Слайд 2Постановка задачи
Классическая транспортная задача ЛП формулируется следующим образом.
Имеется m
пунктов производства (поставщиков) и n пунктов потребления (потребителей) однородного продукта.
Заданы величины:
Слайд 3 - объем производства (запас) i-го
поставщика, i=1, m ;
-
объем потребления (спрос) j-го потребителя, i=1, n ;
- стоимость перевозки (транспортные затраты) единицы продукта от i-го поставщика к j-му потребителю.
Требуется составить такой план перевозок, при котором спрос всех потребителей был бы выполнен и при этом общая стоимость всех перевозок была бы минимальна.
Слайд 4Математическая модель транспортной задачи
Слайд 5 Транспортная задача, в которой суммарные запасы и суммарные потребности
совпадают, называется закрытой моделью; в противном случае - открытой.
Открытая модель решается приведением к закрытой.
Слайд 6В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, т.е.
вводится
фиктивный n+1 потребитель, потребности которого
Слайд 7В случае, когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, т.е.
вводится фиктивный m+1 поставщик, запасы которого
Слайд 8Стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и
стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика полагают равными нулю,
так как груз в обоих случаях не перевозится.
Прежде чем решать транспортную задачу, необходимо проверить, к какой модели она принадлежит, и если необходимо, то привести ее к закрытой модели.
Слайд 9Основные свойства транспортной задачи
Математические модели любых транспортных задач ЛП
обладают общими чертами, а именно,
1) коэффициенты целевой функции неотрицательны
(стоимости перевозок не могут быть отрицательными величинами);
2) коэффициенты правых частей ограничений неотрицательны (запасы и потребности продукта);
3) коэффициенты в ограничениях принимают только два значения, это нули и единицы.
Слайд 10Построение опорного плана транспортной задачи
Методы решения транспортной задачи сводятся
к простым операциям с транспортной таблицей, которая имеет вид:
Слайд 11Базисными клетками транспортной таблицы являются клетки с от-
личными от
нуля положительными перевозками, остальные клетки - свободные. Базисные клетки образуют
опорный план транспортной задачи, если выполняются два условия:
1) сумма перевозок в каждой строке равна запасу в данной строке.
Слайд 122) сумма перевозок в каждом столбце равна соответствующему столбцу спросу
Опорный план транспортной задачи содержит не более n+m-1 отличных
от нуля перевозок
Опорный план называется вырожденным, если число ненулевых перевозок
меньше и n+m-1, опорный план - невырожден, если число ненулевых перевозок равно n+m-1.
Слайд 13Метод северо-западного угла
Пусть условия транспортной задачи заданы таблице
Слайд 14Не учитывая стоимости перевозки единицы груза, начинаем удовлетворение потребностей первого
потребителя B1 за счет запаса поставщика А1. Для этого сравниваем
a1 = 100 с bi = 200, a1< b1 меньший из объемов, т. е. = 100 ед. записываем в левый нижний угол клетки А1B1.
Слайд 15Запасы первого поставщика полностью израсходованы, поэтому остальные клетки первой строки
прочеркиваем. Потребности В остались неудовлетворенными на 200–100=100 ед. Сравниваем этот
остаток с запасами поставщика А2: так как 100<250, то 100 ед. записываем в клетку А2 .B1, чем полностью удовлетворяем потребности потребителя B1, а оставшиеся клетки в первом столбце прочеркиваем.
Слайд 16У поставщика А2 осталось 150 ед. груза. Удовлетворяем потребителя B2
за счет оставшегося у поставщика А2 груза. Для этого сравниваем
этот остаток с потребностями потребителя B2: 150<200, записываем 150 ед. в клетку А2B2 и, так как запасы А2 полностью израсходованы, прочеркиваем остальные клетки второй строки.
Слайд 17Потребности B2 остались неудовлетворенными на 50 ед. Удовлетворяем их за
счет поставщика А3 и переходим к удовлетворению B3 за счет
остатка, имеющегося у поставщика А3, и т. д. Процесс продолжаем до тех пор, пока не удовлетворим всех потребителей за счет запасов поставщиков. На этом построение первоначального опорного плана заканчивается.
Слайд 18Таким образом, в табл. в правых верхних углах клеток стоят
числа, определяющие стоимость перевозки единицы грузов, а в левых нижних
углах — числа, определяющие план перевозок, так как их сумма по строкам равна запасам соответствующего поставщика, а сумма по столбцам — потребности соответствующего потребителя.
Слайд 19Проверим, является ли план, построенный в табл., опорным. Видим, что,
начиная движение от занятой клетки A1B1, вернуться не только в
нее, но и в любую другую занятую клетку, двигаясь только по занятым ячейкам, невозможно. Следовательно, план является опорным. В то же время план невырожденный, так как содержит точно m + n -1 = 4 + 5 - 1 = 8 занятых клеток.
