Слайд 1Университет в информационном обществе: особенности функционирования, особенности трансформации университета к
условиям информационного общества, технологии и обзор лучших практик
В.П. Тихомиров
д.э.н., профессор
Научный
руководитель МЭСИ
Президент Международного консорциума «Электронный университет»
Председатель экспертно-консультативного Совета по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрению новых образовательных технологий при Комитете по образованию и науке ГД РФ
Заслуженный деятель науки РФ,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ
Южный федеральный университет, 22.12.2009 г.
Слайд 2Структура доклада
1. Информационное общество- общество
основанное на знаниях. Ключевые проблемы
национальных систем
образования.
2. Трансформация университетов в условиях
информационного общества- формирование
E-Learning индустрии.
3. В мире.
Взгляд на наших конкурентов:
- на Западе;
- на Востоке;
- на Юге.
4. В России. Где мы находимся и куда идем?
Слайд 31. Информационное общество.
Общество основанное на знаниях.
Ключевые проблемы национальных систем образования.
Слайд 4Как развивается высшее образование в мире?
2009 World Conference on Higher
Education:
The New Dynamics of Higher Education and Research
For Societal Change
and Development
(UNESCO, Paris, 5-8 July 2009)
Слайд 5Что обсуждалось (основной контекст конференции)?
Развитые страны обсуждают не столько технологическую
составляющую, сколько вопросы эффективности применения той или иной технологической инфраструктуры
в образовании с целью повышения качества образования;
Вопросы методического обеспечения работы преподавателей, студентов, сотрудников образовательных учреждений в новых условиях информационного общества;
Вопросы адаптации современных образовательных учреждений к условиям информационного общества и решения этих новых задач, которые информационное общество ставит перед образовательными системами абсолютно всех стран в условиях глобализации.
Слайд 6Чему учатся люди?
Контент
Создание
Подключение
Сотрудничество
Цифровые навыки
Навыки, связанные с задачей
Коммуникационные навыки
Навыки ведения
переговоров
Навыки сотрудничества
и лидерство
Понимание многообразия
Уважение различий
Выразительность, креативность
Индивидуальность, самосознание
Интерес, вовлеченность
Ключевые
компетенции
Навыки 21
века
Новые навыки
для новой работы
Слайд 7Практические сообщества обучения
Слайд 8Digital Storytelling
Персональная среда обучения
Цифровой сторителлинг
Слайд 9Инновации в области педагогики
Инвестировать в работников образования и в инновационные
среды обучения
Это позволит использовать методы педагогики 21 века, при
поддержке мощных и глубоко продуманных технологий;
Обучение использованию ИКТ: ИКТ как приобретенный навык;
Использование ИКТ для обучения: расширение возможностей обучающегося и обучения;
Мобильное обучение.
Слайд 10К 2010 г. удвоение знаний в мире каждые 72 часа
Слайд 11В мире в прошлом году было создано 1.5 экзабайт (1.5х1018)
информации… Это больше, чем за 5,000 предыдущих лет.
Объем технической информации
удваивается каждые два года
Для студента, который начинает обучение по 4-летней программе это означает, что …
Половину из того, что он изучал в первый год устареет к третьему году
Объем информации будет удваиваться каждые 72 часа с 2010 года
Рост объем новой информации и знаний
ЮНЕСКО, июль 2009 г.
Слайд 12В настоящее время…
Большая часть образовательного контента,
отстает от создаваемых и
используемых технологий на 2-3 поколения
Века
Десятилетия
Годы и дни
Удвоение знаний
каждые 72 часа к 2010 г.
Объемы знаний
Эти знания почти не издаются в виде книг
Сравнительные объемы увеличения знаний в контексте развития технологий
Технологии
ЮНЕСКО, июль 2009 г.
Слайд 13Рост объемов информации и знаний, не имеющий аналогов в истории
развития человечества
Слайд 14Как быть с доставкой актуальных знаний в аудитории (реальные и
виртуальные)?
Как оперативно получать самые актуальные знания?
Как эффективно работать с современными
потоками новых знаний?
Слайд 15Работа выпускника в реальной экономике
- 8
- 7
- 6
- 5
- 4
-
3
- 2
- 1
- 9
- 10
11
Роль и значение обменов знаниями
в подготовке конкурентоспособных выпускников
Представление знаний в мультимедиа средах
Проблема обновления знаний в образовании: глобальный разрыв
E-learning - новая технологическая среда доставки знаний из открытых источников
Предоставление слушателям актуальных знаний в реальном масштабе времени
Учебники в твердых копиях устаревают еще на момент их печати, что делает грифование учебников бессмысленным
Создание тестов
Использование тестов
Знания в мультимедиа форматах вообще не отражаются в твердых копиях
Создание новой техники и технологии
Новые технологии попадают в реальную экономику, опережая знания студентов на три поколения
Слайд 16E-learning – технологическая среда, обеспечивающая синхронизацию между двумя процессами: создания
знаний и их использованием в образовании
Создание знаний
Удвоение объемов знаний каждые
72 часа к 2010 г.
E-learning
Среда синхронизации
Использование актуальных знаний ППС и студентами в учебном процессе
КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА INTERNET
E-Learning – это Internet и мультимедиа, используемые в образовании
Использование коммуникаций в переносе знаний в образовательный контент – главная стратегия в повышении качества образования
Слайд 17ICDE SCOP 2009
Международный Совет
по открытому и дистанционному обучению (ICDE):
ICDE
– всемирная неправительственная организация, признанная ЮНЕСКО.
Основная цель: развитие межкультурного сотрудничества
и взаимопонимания через гибкое электронное обучение во всем мире.
Год создания: 1938
Постоянная конференция президентов членов ICDE (SCOP)
20-21 ноября 2009 г.
Барселона, Испания
100 участников из 35 стран всех континентов
4 основные темы:
Повышение качества
Новое предпринимательство
Трудоустройство и обучение на протяжении всей жизни
Основные инновационные подходы в период финансового кризиса.
Слайд 18Демократизация образования
Основной тренд -демократизация общества;
Необходимо рассматривать демократизацию как основной двигатель
изменений в образовании;
Необходимо ориентироваться на то, что лучше знают учащиеся,
в т.ч. с точки зрения технологий;
Необходимо применять ИКТ для инновационного обучения;
Необходимо ориентироваться на все каналы восприятия контента.
Слайд 19Серьезные игры (сетевые, трансграничные)
Учащиеся изучают теорию без отрыва от практики.
Начинают
сразу с решения практических задачи.
Необходимость изучение теории определяется потребностью сформированной
в процессе игры.
Слайд 20Обучение взрослых на рабочих местах и в режиме мобильности
LifeLongLearning
лучше, дешевле, быстрее.
Работодатели обучение = рост производительности труда и повышение
качества.
Работающие обучение = профессиональное развитие
Слайд 21Новые концепции и подходы в e-learning и в создании контента
Переход от «книжного» построения контента к новой гибкой структуре –активный
контент;
Встраивание элементов управления обучением в цифровой контент;
Электронные измерения в электронном обучении для постоянной обратной связи и анализа.
Слайд 22Характеристики активного контента
Знания размещаются в репозиториях в форме знаниевых объектов
(ЗО);
Системы метаданных используется для описания и связывания всех ЗО и
учебных объектов;
Учебные объекты (УО) строятся путем интеграции ЗО, метрик, параметрик управления учебным процессом;
Учебный контент – onLine контент.
Слайд 23David James Clarke IV, Toolwire, Inc., USA
Трансформация общества
Слайд 24
Проявление лидерства и перспективного видения в области качества электронного обучения;
Продвижение
использования открытых образовательных ресурсов;
Рамки обеспечения качества высшего образования;
Демонстрация способов, посредством
которых ИКТ могут улучшить обучение, ориентированное на учащегося.
Европейский фонд
качества электронного обучения (EFQUEL) Инновационная повестка дня - 2010
Четыре «ключевых заявления»
Слайд 25QMPP (Quality Management of Peer Production in eLearning)
Критерии качества
по совместному(групповому) созданию контента;
Акцент на контроль процесса совместного создания контента
(web 2.0, wiki).
Слайд 26Укрепление роли ИКТ как ведущей силы инноваций и креативности
Всё
большая часть обучения проходит внеформально и посредством ИКТ;
Коммуникационные технологии и
технологии совместной работы способствуют развитию персональных компетенций, таких как креативность;
Появление ИКТ (Web 2.0, широкополосная и мобильная связь) имеет большой потенциал для развития креативности и инноваций в образовании и обучении.
Слайд 27Обеспечение доступа к образовательным ресурсам
Продвижение использования открытых образовательных ресурсов (ООР)
посредством выявления подходящих методов качественной разработки ООР;
Исследование инновационности в рамках
обеспечения качества высшего образования и разработка методологии ее поддержки на европейском и национальном уровнях;
Движение к экономике цифрового образовательного контента для европейского общества знаний.
Слайд 28Стратегии Дирекции по политике в области образования в ЕС
Разработка целостной
программы реформ, которая состоит из поэтапных изменений: речь идет не
об ИКТ, а о переходе на путь развития ИКТ, который ведет к «бизнесу в области обучения».
Потенциал ИКТ не будет реализован без инноваций в области образования и обучения;
Ссылки на ИКТ в странах, являющихся высокоразвитыми в электронном плане, постепенно исчезают и заменяются инновационными концепциями;
Признано, что обучение 21 века требует внимания к навыкам, учебным программам, педагогике, оценке, лидерству и высокому качеству контента, инфраструктуры и технологий;
Слайд 29Современное внедрение стратегий
Использование открытых ресурсов (платформы, контент, сообщества профессионалов и
сети);
Предоставление контента -> предоставление сервиса;
Включение неформального обучения в формальное и
технологии перевода неформально обучающихся в формальную плоскость (площадка свободного обучения + центр оценки) .
Слайд 30Современное внедрение стратегий
Скорость научного прогресса ведет в необходимости реализации принципа
непрерывности образования;
Лидером в процессе обучения должны являться учащиеся, преподаватель –
помощник и модератор;
Задача образования – подготовить выпускника к постоянно меняющемуся окружающему миру
Профессиональная компетентность
Умение учиться
Адаптивность
Слайд 31Переход от традиционного пассивного контента к активному eLearning контенту
Проектирование учебного
контента в виде малых фрагментов – знаниевых объектов;
Создание карт знаний
на основе знаниевых объектов;
Связка всех знаниевых объектов в дисциплины (модульный подход);
Создание электронного портфолио студента для оценки и хранения качества обучения, прогресс и результаты обучения;
Анализ результатов для корректировки целей обучения и образовательного процесса.
Слайд 32Государственные проекты
Развитие LifeLong Learning
Развитие mLearning
Создание и развитие открытых образовательных ресурсов
Проекты
виртуальной мобильности студентов и преподавателей
Проекты по оценке качества обучения
Слайд 33ТРАНСФОРМАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ФОРМИРОВАНИЕ E-Learning индустрии
Слайд 34Рост объемов знаний не имеющий аналогов в истории развития человечества;
Развитие
ИКТ;
Беспрецедентный рост объемов образования по всем формам обучения и, прежде
всего, в системе переподготовки взрослого населения страны.
Чем катализируется создание и развитие e-learning индустрии
Слайд 35Модель технологического развития национальных систем образования, национальных инновационных систем и
экономики, основанной на знаниях развитых и развивающихся стран в контексте
местоположения России
Слайд 36Россия 2009: государственная политика, законодательство
Развивающиеся страны 2009
Развитые страны 2009
РОССИЯ
Слайд 37e-learning industry
Программное
обеспечение
Контент
Консалтинговые
услуги
Обучение
Системная
интеграция
Кластеры товаров и услуг
Оборудование,
комплектующие
и сети
Цель - предоставить всем
участника образовательного
процесса продукты и сервисы
для повышения эффективности их
деятельности
Что такое e-learning-industry?
Слайд 39В рамках
учебных планов
Расширенный
контекст обучения
Неформальное
обучение
Формальное
обучение
E-learning
индустрия
ИКТ для целей
обучения в школах
ИКТ для целей
обучения в
институтах
Модернизированное
дистанционное
обучение
Обучение
преподавателей
с помощью
e-learning
ИКТ для
виртуальной
мобильности
обучающихся
Развитие
внутри организации
с помощью
e-learning
Сообщества,
где используется
e-learning
Непрофессиональнные
сообщества e-learning
Виртуальные
профессиональные
сети
Индивидуальное
развитие с помощью
e-learning
E-learning
на рабочем месте
Слайд 41Стабильная стратегия создания конкурентоспособных человеческих ресурсов;
Гибкая учебная инфраструктура для
удовлетворения растущих, различных потребностей в непрерывном обучении;
Основание знаниевого бизнеса и
новой стратегии развития путем применения высококлассной ИКТ инфраструктуры;
Катализатор инноваций в образовании: общее образование, высшее образование, обучения гос. служащих и сотрудников компании, а также слушателей программ непрерывного образования;
Лучший опыт взаимодействия в разных секторах: правительство и гос. сектор, частные компании и образовательные учреждения, система национальной безопасности;
Социальная инфраструктура для внедрения безопасной сети с целью уравнивания возможностей людей с точки зрения культуры, образования и экономики.
Значение e-Learning для государства
Взгляд на наших
конкурентов:
- на Западе;
- на Востоке;
- на Юге.
Слайд 43Karen Velasco, The British Institute for Learning and Development (BILD),
UK
Тренды ЭО в 2009 году*:
Мобильное обучение
Самостоятельное обучение (DIY learning)
Гибкие образовательные
среды
Виртуальные миры (Serious games)
Игры и симуляторы
* Журнал Chief Learning Officer, Январь 2009
Слайд 44Государственные проекты
Развитие LifeLong Learning
Развитие mLearning
Создание и развитие ресурсов
Проекты виртуальной мобильности
студентов и преподавателей
Проекты по оценке качества электронного обучения
Слайд 45Проекты ЕС, министерств образования Португалии и Бельгии
Проекты ЕС, Португалии и
Бельгии:
развитие LifeLong Learning
развитие mLearning
создание и развитие открытых ресурсов
проекты виртуальной мобильности
студентов и преподавателей
использование социальных медиа в образовании
обучение (переподготовка) взрослого населения
центры компетенций
ePortfolio
Особое внимание – в на технологии Web2.0: все обучающиеся (школьники и студенты) давно знакомы с ними.
Слайд 46«e-Europa»
Стандарты e-learning
= основа технологической среды e-Bologna
Создание технологической среды, облегчающей
обмен контентом и электронными курсами, основанной на общепринятых стандартах.
Построение единой
европейской зоны высшего образования
Создание европейского виртуального образовательного пространства (для обучения студентов в Европе и других странах)
Слайд 47Объединенная Европа
Инициатива «е-Европа»
Компьютерные права для всех
On-line образование для всех
в течение жизни
E.LLL
Ускорение внедрения электронной коммерции
Электронное общество, e-learning
для всех нетрудоспособных граждан
Онлайновая медицина для всех
Слайд 48Основные европейские проекты
EADTU: руководство по качеству - критерии eXcellence для
ВУЗов
EFQUEL: uNIQUE – критерии качества для ВУЗов
EFMD CEL: критерии качества
для программ электронного обучения
Слайд 49Новое обучающееся поколение
В 21 веке тот, кто вовлечен в электронное
обучение, все в большей мере определяет повестку дня... и нуждается
в наборе навыков для работы и жизни, соответствующем 21-му веку
Компетенции 21 века находятся на переднем плане в образовательных реформах в Европе и во всем мире:
ОЭСР. Определение и отбор навыков/ Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Партнерство в интересах компетенций 21 века
Оценка и проверка навыков 21 века
Ключевые компетенции ЕС в области обучения в течение жизни
Новые навыки ЕС для новых профессий
ЕС 2020 – консультации с общественностью
Слайд 50Законодательство в области e-learning в Южной Корее и других странах
MESI-Jun2009-DJ.Hwang
1996
2009
Дист.
Обучение через интернет:
Средства, контроль качества, контент
в 2002
e-Campus Vision
2007
Вирт. университет в 2001
Cyber Home Learning
System в 2004
Модель u-Learning
в школьном обучении
Закон об e-Learning
в непрерывном
образовании в 2000
Закон о развитии
индустрии
e-Learning в 2004
Закон о u-Learning
в разработке в 2009
Национальный проект по изучению
эффективности e-learning в 1997,
Внедрение e-learning в обучение
профессии в 1999
Пилотный запуск кибер
университета
1998 – 2000”
Генеральный план развития
корпоративного e-learning в 2004
Слайд 51Государственные инициативы в развитии e-learning индустрии в Южной Корее
Слайд 52Новые технологии
Формальное и неформальное обучение
Культура обучения
Обучение как бизнес система
Интеграция
обучения
и выполнения рабочих обязанностей
Мобильность
e-learning индустрия для компаний
Новые направления
в обучении
Слайд 53В России.
Где мы находимся?
Куда мы идём?
Слайд 54Государственная политика и инициативы для продвижения e-learning индустрии
Слайд 55 В настоящее время в России развиваются при направления нормативно-правового
обеспечения эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках создаваемого информационного общества:
Подготовка
Федерального закона «Об индустрии e-learning»;
Развитие действующего законодательства в области образования;
Проведение нового эксперимента в области электронного обучения, с целью отработки новых нормативных документов на уровне Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и документов субъектов РФ.
Слайд 56Не имеющий аналогов в истории рост объема обучения, переподготовки, повышения
квалификации и самообучения (формальное и неформальное обучение).
Слайд 57Объемы ежегодной переподготовки взрослого населения
Сейчас в ежегодную переподготовку взрослого населения
вовлечены:
в США – 70%
в ЕС - ~ 60%
в Японии –
более 80%
В Ю.Корее – 85%
в РФ – 2,5%
Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев
17.07.2008 г.
г. Петрозавдск
Слайд 58Объемы переподготовки взрослого населения России
При 10% ~ 7 000 000
чел. ежегодно
При 20% ~ 14 000 000 чел.
При 50%
~ 35 000 000 чел.
Для обучения такого количества людей в России нет ни парт, ни учителей, ни учебных материалов, ни денег
Вот почему нужна e-learning индустрия России, причем незамедлительно.
Слайд 59В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Слайд 60Единая система поиска и тэгирования, основанная на семантической системе ключевых
слов, уведомлениях по RSS и других Web 2.0 инструментах
Управление созданием
качественных академических знаний в e-Learning МЭСИ
Слайд 62Ресурсный центр для ППС МЭСИ–поддержка использования ИТ
WWW.PROF.MESI.RU
Слайд 63Участие российского сообщества в международных проектах по применению ИКТ в
образовании
Модель «Электронный Университет» – взаимодействие по интеграции технологий и управленческих
методик
Пилотирование и апробация новых ИТ-решений Microsoft для e-learning
Формирование ИКТ-компетентности ППС и АУП – более 15 000 человек
Партнерство с UNESCO, модели компетенций в ИКТ
Участие в IMS Global Learning Consortium и других организациях
Слайд 64Новая роль ППС
Распределенные кафедры
Дисциплина
ППС
Выпускники
Эксперты
Студенты
Закрепление ключевой роли ППС, развивающих дисциплину, как
основного приоритета!
Слайд 65Метрики и аудит
Перенос контента и актуализация дисциплин
Мотивация ППС
Общение и развитие
Активность
в кампусе
Система e-Metrics в реальном времени снимает показатели со всей
сети, объединяющей головной вуз и филиалы!
Система постоянного аудита качества образовательного процесса.
Активность в ИЦД
Слайд 66На первый план с точки зрения структуры критериев для мотивации
всех ППС выходит их роль и активность в развитии дисциплин.
Метрики,
аудит и мотивация
Новая система:
- социальной
- профессиональной
- экономической
мотивации.
Слайд 68Перенос знаний из открытых ресурсов Internet;
Наполнение и использование ИЦД в
преподавании;
Общение со студентами и коллегами через online-технологии;
Эффективная актуализация учебных материалов;
Работа
с зарубежным контентом и результатами исследований.
Приоритетные компетенции для ППС
Слайд 70Процесс потокового создания и использования знаний в МЭСИ
Слайд 71Процесс потокового создания и использования знаний в МЭСИ
Слайд 72Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева
«Мы действительно живем в уникальное время.
У нас есть шанс построить новую, свободную, процветающую, сильную Россию».
10
сентября 2009 года, 12:00
Слайд 73Философия информационного общества
INTERNET
Национальные приоритеты
Философия информационного общества : новая образовательная
политика
и создание экономики, построенной на знаниях
Мировой рынок интеллектуальных ресурсов
Неограниченные возможности
к обмену знаниями
Интеллектуальный
потенциал, обеспечивающий инновационное
развитие России
Знания в электронном виде
и e-learning
Информатизация и
Internet
e-learning индустрия
Стандарты цифрового
контента и технологий
Информационное
общество
России
Интеграция России в глобальное информаци-онное сообщество
Слайд 74
Сегодня речь идет о «втором» цифровом разрыве, т.е. об «использовании»
новых технологи.
Эффективное использование в образовании вновь создаваемых знаний размещаемых в
открытых ресурсах Интернета – самя важная задача образования.
Использование ИКТ в значительной степени позитивно коррелируется с мотивацией и вовлеченностью:
Мотивация как ведущая сила была недооценена в реформах образования последнего десятилетия.
Значительный потенциал для повторного привлечения молодежи и отчисленных.
Второй цифровой разрыв
Слайд 75Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева
«В течение ближайших десятилетий
Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми,
сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности».
10 сентября 2009 года, 12:00
Слайд 76Образование и конкурентоспособность страны – единое целое, это то, что
беспокоит Президента страны и всех прогрессивных людей России
Слайд 77Благодарю за внимание!
Тихомиров В.П.
president@mesi.ru