Слайд 1Тольяттинский Государственный Университет
Нейропсихология
Лекция 3
ГЕТЕРОХРОННОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА.
ВЗАИМОСВЯЗЬ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ
ФАКТОРОВ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ.
Слайд 2ГЕТЕРОХРОННОСТЬ - Неравномерность и разномерность развития различных психофизиологических функций у
человека
Закон гетерохронности – разновременность прохождения основных стадий и внутреняя противоречивость соматического,
полового и нервно-психического развития человека).
Гетерохронность развития существует как в раннем (детство), так и в позднем (старение) онтогенезе. Общая закономерность такова: развиваются те функции, которые имеют наибольшее значение в данный момент; это экономит суммарный запас энергии, отпущенный человеку на жизнь.
Слайд 3- сначала идет созревание блока глубоких структур, отвечающих за активационные
процессы (1 функциональный блок мозга). Структуры 1 блока морфологически и
функционально оформляются внутриутробно и в 1 год жизни.
- затем созревают первичные сенсорные и моторные зоны. Оформляясь к моменту рождения, они также полностью входят в работу в течение первого года жизни и создают основу для сенсомоторной стадии развития.
- созревание вторичных полей сенсорных и моторных зон мозга осуществляется в период от 2 до 5 лет, что создает условия для обеспечения связей между отдельными модальностями. Указанные первичные и вторичные зоны входят в состав 2 и 3 функциональных блоков мозга.
Согласно гипотезы Моргана (1988г)
Слайд 4- следующим идет созревание третичной, теменно-височно-затылочной зоны (ТРО), представляющей заднюю
ассоциативную область, входящую во 2 функциональный блок мозга. Ее созревание
дает возможность перехода на стадию конкретных операций.
- последними, в возрасте от 12 до 14 лет, созревают префронтальные отделы лобных долей, составляющие переднюю ассоциативную область мозга. Они относятся к 3 блоку мозга, функцией которых является произвольная (в том числе и речевая) регуляция всех видов психической деятельности. Их созревание создает условия для перехода мышления на стадию формальных операций.
Согласно гипотезы Моргана (1988г)
Слайд 5Правое полушарие демонстрирует свою морфо-функциональную зрелость уже к 5 годам,
а левое (в частности, его речевые зоны) — только к
8—12. Эти закономерности развития мозга необходимо учитывать в построении коррекционных программ для детей, имеющих отклонения в развитии.
Слайд 6Сами анализаторные системы так же развиваются гетерохромно. Так, еще в
эмбриогенезе закладываются анатомические предпосылки для наиболее раннего становления кожно-кинестетического и
двигательного анализаторов, что указывает на их базисную роль в развитии ребенка. Зрительная система развивается и чувствительна к внешним воздействиям до 15-летнего возраста. Наиболее бурное созревание слухового анализатора происходит до 3 лет жизни, но чувствительный период в целом продолжается до 13-16 лет. Существуют возрастные пики, связанные с достижением зрелости у целого ряда мозговых структур. Наиболее значительные из них приходятся на первые два года и на возраст 6-7 лет. Более полное становление произвольной регуляции деятельности происходит в 7-10 лет.
Слайд 7Наиболее чувствительные к внешним воздействиям периоды развития анализаторных систем названы
сензитивными периодами. Следует подчеркнуть, что в сензитивные периоды функциональные системы
чувствительны к внешним воздействиям, как положительным, так и отрицательным (депривация).
Слайд 8Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий
наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств
и видов поведения
Слайд 9Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие
сензитивные периоды развития:
Сензитивный период развития речи (0-6 лет)
Сензитивный период восприятия
порядка (0-3 года)
Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)
Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)
Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)
Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)
Слайд 10Сторонники теории научения считают, что развитие не происходит без специального
влияния извне. Если нет специфического внешнего события, то нет и
развития, вообще ничего не происходит. Организм просто остается в стационарном состоянии, пока не произойдут какие-то внешние изменения
Слайд 11Сторонники теории созревания утверждают, что развитие успешно совершается и без
определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от процессов
созревания мозга. Г.Айзенк считал, что интеллектуальные возможности на 80% обусловлены влиянием наследственности и на 20% - среды.
Слайд 12Итак, после накопления данных ученые выясни, что лишь достижение определенного
уровня зрелости мозговых структур делает возможным участие и влияние различных
факторов среды, в том числе педагогических воздействий. Любая из психических способностей (равно как и способность к обучению) неразрывно связана с деятельностью определенных структур и систем мозга. Более того, нейробиологическое созревание этих структур должно опережать их функционирование как носителей психического. Развитие тех или иных аспектов психики ребенка, начиная с внутриутробного периода, прямо зависит от того, насколько созрел связанный с ним мозговой субстрат.
Слайд 13Ученые пришли к выводу, что чем младше ребенок, тем более
его развитие определено биологическими факторами. Чем старше становится ребенок, тем
сильнее его развитие и поведение обуславливается социальными факторами.
Слайд 14Таким образом, созревание мозга оказывается недостаточным для формирования психических функций.
Необходимым условием является наличие внешних, в частности, социальных воздействий. В
условиях депривации общения ребенка с внешним миром в целом и, прежде всего, другими людьми, церебральные механизмы модифицируются, искажаются и нарушаются вплоть до полной деградации (сначала функциональной, а затем и нейробиологической вообще).
Слайд 15Самыми уязвимыми оказываются в таких случаях именно наиболее филогенетически молодые
мозговые системы: межполушарные взаимодействия транскаллозального (мозолистое тело) уровня и лобно-височные
отделы левого полушария. Это, как правило, закономерно сочетается с гиперфункцией, высвобождением, растормаживанием более фило- и онтогенетически старых функциональных систем, обеспечиваемых правым полушарием и особенно субкортикальными (подкорковыми) отделами мозга.
Слайд 16В педагогике и психологии детского возраста есть понятие «зоны ближайшего
развития». Это понятие было введено Л.С.Выготским, оно описывает соотношение обучения
и психического развития. ЗБР составляют еще несозревшие, но созревающие процессы. Это то, что ребенок может делать с помощью взрослого, это то, что формируется в настоящее время. Без участия взрослого по созданию условий, в которых формирующаяся функция становится востребованной, нет дальнейшего развития. В отсутствии обогащенных и постоянных контактов психический потенциал, которым одарила ребенка природа, так и останется потенциалом, а затем и вовсе сойдет на нет, «атрофируется».
Слайд 17Обнаруживается двусторонний характер взаимодействия между морфогенезом (созреванием) мозга и социальными
воздействиями при формировании психики. Для появления определенной функции требуется известная
степень зрелости нервной системы, с другой стороны — само функционирование оказывает влияние на созревание соответствующих структурных элементов. Процесс созревания детского организма, ход формирования его морфологических и функциональных особенностей определяются и генетической программой, и условиями жизни.