Слайд 20При составлении первоначального опорного плана методом северо-западного угла стоимость перевозки
единицы груза не учитывалась, поэтому построенный план далек от оптимального,
получение которого связано с большим объемом вычислительных работ. Поэтому рассмотренный метод используется при вычислениях-с помощью ЭВМ.
Найдем общую стоимость составленного плана как сумму произведений объемов перевозок, стоящих в левом углу занятых клеток, на соответствующие стоимости в этих же ячейках:
Z = 100 *10 + 100*2 + 150 *7+ 50 *5 + 100*3 + 50*2 + 50*16+ 250*13 = 6950 (eд. стоимости)
Слайд 21Метод минимальной стоимости
Суть метода заключается в том, что из всей
таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку, которая ей соответствует,
помещают меньшее из чисел ai, или bj . Затем, из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя.
Слайд 22Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и
процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены,
а потребности удовлетворены.
Составим с помощью этого метода опорный план уже рассмотренной задачи. Запишем ее условие в таблицу:
Слайд 24Выбираем в таблице наименьшую стоимость (это стоимость, помещенная в клетке
A1 , B4 ) так как A1 = b4, 100
ед. груза помещаем в этой клетке и исключаем из рассмотрения первую строку и четвертый столбец. В оставшейся таблице стоимостей наименьшей является стоимость, расположенная в клетке A2 , B1 и в клетке A3 , B5. Заполняем любую из них, например A2 , B1.
Слайд 25Имеем 200 < 250, следовательно, записываем в нее 200 и
исключаем из рассмотрения столбец B1. В клетку A3 , B5
записываем 200 ед. и исключаем из рассмотрения строку A3 . В оставшейся таблице стоимостей снова выбираем наименьшую стоимость и продолжаем процесс до тех пор, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены. В результате получен план
X = (X14 = 100; X21 = 200; X22 = 50; X35= 200, X42 = 150; X43 = 100; X45 = 50),
остальные значения переменных равны нулю.
Слайд 26План не содержит циклов и состоит из семи положительных перевозок,
следовательно, является вырожденным опорным планом. Определим его стоимость:
Z =
100*1+200*2+50*7+200*2+150*8+100*12+50*13= 4300 (ед)
Стоимость плана перевозок значительно меньше, следовательно, он ближе к оптимальному.
Слайд 27Метод аппроксимации Фогеля
Данный метод состоит в следующем:
на каждой итерации
находят разности между двумя наименьшими тарифами во всех строках и
столбцах, записывая их в дополнительные столбец и строку таблицы;
находят max Δcij и заполняют клетку с минимальной стоимостью в строке (столбце), которой соответствует данная разность.
Слайд 28Процесс продолжается до тех пор, пока все грузы не будут
развезены по потребителям. Данный метод в ряде задач приводит к
оптимальному плану. Решим этим методом задачу из ранее приведенного примера.
Слайд 30На первом шаге заполняем клетку A3 B1 (max Δc =
5 и min cij = 6), исключаем 1-ый столбец, отметив
в дополнительной строке буквой «В» факт выполнения заказа пункта B1 . Находим новые разности минимальных тарифов по строкам (в столбцах они не изменились) и max Δc = 2 в 1-ой строке и в 4-ом столбце. Заполняем клетку A1B4 и исключаем 4-й столбец и т.д. В конце остается последовательно заполнить клетки 3-го столбца остатками запасов в A1 , A3 , A2 . Составленный опорный план дает значение Z3 = 909 < Z2.
Слайд 31Метод двойного предпочтения
Если таблица стоимостей велика, то перебор всех
элементов затруднителен. В этом случае используют метод двойного предпочтения, суть
которого заключается в следующем.
В каждом столбце отмечают знаком V клетку с наименьшей стоимостью. Затем то же проделывают в каждой строке. В результате некоторые клетки имеют отметку VV. В них находится минимальная стоимость, как по столбцу, так и по строке. В эти клетки помещают максимально возможные объемы перевозок, каждый раз исключая из рассмотрения соответствующие столбцы или строки. Затем распределяют перевозки по ячейкам, отмеченным знаком V. В оставшейся части таблицы перевозки распределяют по наименьшей стоимости.
Слайд 33Сначала, отмечаем знаком V ячейку с наименьшей стоимостью в каждом
столбце, затем - в каждой строке
Слайд 34Ячейки A1B4 , A2B1 , A3B5 имеют отметку VV, следовательно,
с них и начинаем заполнение. Затем заполняем ячейку A4B2 (т.к.
в столбце B2 нет ни одной ячейки с отметкой VV). В оставшейся части таблицы последовательно заполняем ячейки по минимальной стоимости A1B3 , A4B3 , A4B5 . План, полученный в табл., является вырожденным опорным планом.
Слайд 36Вычислим общую сумму затрат на перевозку груза по этому плану:
Z
= 100*1 + 200*2 + 50*10 + 200*2 + 200*8
+ 50*12 + 50*13 = 4250 (ед.).
Таким образом, наименьшую стоимость имеет опорный план, полученный методом двойного предпочтения, следовательно, он наиболее близок к оптимальному плану.