из кусочков цветного сукна, тесьмы и бисера. Мужчины также носили ситцевую рубаху и штаны из сукна или оленьей кожи. Традиционный женский костюм - рубаха, сарафан из яркого пёстрого или однотонного сатина на узких лямках.
Национальные костюмы
Слайд 11Особенности национальной кухни
Пища саамов издавна состояла из мяса
и рыбы. В более далеком прошлом, когда большую роль в
хозяйстве играла охота, в пищу шло мясо дикого оленя и реже — медведя. Употребление в пищу медвежьего мяса было характерно, по-видимому, преимущественно для саамов лесной полосы. Мясо оленя употребляли в вареном, вяленом, замороженном или реже — в соленом виде. Из оленины чаще всего варили суп, добавляя туда немного ржаной муки, соли и тертых ягод. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство. Летом и осенью основу питания саамов составляла рыба, преимущественно озерная: сиг, щука, окунь, налим и др. Довольно распространенным пищевым продуктом у всех саамов издавна была сосновая заболонь. С помощью особого костяного орудия с дерева снимали кору. Затем другим, заостренным костяным скребком соскабливали ее внутренний, белый слой — заболонь и сушили ее над огнем. После этого ее толкли, смешивали с небольшой частью ржаной муки и употребляли в пищу. Эту так называемую сосновую кашу ели обычно с рыбным или мясным супом. В 1920-е годы саамы стали употреблять в пищу овощи, особенно картофель и лук. Любимый напиток саамов — чай, который они пьют несколько раз в день. Раньше особенно любили пить чай с луком, опуская его в стакан тонкими ломтиками. Многие саамы вместо чая заваривали куски чаги. Такой чай называли мур-чай, т.е. «дерево-чай».
Слайд 12Известные личности
Одной из известных представительниц саамов является актриса Рене Зельвегер.
К древней северной нации принадлежала ее мама, подарившая девушке необычную
внешность, сделавшую ее знаменитой
Слайд 13Дворец культуры (1958), в стенах которого и возник в 1962
году. На заднем плане виден новый, более капитальный ДК, открытый
видимо в 1990-м - тогда в музее оформилась нынешняя экспозиция, занимающая всё старое здание. Крест же напоминает о том, что предыдущий деревянный клуб был перестроен из Богоявленского церкви (1897). Причём то здание её было вторым, отстроенным после пожара - селом Ловозеро сделалось в 1862 году, а саамский погост на этом месте существует как минимум с 16 века.
Достопримечательности