Слайд 1Трехсторонние комиссии и территориальные соглашения о взаимодействии в области
социально-трудовых
отношений
в Пермском крае
Пермь, 2019
Слайд 2 Представлять сторону работников в системе социального партнерства в
муниципалитете, проявлять способность выстраивать конструктивный диалог с муниципальными органами власти
– главная задача КСОП.
Именно это в дальнейшем определяет степень развития социального партнерства на муниципальном уровне, его результативность, умение договариваться во благо человека труда.
Слайд 3Статья 7. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в
системе социального партнерства
1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления
являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
2. В иных случаях органы государственной власти и органы местного самоуправления являются участниками социального партнерства и способствуют развитию социального партнерства на всех уровнях, участвуя в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключении соглашений, а также осуществляя функции по организации, координации и руководству совместных действий сторон социального партнерства и защиты общественных интересов.
В ред. Закона Пермского края от 04.06.2008 N 244-ПК
Слайд 4Статья 13. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
1. В
муниципальных образованиях Пермского края в целях обеспечения регулирования социально-трудовых отношений,
а также для взаимодействия с краевой трехсторонней комиссией могут создаваться трехсторонние территориальные комиссии (далее - комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений.
2. Комиссии в своей деятельности руководствуются международными нормами, Конституцией Российской Федерации, федеральным и краевым законодательством, настоящим Законом, а также Положением о комиссии, утвержденным представительным органом местного самоуправления.
Представительный орган муниципального образования (дума, совет депутатов) — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.
3. Комиссии формируются из числа представителей сторон социального партнерства на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон с участием представителей органов местного самоуправления. Состав комиссий формируется по предложению сторон и утверждается представительным органом местного самоуправления. (! Равное количество представителей сторон).
4. Назначение координатора комиссии и его полномочия определяются Положением о комиссии.
Слайд 55. Для координации деятельности трехсторонней комиссии с учетом предложений сторон
представительными органами местного самоуправления утверждаются кандидатуры координаторов сторон комиссии. Для
координации деятельности Комиссии с учетом предложений сторон главой местного самоуправления утверждается кандидатура координатора Комиссии.
6. Порядок формирования и деятельности комиссии, полномочия координатора комиссии, права и обязанности координаторов сторон, членов комиссий и секретариата комиссии определяются Положением, которое согласовывается сторонами социального партнерства и утверждается представительным органом местного самоуправления.
7. Регламент работы комиссии разрабатывается совместно сторонами социального партнерства и утверждается на заседании комиссии.
8. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется органами местного самоуправления (администрацией МО).
Заседание Нытвенской трехсторонней комиссии (24.09.2019г)
Заседание Кизеловской трехсторонней комиссии
(03.04.2019г.)
Слайд 6Особенности в работе трехсторонней комиссии
Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с
утвержденным сторонами Планом работы на год (составляется в ноябре-декабре на
следующий год). ФНПР рекомендует проводить заседания комиссий - не менее одного в два месяца, т.е. 6 заседаний в год.
Положением о комиссии (или регламентом) определяется порядок принятия решений ТТК и обязательность их исполнения.
Пример: Пермская краевая ТК, Чайковская ТТК – принятые решения являются обязательными для исполнения сторонами.
По отдельно рассматриваемым вопросам ТТК вправе принять обращение в адрес Пермской краевой трехсторонней комиссии.
По инициативе любой из сторон могут проводиться внеочередные заседания Комиссии с предварительным согласованием со сторонами предлагаемой повестки.
Координатор Комиссии организует деятельность Комиссии, председательствует на ее заседаниях, но не является членом Комиссии и не принимает участия в голосовании.
Слайд 7Подготовка и проведение заседания ТК осуществляется секретариатом комиссии, утвержденным представительным
органом местного самоуправления:
Секретариат Комиссии до заседания ТТК:
- согласовывает с координаторами
сторон дату и место проведения, повестку заседания комиссии, запрашивает данные о докладчиках. (Рекомендуется рассматривать не менее 3-х социально-значимых вопросов для МО);
- информирует членов Комиссии о дате, времени и месте проведения заседания, направляет в их адрес необходимые материалы к заседанию (повестку, информацию сторон по вопросам повестки, проекты решений).
