Разделы презентаций


ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

Содержание

Постановка задачиКлассическая транспортная задача ЛП формулируется следующим образом. Имеется m пунктов производства (поставщиков) и n пунктов потребления (потребителей) однородного продукта. Заданы величины:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА

Слайд 2Постановка задачи
Классическая транспортная задача ЛП формулируется следующим образом.
Имеется m

пунктов производства (поставщиков) и n пунктов потребления (потребителей) однородного продукта.

Заданы величины:
Постановка задачиКлассическая транспортная задача ЛП формулируется следующим образом. Имеется m пунктов производства (поставщиков) и n пунктов потребления

Слайд 3 - объем производства (запас) i-го

поставщика, i=1, m ;

-

объем потребления (спрос) j-го потребителя, i=1, n ;

- стоимость перевозки (транспортные затраты) единицы продукта от i-го поставщика к j-му потребителю.

Требуется составить такой план перевозок, при котором спрос всех потребителей был бы выполнен и при этом общая стоимость всех перевозок была бы минимальна.
- объем производства (запас) i-го поставщика, i=1, m ;

Слайд 4Математическая модель транспортной задачи

Математическая модель транспортной задачи

Слайд 5 Транспортная задача, в которой суммарные запасы и суммарные потребности

совпадают, называется закрытой моделью; в противном случае - открытой.

Открытая модель решается приведением к закрытой.
Транспортная задача, в которой суммарные запасы и суммарные потребности совпадают, называется закрытой моделью; в противном случае

Слайд 6В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, т.е.


вводится

фиктивный n+1 потребитель, потребности которого

В случае, когда суммарные запасы превышают суммарные потребности, т.е. вводится фиктивный n+1 потребитель, потребности которого

Слайд 7В случае, когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, т.е.



вводится фиктивный m+1 поставщик, запасы которого

В случае, когда суммарные потребности превышают суммарные запасы, т.е. вводится фиктивный m+1 поставщик, запасы которого

Слайд 8Стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и

стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика полагают равными нулю,

так как груз в обоих случаях не перевозится.
Прежде чем решать транспортную задачу, необходимо проверить, к какой модели она принадлежит, и если необходимо, то привести ее к закрытой модели.
Стоимость перевозки единицы груза как до фиктивного потребителя, так и стоимость перевозки единицы груза от фиктивного поставщика

Слайд 9Основные свойства транспортной задачи
Математические модели любых транспортных задач ЛП

обладают общими чертами, а именно,
1) коэффициенты целевой функции неотрицательны

(стоимости перевозок не могут быть отрицательными величинами);
2) коэффициенты правых частей ограничений неотрицательны (запасы и потребности продукта);
3) коэффициенты в ограничениях принимают только два значения, это нули и единицы.
Основные свойства транспортной задачи Математические модели любых транспортных задач ЛП обладают общими чертами, а именно, 1) коэффициенты

Слайд 10Построение опорного плана транспортной задачи
Методы решения транспортной задачи сводятся

к простым операциям с транспортной таблицей, которая имеет вид:

Построение опорного плана транспортной задачи Методы решения транспортной задачи сводятся к простым операциям с транспортной таблицей, которая

Слайд 11Базисными клетками транспортной таблицы являются клетки с от-
личными от

нуля положительными перевозками, остальные клетки - свободные. Базисные клетки образуют

опорный план транспортной задачи, если выполняются два условия:
1) сумма перевозок в каждой строке равна запасу в данной строке.
Базисными клетками транспортной таблицы являются клетки с от- личными от нуля положительными перевозками, остальные клетки - свободные.

Слайд 122) сумма перевозок в каждом столбце равна соответствующему столбцу спросу




Опорный план транспортной задачи содержит не более n+m-1 отличных

от нуля перевозок


Опорный план называется вырожденным, если число ненулевых перевозок

меньше и n+m-1, опорный план - невырожден, если число ненулевых перевозок равно n+m-1.
2) сумма перевозок в каждом столбце равна соответствующему столбцу спросу  Опорный план транспортной задачи содержит не

Слайд 13Метод северо-западного угла
Пусть условия транспортной задачи заданы таблице

Метод северо-западного угла Пусть условия транспортной задачи заданы таблице

Слайд 14Не учитывая стоимости перевозки единицы груза, начинаем удовлетворение потребностей первого

потребителя B1 за счет запаса поставщика А1. Для этого сравниваем

a1 = 100 с bi = 200, a1< b1 меньший из объемов, т. е. = 100 ед. записываем в левый нижний угол клетки А1B1.
Не учитывая стоимости перевозки единицы груза, начинаем удовлетворение потребностей первого потребителя B1 за счет запаса поставщика А1.

