Разделы презентаций


Управление научными исследованиями и разработками

Содержание

Понятие науки Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.Основой науки является постоянный сбор фактов, и их обновления, систематизация, критический анализ, синтез новых знаний, выявление

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Управление научными исследованиями и разработками
Тема 2. Наука и научное исследование
Тема

3. Методология научных исследований

Будрина Елена Викторовна, д.э.н, профессор
Научный руководитель ОП

«Инновационное предпринимательство»
boudrina@mail.ru
Управление научными исследованиями и разработкамиТема 2. Наука и научное исследованиеТема 3. Методология научных исследованийБудрина Елена Викторовна, д.э.н,

Слайд 2 Понятие науки

Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку

и систематизацию объективных знаний о действительности.
Основой науки является постоянный сбор

фактов, и их обновления, систематизация, критический анализ, синтез новых знаний, выявление законов, закономерностей развития явлений и событий в различных направлениях и сферах, которые описывают природные и общественные процессы, и позволяют прогнозировать развитие

Фундаментальная наука –область познания,  теоретических, экспериментальных исследований основополагающих явлений и  закономерностей

Прикладная наука -наука, вызванная 
потребностями человека.

Понятие науки Наука – область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности.Основой науки

Слайд 3 Ученый, как теоретик, так и экспериментатор, формулирует высказывания или системы

высказываний и проверяет их шаг за шагом.
В области эмпирических

наук, в частности, ученый выдвигает гипотезы или системы теорий и проверяет их на опыте при помощи наблюдения и эксперимента.
Я полагаю, что задачей логики научного исследования, или иначе говоря, логики познания, является логический анализ этой процедуры, то есть анализ метода эмпирических наук.
К.Поппер (1934)
Ученый, как теоретик, так и экспериментатор, формулирует высказывания или системы высказываний и проверяет их шаг за шагом.

Слайд 4История науки
Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот

момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять

знания, анализировать и передавать их другим.
Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.
До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.
Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.
История наукиПервые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть

Слайд 5Классификация наук
Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю,

разделившему их на практические, теоретические и творческие
Общепринятая классификация наук в

настоящее время
Классификация наук Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и

Слайд 6Естественные – это науки о природе, происходящих в ней процессах, закономерностях.

Сюда входят астрономия, биология, физика, химия, анатомия, геология, геофизика и

другие. Эти виды наук занимаются в основном сбором информации. Когда-то ученые, собирающие данные о мире, назывались естествоиспытателями;
Технические – применяют полученные знания с целью развития технологий и техники. Речь идет об электротехнике, механике, радиотехнике, информатике и других;
Гуманитарные и общественные – это науки, изучающие человека и его взаимоотношения в обществе. Например, обществознание, философия, психология, социология, история, педагогика, экономика, политология, юриспруденция  и т.д.

Естественные – это науки о природе, происходящих в ней процессах, закономерностях. Сюда входят астрономия, биология, физика, химия, анатомия,

Слайд 7Зарубежный взгляд на классификацию наук

Зарубежный взгляд на классификацию наук

Слайд 8Классификаторы наук в современной России
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ (RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS OF HIGHER SCIENTIFIC QUALIFICATION) ОК

017-2013 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_273972/ http://classifikator.ru/dic/oksvnk/)
КЛАССИФИКАТОР ВЫСШЕЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ РФ (http://www.ccas.ru/isir/vak.htm)
Паспорта научных специальностей ВАК (http://arhvak.minobrnauki.gov.ru/316)
Классификатор УДК
(https://teacode.com/online/udc/)

Классификаторы наук в современной России ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ (RUSSIAN CLASSIFICATION OF PROFESSIONS OF HIGHER

Слайд 9Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на

общественность
выделяют 5 основных функций:
Познавательная – является ведущей, так как на ней

строится вся научная деятельность. Ее суть заключается в производстве новых знаний путем исследования природы мира и человека, постижения законов и явлений среды, выдвижении прогнозов.
Мировоззренческая (прогностическая) – тесно связана с познавательной функцией: на основе знаний формируется научное восприятие мира. Например, мы все точно знаем, что дождь представляет собой осадки, закономерное явление природы, а не слезы бога, как когда-то думал дикий человек.
Производственная (практически-действенная) – внедрение полученных, а главное, доказанных знаний в производство. Это разработка новых идей, инноваций и научных технологий.
Социальная – состоит в использовании продуктов научного труда в государственных программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.
Культурная функция проявляется в развитии и воспитании, реализуемых через систему образования, просветительскую деятельность, работу СМИ. Научные достижения прямым образом влияют на учебные программы, методологию и формы обучающего процесса.
Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественностьвыделяют 5 основных функций:Познавательная – является ведущей, так

Слайд 10Три «кита» научного знания
Идеалы и нормы 
– регулируют научную деятельность,

выражают собой представления о целях науки и средствах их достижения.