Проведение заседания ТК:
- Заседание комиссии проводится в соответствии с установленным регламентом, утвержденным решением трехсторонней комиссии МО.
- Секретариатом осуществляется: регистрация членов комиссии и приглашенных на заседание, ведение протокола, редакция проектов решений, организационно-техническое обеспечение работы Комиссии, освещение ее работы в средствах массовой информации.
- Заседание комиссии считается правомочным при наличии не менее двух третей членов от каждой из сторон.
- Проекты решений по рассматриваемым вопросам представляются членам комиссии в письменном виде.
Слайд 8В идеале: По результатам рассмотрения каждого вопроса на заседаниях трехсторонних
комиссий принимаются конкретные решения, которые учитываются и реализовываются органами исполнительной
власти соответствующего уровня при принятии законодательных, нормативных правовых и иных актов в сфере труда, работодателями - в своей практической работе, профсоюзами - в рамках своих полномочий и обязательств.
После заседания комиссии:
- Доработка и согласование с координаторами сторон принятых на заседании комиссии решений осуществляется секретарями сторон в течение срока, установленного регламентом.
Итоговые материалы рассылаются секретариатом членам комиссии и ответственным за выполнение решений.
- Оформление протоколов, их копирование и хранение возлагается на секретариат комиссии. Протоколы подлежат хранению в течение 5 лет, после чего в установленном порядке передаются на архивное хранение.
Слайд 9Из опыта работы территориальных трехсторонних комиссии Пермского края. Работа над
ошибками.
1. Совмещение комиссий (замена) ТТК и МВК;
2. Утверждение плана работы
ТТК на год в 1 или 2 квартале (Соликамский ГО, МР: Оханский, Куединский; Пермский МР - в феврале собирают предложения в план от сторон).
Утверждение плана работы координатором комиссии, а не комиссией в целом (Кизеловский МР).
3. Утверждение Положения о ТТК законодательными органами (Городской Думой и Земским собранием).
4. Разное количество членов от сторон. ! Состав комиссии определяется регламентом работы комиссии или Положением о ТК на принципах паритетности и полномочности представительства, равноправия и взаимной ответственности сторон.
Как определить легитимность решений, если не определено точное количество голосующих?
5. Вопросы, рассматриваемые на заседаниях комиссий (количество от 3-х, в сфере социально-трудовых отношений, актуальность и значимость для МО).
6. Участие председателя КСОП в заседаниях ТТК как координатора стороны профсоюзов - обязательно!!!
Слайд 10II. Территориальное трехстороннее соглашение
С целью защиты интересов участников социально-трудовых
отношений в МО путем проведения переговоров, взаимных консультаций, заключается территориальное
трехстороннее соглашение между Сторонами социального партнерства на соответствующей территории, в рамках которого прописываются плановые обязательства сторон на 3 года.
Основными этапами разработки и реализации соглашения являются:
первый этап - разработка проекта соглашения;
второй этап - подписание соглашения;
третий этап - разработка мероприятий по реализации соглашения;
четвертый этап - осуществление контроля за выполнением соглашения.
Слайд 11В ред. Закона Пермского края о социальном партнерстве от 04.06.2008
N 244-ПК)
Статья 18. Территориальное соглашение
Территориальное соглашение заключается в ходе коллективных
переговоров между сторонами социального партнерства с участием органов местного самоуправления.
2. Территориальные соглашения, требующие бюджетного финансирования, заключаются до внесения проектов местных бюджетов на соответствующий финансовый год на рассмотрение представительных органов местного самоуправления.
3. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством и краевым трехсторонним соглашением.
4. Условия, содержащиеся в территориальном соглашении, рассматриваются при подготовке органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов в социально-трудовой сфере, а также при подготовке проекта местного бюджета.
5….
Слайд 12Обязательства, принятые сторонами социального партнерства по соглашению, считаются минимальными социальными
гарантиями и служат основой при подготовке и заключении отраслевых соглашений,
заключенных на уровне муниципальных образований, а также иных соглашений и коллективных договоров в организациях МО.
Все положения и условия Соглашения обеспечиваются участвующими в его подписании Сторонами в обязательном порядке, если иное не предусмотрено в приложениях и протоколах, включаемых в Соглашение в качестве его неотъемлемой части.
В течение семи дней с момента подписания территориальное соглашение с приложениями направляется представителем стороны власти или работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в Управление труда Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края.
Слайд 13Территориальное соглашение по истечении срока его действия может быть по
согласованию сторон продлено (рекомендованное количество продлений - одно) на срок
не более трех лет. При продлении срока действия соглашения необходимо актуализировать разделы соглашения в соответствии с изменениями в законодательстве РФ и Пермского края за прошедший период .
Для получения госуслуги предоставляются 3 экземпляра соглашения со всеми приложениями - для каждой из сторон, но подписано может быть и большее количество по решению сторон социального партнерства.
Слайд 14Ошибки, встречающиеся в текстах соглашений:
1. Отсутствует дата подписания или не
указан срок действия соглашения (Березники, Красновишерский МР, Очерский МР);
- Неточности
в названии документа: указан срок действия «Соглашение… на 2018 – 2020 годы», а подписано в марте 2017 года (с 17 марта по декабрь 2017 какое действовало соглашение?) (Березовский МР)
Или «Соглашение… на сентябрь 2017 - сентябрь 2020 годы» (Б.Сосновский МР)
2. В представленных в крайсовпроф копиях отсутствуют подписи или печати представителей сторон (МР: Оханский, Чайковский, Нытвенский, Очерский)
3. Отсутствует отметка о регистрации соглашения в Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли ПК (МР: Горнозаводский, в Уинском МР через год зарегистрировали)
4. Экземпляры соглашения не прошнурованы, нет нумерации страниц, печати.
5. Данные о представителях сторон, подписавших соглашение не указаны в 1 разделе (общих положениях) (сторона работодателей - г.Березники)
Слайд 156. Сведения о представителях сторон трактуются в разделах по-разному (в
первом и последнем разделах - г.Березники, МР: Березовский, Красновишерский МР)
Слайд 167. На сайтах администраций МО размещены тексты действующих соглашений без
дат, подписей и печатей сторон, а не скан-копии документов;
8. Иные
виды соглашений, не являющиеся трехсторонними (Коми-округ, Косинский МР)
! Сторона работодателей отсутствует, однако в разделе 4 и 5 возникают обязательства работодателей. (?!) По сведениям администрации МО соглашение подписано в мае 2019г., одобрено территориальной трехсторонней комиссией! Почему работодатели-члены ТК не являются третьей стороной соглашения ?
Слайд 17ВОПРОС: Каким должно быть соглашение?
ОТВЕТ:
1. Образец – краевое трехстороннее
соглашение; типовое территориальное трехстороннее соглашение в редакции Пермского крайсовпрофа (будет
актуализировано в 1 кв. 2020года).
2. Формат документа должен соответствовать требованиям, предъявляемым административным регламентом министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по предоставлению государственной услуги по уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений (Пр.№ СЭД-03-01-08-153 от 16.05.2014 с изменениями в 2016 и 2017 годах).
В 17 МО ПК в 2019 году заканчивается срок действия ТТСоглашения.
В 12 отчетах КСОП за 3 кв. (29%) не отражена деятельность сторон по исполнению обязательств территориального соглашения, проведению мероприятий по подготовке нового соглашения в территориях, где срок действия истекает в 2019 году.
Нет трехсторонних соглашений в 6-ти МО (13%) - Ильинском, Карагайском, Косинском, Ординском, Суксунском, Чердынском. Готовятся к подписанию в 4 кв. т.г. проекты соглашений в Чердынском и Суксунском МО.
По вопросам работы территориальной трехсторонней комиссии и подготовке проекта (заключению) территориального соглашения можно обращаться к специалистам Пермского крайсовпрофа: правовой отдел - т.212-84-20, сектор социального партнерства – т.212-90-81.