Слайд 15Запасы первого поставщика полностью израсходованы, поэтому остальные клетки первой строки

прочеркиваем. Потребности В остались неудовлетворенными на 200–100=100 ед. Сравниваем этот

остаток с запасами поставщика А2: так как 100<250, то 100 ед. записываем в клетку А2 .B1, чем полностью удовлетворяем потребности потребителя B1, а оставшиеся клетки в первом столбце прочеркиваем.

Запасы первого поставщика полностью израсходованы, поэтому остальные клетки первой строки прочеркиваем. Потребности В остались неудовлетворенными на 200–100=100

Слайд 16У поставщика А2 осталось 150 ед. груза. Удовлетворяем потребителя B2

за счет оставшегося у поставщика А2 груза. Для этого сравниваем

этот остаток с потребностями потребителя B2: 150<200, записываем 150 ед. в клетку А2B2 и, так как запасы А2 полностью израсходованы, прочеркиваем остальные клетки второй строки.
У поставщика А2 осталось 150 ед. груза. Удовлетворяем потребителя B2 за счет оставшегося у поставщика А2 груза.

Слайд 17Потребности B2 остались неудовлетворенными на 50 ед. Удовлетворяем их за

счет поставщика А3 и переходим к удовлетворению B3 за счет

остатка, имеющегося у поставщика А3, и т. д. Процесс продолжаем до тех пор, пока не удовлетворим всех потребителей за счет запасов поставщиков. На этом построение первоначального опорного плана заканчивается.

Потребности B2 остались неудовлетворенными на 50 ед. Удовлетворяем их за счет поставщика А3 и переходим к удовлетворению

Слайд 18Таким образом, в табл. в правых верхних углах клеток стоят

числа, определяющие стоимость перевозки единицы грузов, а в левых нижних

углах — числа, определяющие план перевозок, так как их сумма по строкам равна запасам соответствующего поставщика, а сумма по столбцам — потребности соответствующего потребителя.
Таким образом, в табл. в правых верхних углах клеток стоят числа, определяющие стоимость перевозки единицы грузов, а

Слайд 19Проверим, является ли план, построенный в табл., опорным. Видим, что,

начиная движение от занятой клетки A1B1, вернуться не только в

нее, но и в любую другую занятую клетку, двигаясь только по занятым ячейкам, невозможно. Следовательно, план является опорным. В то же время план невырожденный, так как содержит точно m + n -1 = 4 + 5 - 1 = 8 занятых клеток.

Проверим, является ли план, построенный в табл., опорным. Видим, что, начиная движение от занятой клетки A1B1, вернуться

Слайд 20При составлении первоначального опорного плана методом северо-западного угла стоимость перевозки

единицы груза не учитывалась, поэтому построенный план далек от оптимального,

получение которого связано с большим объемом вычислительных работ. Поэтому рассмотренный метод используется при вычислениях-с помощью ЭВМ. Найдем общую стоимость составленного плана как сумму произведений объемов перевозок, стоящих в левом углу занятых клеток, на соответствующие стоимости в этих же ячейках: Z = 100 *10 + 100*2 + 150 *7+ 50 *5 + 100*3 + 50*2 + 50*16+ 250*13 = 6950 (eд. стоимости)
При составлении первоначального опорного плана методом северо-западного угла стоимость перевозки единицы груза не учитывалась, поэтому построенный план

Слайд 21Метод минимальной стоимости
Суть метода заключается в том, что из всей

таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку, которая ей соответствует,

помещают меньшее из чисел ai, или bj . Затем, из рассмотрения исключают либо строку, соответствующую поставщику, запасы которого полностью израсходованы, либо столбец, соответствующий потребителю, потребности которого полностью удовлетворены, либо и строку и столбец, если израсходованы запасы поставщика и удовлетворены потребности потребителя.
Метод минимальной стоимостиСуть метода заключается в том, что из всей таблицы стоимостей выбирают наименьшую, и в клетку,

Слайд 22Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и

процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы не будут распределены,

а потребности удовлетворены. Составим с помощью этого метода опорный план уже рассмотренной задачи. Запишем ее условие в таблицу:
Из оставшейся части таблицы стоимостей снова выбирают наименьшую стоимость, и процесс распределения запасов продолжают, пока все запасы

Слайд 24Выбираем в таблице наименьшую стоимость (это стоимость, помещенная в клетке

A1 , B4 ) так как A1 = b4, 100

ед. груза помещаем в этой клетке и исключаем из рассмотрения первую строку и четвертый столбец. В оставшейся таблице стоимостей наименьшей является стоимость, расположенная в клетке A2 , B1 и в клетке A3 , B5. Заполняем любую из них, например A2 , B1.
Выбираем в таблице наименьшую стоимость (это стоимость, помещенная в клетке A1 , B4 ) так как A1

Слайд 25Имеем 200 < 250, следовательно, записываем в нее 200 и

исключаем из рассмотрения столбец B1. В клетку A3 , B5

записываем 200 ед. и исключаем из рассмотрения строку A3 . В оставшейся таблице стоимостей снова выбираем наименьшую стоимость и продолжаем процесс до тех пор, пока все запасы не будут распределены, а потребности удовлетворены. В результате получен план X = (X14 = 100; X21 = 200; X22 = 50; X35= 200, X42 = 150; X43 = 100; X45 = 50), остальные значения переменных равны нулю.
Имеем 200 < 250, следовательно, записываем в нее 200 и исключаем из рассмотрения столбец B1. В клетку

Слайд 26План не содержит циклов и состоит из семи положительных перевозок,

следовательно, является вырожденным опорным планом. Определим его стоимость: Z =

100*1+200*2+50*7+200*2+150*8+100*12+50*13= 4300 (ед) Стоимость плана перевозок значительно меньше, следовательно, он ближе к оптимальному.
План не содержит циклов и состоит из семи положительных перевозок, следовательно, является вырожденным опорным планом. Определим его

Слайд 27Метод аппроксимации Фогеля
Данный метод состоит в следующем:
на каждой итерации

находят разности между двумя наименьшими тарифами во всех строках и

столбцах, записывая их в дополнительные столбец и строку таблицы;
находят max Δcij и заполняют клетку с минимальной стоимостью в строке (столбце), которой соответствует данная разность.

Метод аппроксимации Фогеля Данный метод состоит в следующем:на каждой итерации находят разности между двумя наименьшими тарифами во

Слайд 28Процесс продолжается до тех пор, пока все грузы не будут

развезены по потребителям. Данный метод в ряде задач приводит к

оптимальному плану. Решим этим методом задачу из ранее приведенного примера.
Процесс продолжается до тех пор, пока все грузы не будут развезены по потребителям. Данный метод в ряде

Слайд 30На первом шаге заполняем клетку A3 B1 (max Δc =

5 и min cij = 6), исключаем 1-ый столбец, отметив

в дополнительной строке буквой «В» факт выполнения заказа пункта B1 . Находим новые разности минимальных тарифов по строкам (в столбцах они не изменились) и max Δc = 2 в 1-ой строке и в 4-ом столбце. Заполняем клетку A1B4 и исключаем 4-й столбец и т.д. В конце остается последовательно заполнить клетки 3-го столбца остатками запасов в A1 , A3 , A2 . Составленный опорный план дает значение Z3 = 909 < Z2.
На первом шаге заполняем клетку A3 B1 (max Δc = 5 и min cij = 6), исключаем

Слайд 31Метод двойного предпочтения
Если таблица стоимостей велика, то перебор всех

элементов затруднителен. В этом случае используют метод двойного предпочтения, суть

которого заключается в следующем. В каждом столбце отмечают знаком V клетку с наименьшей стоимостью. Затем то же проделывают в каждой строке. В результате некоторые клетки имеют отметку VV. В них находится минимальная стоимость, как по столбцу, так и по строке. В эти клетки помещают максимально возможные объемы перевозок, каждый раз исключая из рассмотрения соответствующие столбцы или строки. Затем распределяют перевозки по ячейкам, отмеченным знаком V. В оставшейся части таблицы перевозки распределяют по наименьшей стоимости.
Метод двойного предпочтения Если таблица стоимостей велика, то перебор всех элементов затруднителен. В этом случае используют метод

Слайд 32Пример

Пример

Слайд 33Сначала, отмечаем знаком V ячейку с наименьшей стоимостью в каждом

столбце, затем - в каждой строке

Сначала, отмечаем знаком V ячейку с наименьшей стоимостью в каждом столбце, затем - в каждой строке

Слайд 34Ячейки A1B4 , A2B1 , A3B5 имеют отметку VV, следовательно,

с них и начинаем заполнение. Затем заполняем ячейку A4B2 (т.к.

в столбце B2 нет ни одной ячейки с отметкой VV). В оставшейся части таблицы последовательно заполняем ячейки по минимальной стоимости A1B3 , A4B3 , A4B5 . План, полученный в табл., является вырожденным опорным планом.
Ячейки A1B4 , A2B1 , A3B5 имеют отметку VV, следовательно, с них и начинаем заполнение. Затем заполняем

Слайд 36Вычислим общую сумму затрат на перевозку груза по этому плану: Z

= 100*1 + 200*2 + 50*10 + 200*2 + 200*8

+ 50*12 + 50*13 = 4250 (ед.).
Таким образом, наименьшую стоимость имеет опорный план, полученный методом двойного предпочтения, следовательно, он наиболее близок к оптимальному плану.
Вычислим общую сумму затрат на перевозку груза по этому плану: Z = 100*1 + 200*2 + 50*10

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика