Слайд 2У каждого человека в груди есть сердце. Оно, как мотор
в машине, стучит день и ночь. Ни на минуту не
останавливаясь – ТУК-ТУК, ТУК-ТУК.
Даже когда ты спишь, сердце продолжает свою работу – ТУК-ТУК, ТУК-ТУК.
Хочешь услышать, как оно бьется? Ты сможешь это сделать, если найдешь у себя на руке пульс.
Слушай, как четко и ровно, без остановок бьется твое сердце!
Слайд 3А знаешь, почему мы заговорили об этом?
Потому что в
каждом музыкальном произведении есть свой пульс – равномерное чередование сильных
и слабых долей, которые музыканты называют МЕТРОМ.
Слайд 4Чтобы понять, что это такое, представь себе марширующих солдат.
У
них всегда есть командир, который громко командует – РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА!
И
под эту команду солдаты шагают как один – четко
и размеренно, отсчитывая ногами
доли – РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА,
ЛЕВОЙ-ПРАВОЙ, ЛЕВОЙ-ПРАВОЙ!
А потом командир отдает другую
команду – ПЕСНЮ ЗАПЕВАЙ!
Слайд 5И солдаты дружно затягивают бодрую строевую песню.
Мелодия песни может
состоять из самых разных длительностей, эти длительности могут сочетаться в
самых разных вариантах – и это свободное сочетание различных длительностей и называется ритмом или ритмическим рисунком.
Мелодия песни может иметь любой ритмический рисунок, но ноги солдат продолжают отсчитывать – РАЗ-ДВА! РАЗ-ДВА!
То, что отстукивают ногами солдаты и будет музыкальным пульсом или метром песни.
Слайд 6А теперь вспомни – ты видел когда-нибудь, как танцуют вальс?
Красивый танец, в котором пары кружатся по залу?
РАЗ-ДВА-ТРИ,
РАЗ-ДВА-ТРИ - отсчитывают ноги танцоров в то время, когда оркестр играет мелодию.
Слайд 7Вальсов на свете огромное
количество, никто даже не сможет сосчитать,
сколько мелодий написано для этого танца. Но у всех этих
мелодий будет одно общее – трехдольный метр.
Слайд 8Метром в музыке принято считать равномерное чередование сильных и слабых
долей.
Когда композитор собирается написать пьесу, он обязательно выбирает музыкальный метр.
Например, для марша ему понадобится четырехдольный метр, для вальса или менуэта – трехдольный, для польки двухдольный…
Слайд 9темп
ТЕМП – это скорость музыки
Он очень влияет на её характер
Слайд 10Медленный темп придает ей или спокойный характер
К. Сен-Санс «Лебедь»
Слайд 12Быстрый же темп придает музыке или веселый характер
В.А. Моцарт «Маленькая
ночная серенада»
Слайд 13Или, наоборот – взволнованный, тревожный
Р. Вагнер «Полет Валькирий»
Слайд 14Все музыкальные звуки делятся на три регистра НИЖНИЙ, СРЕДНИЙ И
ВЫСОКИЙ
СМОТРИ, КАК РАСПОЛОЖИЛИСЬ РЕГИСТРЫ НА КЛАВИАТУРЕ ФОРТЕПИАНО
НИЖНИЙ СРЕДНИЙ ВЫСОКИЙ
регистр
Слайд 15ВЫСОКИЕ ЗВУКИ
Тоненькие, легкие. Они как бы тянутся вверх.
Тоненько чирикают птички,
тоненько пищат мышки, звенит капель, бежит звонкий ручеек, пищит цыпленок,
зудит комарик.
Слайд 16Музыка в высоком регистре часто изображает маленьких животных и сказочных
героев и добрые силы природы – ручеек, капель, летний дождик
Слайд 18НИЗКИЕ ЗВУКИ
Толстые, грубые. Они опускаются вниз, как будто под землю.
Они тяжелые, гулкие. Так рычит медведь или трубит слон, грохочет
гром или падают камни.
Слайд 20СРЕДНИЕ ЗВУКИ
Не высокие и не низкие. Так поют люди и
близкие человеку животные и сказочные герои.
Слайд 21Р.Шуман «Карнавал», пьеса «Шопен»
Слайд 22В музыке существует два главных лада МАЖОР И МИНОР
Чаще всего,
музыка, написанная в мажоре – спокойного или веселого характера, а
музыка в минорном ладу – грустная или тревожная.
Но это не обязательное правило.
Послушайте, какую веселую Польку написал композитор Рахманинов в грустном минорном ладу
лад
Слайд 24Динамикой музыканты называют громкость звука.
Если вы внимательно посмотрите в ноты,
то обязательно увидите разные значки, вроде таких f ,
p - это и есть обозначения громкости.
Громкость очень влияет на характер музыки.
Тихая музыка вызывает ощущение покоя или легкой грусти, а громкая, наоборот, волнения или радости.
динамика
Слайд 25Послушай, как непохожи темы двух музыкальных героев симфонической сюиты Н.А.
Римского-Корсакова.
Громкая музыка изображает грозного восточного царя Шахриара, а тихая –
юную красавицу Шехерезаду, которая рассказывает царю удивительную сказку