Это законы, по которым строятся описания, доказательная база, обоснования и проводится организация знаний.

Научное мировоззрение

исторически сложенные, научно доказанные факты об устройстве мира. Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.

Философское основание

- предполагает, что включение любых знаний в научную картину миру требует философского объяснения, обоснования, 

Три «кита» научного знанияИдеалы и нормы  – регулируют научную деятельность, выражают собой представления о целях науки и

Слайд 11Теоретический и эмпирический уровни исследования

Теоретический и эмпирический уровни исследования

Слайд 12Современная структура научного подхода 
ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы,

описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры
затем собственные наблюдения подвергаются

анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставление приоритетов между важным и второстепенным в этом целом

происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории

критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения

прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения

Современная структура научного подхода ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные

Слайд 13Взаимосвязь между фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, инновациями и экономикой
Основание, базис

исследований мира
Использование основания для полезных человеку разработок
Создание продуктов и услуг,

приращение денег
Взаимосвязь между фундаментальной наукой, прикладными исследованиями, инновациями и экономикойОснование, базис исследований мираИспользование основания для полезных человеку разработокСоздание

Слайд 14Этапы научно-исследовательской работы
1 этап – определение проблемы, предмета и объекта

исследования.
2 этап – изучение литературы по проблеме, уточнение основных понятий,

предварительное описание предмета исследования и окончательное название работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы исследования.
4 этап – выбор методов исследования.
5 этап – сбор фактического материала.
6 этап – обработка результатов исследования и их интерпретация.
Этапы научно-исследовательской работы1 этап – определение проблемы, предмета и объекта исследования.2 этап – изучение литературы по проблеме,

Слайд 15Понятия «метод» и «методология» научных исследований
Метод (от греч.: μέθοδος —

метод, путь к чему-либо) - это совокупность рациональных действий, которые

необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
Научный метод — это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций
Методология науки — это научная дисциплина, которая изучает методы научно-познавательной деятельности. Методология в широком смысле представляет собой рационально-рефлексивную мыслительную деятельность, направленную изучение способов преобразования человеком действительности. Методология в узком смысле – совокупность методов и приемов для изучения деятельности в конкретной сфере.
Методология науки осуществляет исследование, поиск, разработку и систематизацию методов, применяемых в этой деятельности для получения научного знания и тех общих принципов, которыми она направляется

Понятия «метод» и «методология» научных исследованийМетод (от греч.: μέθοδος — метод, путь к чему-либо) - это совокупность

Слайд 16Методы организации научного исследования
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (философские)
Формализация - отображение содержательного знания

в знаково-символическом виде (формализованном языке)
Аксиоматический -  построение собственной теории на

известных аксиомах
Гипотетико-дедуктивный - выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно
От абстрактного к конкретному - метод тео­ретического исследования и изложения, состоящий в движении на­учной мысли от исходной абстракции через последовательные этапы углубления и рас­ширения познания к результату 

Теоретические
методы

Эмпирические
методы

Общие логические методы и приемы

Методы организации научного исследованияТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (философские)Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке)Аксиоматический -  построение

Слайд 17Эмпирические методы познания (общенаучные)
Методы эмпирического познания
Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов,

опирающееся в основном на данные органов чувств
Эксперимент - активное и

целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса
Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов
Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке
Измерение — совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения
Моделирование – создание модели и построение прогноза в соответствии с моделью

Эмпирические методы познания (общенаучные)Методы эмпирического познанияНаблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувствЭксперимент

Слайд 18Общие логические методы и приемы исследования
Анализ - реальное или

мысленное разделение объекта на составные части и синтез — их

объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат
Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств
Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета
Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности
Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — восхождение процесса познания от общего к единичному
Аналогия (соответствие, сходство) - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами
Моделирование —исследования объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог фрагмента действительности
Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем
Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли

Общие логические методы и приемы исследования  Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части

Слайд 19Частные и специальные методы научного исследования
В зависимости от содержания изучаемых

объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования
Методы исследования классифицируют

по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д.
Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др.
В зависимости от сферы применения и степени общности различают методы:
1) всеобщие (философские), действующие во всех науках и на всех этапах познания;
2) общенаучные, которые могут применяться в гуманитарных, естественных и технических науках;
3) частные – для родственных наук;
4) специальные – для конкретной науки, области научного познания. Подобную классификацию методов можно встретить и в юридической литературе

Частные и специальные методы научного исследованияВ зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного

Слайд 20Спасибо за внимание! Подробности в следующий раз! ул.Чайковского 11/2,ауд.320а boudrina@mail.ru

Спасибо за внимание!  Подробности в следующий раз! ул.Чайковского 11/2,ауд.320а boudrina@mail.ru

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика