Слайд 1Устная и письменная разновидности литературного языка. Речевое взаимодействие
Устная и письменная
речь
Речевое взаимодействие
Понятие о монологе, диалоге, полилоге
Вербальные и невербальные средства коммуникации
в речевой деятельности
Слайд 2Устная речь
РЛЯ существует в двух разновидностях – (?)
Устная речь –
разновидность литературного языка, в которой используется система фонетических и просодических
(связанных с высотой тона, длительностью, силой звука) средств выражения.
Слайд 3Особенности устной речи
Создается в процессе говорения
Характерны: словесная импровизация и некоторые
языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование большого количества простых
предложений, употребление побудительных и вопросительных предложений, восклицательных предложений, повторы, самоперебивы, подхваты, незаконченность выражения мысли, конструкции с именительным темы)
Слайд 4Устная РЕЧЬ ПЕРВИЧНА
Устная РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВИЧНОЙ ФОРМОЙ СУЩЕСТВИВАНИЯ ЯЗЫКА.
Для ЯЗЫКОВ,
НЕ ИМЕЮЩИХ ПИСЬМЕННОСТИ,ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ.
ДИАЛЕКТЫ, ПРОСТОРЕЧИЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ ТОЛЬКО В ФОРМЕ
УСТНОЙ РЕЧИ.
Слайд 5Письменная РЕЧЬ
Письменная РЕЧЬ – РЕЧЬ, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА БУМАГЕ (ИЛИ ДРУГОЙ
ПОВЕРХНОСТИ) С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ (ЗНАКОВ ПИСЬМЕННОСТИ), ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ.
Является ВТОРИЧНОЙ, БОЛЕЕ ПОЗДНЕЙ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОРМОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА.
Пишущий ОБДУМЫВАЕТ, СТРОИТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСТЕПЕННО, дополняя и исправляя.
Слайд 6Письменная РЕЧЬ
Характерно:
Сложные синтаксические конструкции
Конструкции с причастным оборотом (чаще всего страдательное
причастие)
Преобладание книжной лексики
Слайд 7Различия в характере адресата
Устная предполагает наличие собеседника. Г и Сл
не только слышат, но и видят друг друга. Речь зависит
от того, как её воспринимают.
Говорящий создает, творит свою речь сразу, одновременно работая над содержанием и формой.
Слайд 8Различия в характере адресата
Письменная речь обычно обращена к отсутствующим, можно
лишь предполагать своего читателя.
На эту речь не влияет реакция тех,
кто её читает.
Слайд 9Различия в характере восприятия
Устная речь воспринимается на слух. Она должна
быть простроена таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и
легко усваивалось слушателями.
Выделяется 2 разновидности УР:
Разговорная речь
Кодифицированная речь
Слайд 10Разновидности устной речи
Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой
характерны:
Непринужденность общения
Неофициальность отношений
Непосредственное участие в акте коммуникации
Сильная опора на внеязыковую
ситуацию
Использование невербальных средств
Возможность смены позиций Г – Сл.
Все это влияет на выбор верб. и невербал. ср
Слайд 11Разновидности устной речи
Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения
(конференции, собрания, совещания).Как правило, она заранее подготовлена и далеко не
всегда опирается на ситуацию. Для неё характерно умеренное использование невербальных средств.
Слайд 12Различия в характере восприятия
Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Можно
перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение отдельных
слов и непонятных терминов.
Слайд 13Отношения между письменной и устной речью
В разные периоды жизни языка
существовали разные виды отношений.
Сегодня отмечается расширение тематики устного общения, расширение
активного словарного запаса людей, совершенствование навыков неподготовленной устной речи, ускоренное развитие устной формы существование языка.
Слайд 14Отношения между письменной и устной речью
Растет внимание людей к устному
слову, возрастает диалогичность общения, увеличивается вес устной публицистики, она становится
более импровизационной, раскованной и эмоциональной.
Сокращается объем письменного межличностного общения, предпочтение отдается устным формам.
Слайд 15Особенности современной устной речи
Отмена цензуры привела к исчезновению языковых ограничений,
что способствовало проникновению в печать, на радио и ТВ большого
объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Произошла заметная и неоправданная либерализация отношения к нормам языка в сфере культуры.
Слайд 16Особенности современной устной речи
В сознании людей увеличилась степень публично допустимого
в разговорной речи. Используются слова и выражения, ранее никогда публично
не произносившиеся (вплоть до мата).
Увеличилась доля людей, считающих возможным пренебрежительно относиться к
нормам речевого этикета. (?)
Слайд 17Речевое взаимодействие
РВ – это общение с помощью вербальных (языковых средств).
Чаще
всего оно происходит в процессе совместной деятельности. Выбор речевых средств
определяется видом общения:
Бытовое,
Деловое.
Слайд 18Виды общения
Контактное – дистантное
Непосредственное – опосредованное
Устное – письменное
Диалогическое – монологическое
Межличностное
- массовое
Слайд 19Контактное общение предполагает диалог
Диалог – основной вид контактного общения, как
отмечают современные учёные, диалог является разновидностью человеческого поведения. Как форма
речевого взаимодействия с другими людьми, диалог подчиняется определённым, сложившимся в обществе правилам общения.
соблюдать очерёдность в разговоре;
выслушивать собеседника, не перебивая;
поддерживать общую тему разговора;
смотреть собеседнику в глаза;
проявлять внимание и уважение к участнику разговора.
Слайд 20Общие речевые правила ведения диалога
говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной
громкостью; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и
чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику, избегать грубых, жаргонных, просторечных слов.
Главное предназначение моральных правил – жить в мире и согласии.
Слайд 21Условия эффективности бытового разговора
Обоюдное желание вести разговор
Удачный выбор темы
Умение найти
общий язык
Слайд 22Особенности делового общения
Деловое общение должно
строиться на принципах сотрудничества взаимопонимания
повышать
деловую и творческую активность участников общения
подчиняться установленным правилам и ограничениям
(регламентированность) Напр., дипломат. протокол – совокупность правил, условностей, традиций, регулирующих проведение дип. встреч.
Слайд 23Деловое общение и деловой этикет
Все большее распространение в деловых кругах
получает деловой этикет, который включает:
Правила приветствия и представления
Правила ведения деловой
переписки
Регламентированное поведение на презентации или приеме, за столом
умение дарить и принимать сувениры, пользоваться визитной карточкой и т.д.
Слайд 24Деловое общение и деловой этикет
Большое внимание уделяется:
внешнему виду
умению управлять положительными
и отрицательными эмоциями
манере разговаривать(строгий отбор речевых средств, недопустимы ненормативные выражения,
не желательны жаргонизмы, диалектизмы, не следует злоупотреблять терминами и иноязычными словами)
Слайд 25Деловое общение и деловой этикет
Деловой этикет включает и владение речевым
этикетом.
Речевой этикет – разработанные обществом правила речевого поведения в этикетных
ситуациях: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности и т.д.
Существует целый набор устойчивых речевых формул, которыми надо умело пользоваться
Слайд 26Знакомство
Давайте познакомимся (будем знакомы)
Позвольте (разрешите) познакомиться с Вами
Позвольте представиться
Познакомьтесь, пожалуйста.
Это мой..
Позвольте (разрешите ) представить Вам…
Очень приятно
Рад(а) познакомиться с Вами
Я
давно хотела познакомиться с Вами
Ваше лицо мне кажется знакомым..
Мне кажется, мы уже встречались где-то
Слайд 27Особенности японского этикета
В. Овчинников «Ветка сакуры»
В разговорах люди всячески избегают
слова «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства,
нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками.
Даже оказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение «мне уже и так прекрасно».
Ели токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой».. Это лишь один из способов не произнести слово «нет».
В японских традициях делового общения победители приносят извинения побеждённым в споре. Обычно при этом звучит такая реплика: «Мы уверены, что в следующий раз будет принята ваша точка зрения». Это один из способов бесконфликтного общения.
Слайд 28Регламентированность и временные рамки
Деловые люди знают цену времени, их день
расписан по минутам, поэтому деловые встречи отличает предварительный очерченный круг
обсуждаемых проблем.
Слайд 29Деловое общение и деловой этикет
Необходимо соблюдать принципы эффективного слушания (умением
выслушать собеседника, вникнуть в сущность того, о чем говорится, обладают
не более 10%)
Слушание может быть:
нерефлексивным (слушающий внимательно молчит)
рефлексивным (вступает в диалог, использует речевые поддержки).
Слайд 30Условия эффективного слушания
Зрительный контакт
Оптимальное расстояние (друзья 0,5 – 1,2; деловое
– 1,2 – 3,7; публичное – 3,7 и более)
Внимание не
только к словам, но и к жестам, мимике, позе
Понимание и отражение чувств (Я вижу: Вы огорчены)
Использование приема резюмирования (при разногласиях)
«Не давай оценок, не давай советов»
Слайд 31Монолог
Монолог – форма речи, не рассчитанная на словесную реакцию другого
лица, характризуется
Развернутостью
Стремлением широко охватить тематическое содержание
Наличием распространенных конструкций.
Слайд 32Диалог
Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями
между двумя или несколькими (полилог) лицами.
Слайд 33Особенности диалогической речи
Краткость высказываний
Широкое использование невербальных средств
Большая роль интонации
Использование неполных
предложений, опирающихся на реплики собеседника и обстановку беседы
Свободное от строгих
норм синтаксическое оформление высказывания
Преобладание простых предложен.
Слайд 34Невербальные средства общения
Мимика – главный показатель чувств говорящего и слушающего.
Опишите
мимику удивления, гнева, счастья!
Нужно уметь расшифровать мимику собеседника и знать,
в какой мере сами владеете своим лицом.
Слайд 35Жестикуляция
Жесты усваиваются естественным путем, без объяснения, их правильно понимают и
используют.
Чаще всего жест сопровождает слово, иногда уточняет его.
Демосфен на вопрос
о том, что нужно для настоящего оратора, ответил: «Жесты, жесты, жесты!»
Слайд 36Виды жестов
В зависимости от назначения подразделяются на:
Ритмические (Строчит как из
пулемета)
Эмоциональные (Вон отсюда!)
Указательные (Время, время!)
Изобразительные (Что такое винтовая лестница?)
Символические (поклоны
актеров)
Слайд 37Символические жесты
Жест предельности (сабельная отмашка кистью) Никогда не соглашусь!
Жест интенсивности
(рука сжимается в кулак) Честолюбив он страшно!
Жест отрицания, отказа (отталкивающее
движение рукой или двумя руками ладонями вперед) Никогда, никогда туда не поеду!
Жест противопоставления Одно окно на север, другое – на юг.
Жест разъединения Они расстались!
Жест объединения (пальцы соединяют)
Слайд 38Национальная специфика жестов
Согласие у русских движение головой вперед-назад
У болгар –
влево - вправо.
фамильярно-грубоватые жесты:
Поднятый большой палец как высшая оценка
Щелканье пальцем
по шее
Кручение пальцем у виска
Слайд 39Лучший жест
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически
сливается со словами и усиливает их воздействие на слушателей.