Слайд 1Целевое управление при разработке стратегии
Слайд 2Система управления -
это прежде всего целенаправленная система, имеющая структурированное строение
и организованная для достижения целей фирмы, которые принято называть целями
функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. Планирование - это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.
Слайд 3Цели - это конкретные показатели с четкими значениями, которые компания
должна достигнуть за плановый период.
В зависимости от сроков достижения целей
различают перспективное и текущее планирование.
Слайд 4Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое
управление осуществляется в несколько этапов.
Слайд 5I. Разработка долгосрочных целей фирмы (стратегическое планирование).
В основе разработки
долгосрочных целей лежит планирование. Это прежде всего разработка обоснованных планов
для представления их совету директоров, а также высшему руководителю. Требуется немало усилий от руководителей организаций по выработке реальных и обоснованных целей. В условиях постоянно меняющейся внешней среды это нелегко.
Перспективное планирование -- крайне важный этап успешной работы фирмы в первую очередь потому, что оно осуществляется в условиях недостаточной информации. Именно поэтому большое значение приобретает мнение совета директоров, профессионалов высшего звена управления. Для определения долгосрочных целей необходимы знание ситуаций и мнение компетентных людей относительно этих ситуаций. Именно на этом этапе необходимо развернутое совещание по проблемам долгосрочного планирования, на котором должна быть выработана стратегия фирмы по всем ее направлениям. Практика показывает, что стратегия фирмы не вырабатывается в один день, руководство решает эти проблемы поэтапно.
Слайд 6II. Оценка действующей организационной структуры управления
Разработать организационную структуру управления, составить
положение о подразделениях и расписать их функции - не такая
уж сложная задача. Сложно ответить на следующие вопросы:
Правильно ли распределены функциональные обязанности? Насколько хорошо их выполняют сотрудники?
Соответствует ли организационная структура требованиям окружающей среды? Если нет, то как наиболее быстро и с минимальными затратами провести ее реорганизацию?
Привлекает ли управляющий высшего звена к разработке целей своих подчиненных или он делает это единолично? Другими словами, насколько хорошо налажены двусторонние связи в данной структуре управления?
Следует помнить, что любая организация не будет работать эффективно, если в ней нет четкого распределения обязанностей и персональной ответственности.
Слайд 7III. Разработка целей структурных подразделений.
Сущность выполнения данного этапа заключается
в том, что цели должны быть сформулированы на каждом уровне
управления, прежде всего по горизонтали. Исходя из того, что все реальные организации многоцелевые, на данном этапе на каждом уровне управления должны быть сформулированы все цели выбранной стратегии. С другой стороны, должны быть выбраны главные цели, под которые и предстоит проектировать организацию.
Для координации выбранных целей необходима их оценка и по вертикали (как исходный материал построения дерева целей).
Слайд 8IV. Доведение выбранных целей до подразделений
обоснование построения дерева целей.
Сущность данного этапа заключается в выявлении взаимозависимых целей, реализуемых на
каждом уровне управления. В результате такой работы оказывается возможным построение дерева целей.
Слайд 9V. Доведение целей до каждого конкретного исполнителя.
На этом этапе
прежде всего выясняется возможность реализации сформулированной ранее цели конкретным исполнителем.
В ряде случаев для понимания необходимой деятельности потребуется выбранные цели детализировать. Только после установления согласованности системы целей и конкретной деятельности можно утверждать, что выбранные цели доведены до каждого конкретного исполнителя.
Реальная работа в этом направлении предполагает широкое обсуждение всех целей на производственных совещаниях.
Слайд 10VI. Реализация целей.
Этот этап включает:
закрепление целей за каждым исполнителем;
выявление
наличия всех ресурсов, необходимых для реализации целей;
установление графика выполнения работ;
контроль
выполнения целей во всей системе управления сверху до низу;
своевременность вмешательства в процесс управления на любом уровне управления.
Слайд 11VII. Оценка достигнутых результатов
Оценка достигнутых результатов должна производиться снизу вверх
с выходом на глобальные цели. Обсуждение результатов должно быть произведено
неформально с учетом мнения сотрудников организации. Иногда для этой цели разрабатываются специальные анкеты, которые обрабатываются с учетом теории экспертных оценок. Результаты обработки доводятся до каждого уровня управления несколько раз, обсуждаются и повторно обрабатываются до получения полного согласия.
Слайд 12VIII. Корректировка целей
Цели корректируются после выявления степени прогресса в реализации
поставленных целей, т.е. с учетом достижения целей выбранные ранее цели
корректируются. Практически, это означает окончание цикла формирования целей и переход к этапу I.
Слайд 13Метод управления по целям
Весь спектр современных методов управления можно разместить
между двумя пределами:
реактивное управление
целевое управление.
Слайд 14Реактивное управление
это распространенный подход к управлению, особенностью которого
является то, что планирование осуществляется непосредственно перед началом действий или
уже в их процессе. Планы меняются часто либо потому, что не было времени для рассмотрения альтернатив, либо потому, что не было установленных целей. Управление сводится к реакции на текущие события. Его эффективность оценивается по бурной активности управляющего и по силе его давления на подчиненных, а не по конечным результатам его усилий. Примером может быть тот управляющий, который приходит в свою контору утром, не имея плана действий на день, считает своим долгом реагировать на все, что происходит вокруг, и удовлетворять в первую очередь претензии тех, кто о них кричит громче: будь то требования начальника о представлении данных дирекции или требования клиента о переделке отвергнутой им работы, или просьба местного университета о заполнении объемных опросных листов о методах работы компании.
Слайд 15Методы целевого управления
предполагают, что управляющий обязан заблаговременно определять конечные
результаты своих действий и разрабатывать программы работ по их достижению.
Данному подходу к управлению свойственно наличие плана решения проблем, даже если это будут такие неожиданные события, как поломка станков, изменение конструкции изделий, перерыв в поступлении необходимых материалов и др. Стиль, господствующий в этой зоне спектра управления, не требует постоянного присутствия управляющего на своем рабочем месте. Какая бы проблема ни возникла, всегда имеется план, позволяющий определить порядок действий и методы, наилучшим образом решающие конкретную проблему.
Слайд 16Целевое управление
это профессиональный подход к управлению, позволяющий установить:
1)
что должно быть сделано (после тщательного анализа – почему это
должно быть сделано), включая определение степени предпочтительности работ;
2) как это должно быть сделано (создать программу или план достижения желаемого);
3) когда это должно быть сделано;
4) сколько это будет стоить;
5) какие параметры работ следует считать удовлетворительными;
6) что сделано для достижения цели;
7) какие и когда должны быть предприняты корректирующие действия.
Слайд 17Целевое управление ориентировано на конечный результат.