Разделы презентаций


Устная и письменная разновидности литературного языка. Речевое взаимодействие

Содержание

Устная речьРЛЯ существует в двух разновидностях – (?)Устная речь – разновидность литературного языка, в которой используется система фонетических и просодических (связанных с высотой тона, длительностью, силой звука) средств выражения.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Устная и письменная разновидности литературного языка. Речевое взаимодействие
Устная и письменная

речь
Речевое взаимодействие
Понятие о монологе, диалоге, полилоге
Вербальные и невербальные средства коммуникации

в речевой деятельности
Устная и письменная разновидности литературного языка. Речевое взаимодействиеУстная и письменная речьРечевое взаимодействиеПонятие о монологе, диалоге, полилогеВербальные и

Слайд 2Устная речь
РЛЯ существует в двух разновидностях – (?)
Устная речь –

разновидность литературного языка, в которой используется система фонетических и просодических

(связанных с высотой тона, длительностью, силой звука) средств выражения.
Устная речьРЛЯ существует в двух разновидностях – (?)Устная речь – разновидность литературного языка, в которой используется система

Слайд 3Особенности устной речи
Создается в процессе говорения
Характерны: словесная импровизация и некоторые

языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование большого количества простых

предложений, употребление побудительных и вопросительных предложений, восклицательных предложений, повторы, самоперебивы, подхваты, незаконченность выражения мысли, конструкции с именительным темы)































































Особенности устной речиСоздается в процессе говоренияХарактерны: словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование

Слайд 4Устная РЕЧЬ ПЕРВИЧНА
Устная РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВИЧНОЙ ФОРМОЙ СУЩЕСТВИВАНИЯ ЯЗЫКА.
Для ЯЗЫКОВ,

НЕ ИМЕЮЩИХ ПИСЬМЕННОСТИ,ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ.
ДИАЛЕКТЫ, ПРОСТОРЕЧИЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ ТОЛЬКО В ФОРМЕ

УСТНОЙ РЕЧИ.










































































Устная РЕЧЬ ПЕРВИЧНАУстная РЕЧЬ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВИЧНОЙ ФОРМОЙ СУЩЕСТВИВАНИЯ ЯЗЫКА.Для ЯЗЫКОВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ПИСЬМЕННОСТИ,ОНА ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЙ.ДИАЛЕКТЫ, ПРОСТОРЕЧИЕ ФУНКЦИОНИРУЮТ

Слайд 5Письменная РЕЧЬ
Письменная РЕЧЬ – РЕЧЬ, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА БУМАГЕ (ИЛИ ДРУГОЙ

ПОВЕРХНОСТИ) С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ (ЗНАКОВ ПИСЬМЕННОСТИ), ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ

ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ.
Является ВТОРИЧНОЙ, БОЛЕЕ ПОЗДНЕЙ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФОРМОЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЯЗЫКА.
Пишущий ОБДУМЫВАЕТ, СТРОИТ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ПОСТЕПЕННО, дополняя и исправляя.



























Письменная РЕЧЬПисьменная РЕЧЬ – РЕЧЬ, ИЗОБРАЖЕННАЯ НА БУМАГЕ (ИЛИ ДРУГОЙ ПОВЕРХНОСТИ) С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАКОВ (ЗНАКОВ

Слайд 6Письменная РЕЧЬ
Характерно:
Сложные синтаксические конструкции
Конструкции с причастным оборотом (чаще всего страдательное

причастие)
Преобладание книжной лексики

Письменная РЕЧЬХарактерно:Сложные синтаксические конструкцииКонструкции с причастным оборотом (чаще всего страдательное причастие)Преобладание книжной лексики

Слайд 7Различия в характере адресата
Устная предполагает наличие собеседника. Г и Сл

не только слышат, но и видят друг друга. Речь зависит

от того, как её воспринимают.
Говорящий создает, творит свою речь сразу, одновременно работая над содержанием и формой.
Различия в характере адресатаУстная предполагает наличие собеседника. Г и Сл не только слышат, но и видят друг

Слайд 8Различия в характере адресата
Письменная речь обычно обращена к отсутствующим, можно

лишь предполагать своего читателя.
На эту речь не влияет реакция тех,

кто её читает.
Различия в характере адресатаПисьменная речь обычно обращена к отсутствующим, можно лишь предполагать своего читателя.На эту речь не

Слайд 9Различия в характере восприятия
Устная речь воспринимается на слух. Она должна

быть простроена таким образом, чтобы её содержание сразу понималось и

легко усваивалось слушателями.
Выделяется 2 разновидности УР:
Разговорная речь
Кодифицированная речь
Различия в характере восприятияУстная речь воспринимается на слух. Она должна быть простроена таким образом, чтобы её содержание

Слайд 10Разновидности устной речи
Разговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой

характерны:
Непринужденность общения
Неофициальность отношений
Непосредственное участие в акте коммуникации
Сильная опора на внеязыковую

ситуацию
Использование невербальных средств
Возможность смены позиций Г – Сл.
Все это влияет на выбор верб. и невербал. ср

Разновидности устной речиРазговорная речь обслуживает такую сферу коммуникации, для которой характерны:Непринужденность общенияНеофициальность отношенийНепосредственное участие в акте коммуникацииСильная

Слайд 11Разновидности устной речи
Кодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения

(конференции, собрания, совещания).Как правило, она заранее подготовлена и далеко не

всегда опирается на ситуацию. Для неё характерно умеренное использование невербальных средств.
Разновидности устной речиКодифицированная речь используется преимущественно в официальных сферах общения (конференции, собрания, совещания).Как правило, она заранее подготовлена

Слайд 12Различия в характере восприятия
Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Можно

перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение отдельных

слов и непонятных терминов.
Различия в характере восприятияПисьменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Можно перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки,

Слайд 13Отношения между письменной и устной речью
В разные периоды жизни языка

существовали разные виды отношений.
Сегодня отмечается расширение тематики устного общения, расширение

активного словарного запаса людей, совершенствование навыков неподготовленной устной речи, ускоренное развитие устной формы существование языка.
Отношения между письменной и устной речьюВ разные периоды жизни языка существовали разные виды отношений.Сегодня отмечается расширение тематики

Слайд 14Отношения между письменной и устной речью
Растет внимание людей к устному

слову, возрастает диалогичность общения, увеличивается вес устной публицистики, она становится

более импровизационной, раскованной и эмоциональной.
Сокращается объем письменного межличностного общения, предпочтение отдается устным формам.
Отношения между письменной и устной речьюРастет внимание людей к устному слову, возрастает диалогичность общения, увеличивается вес устной

Слайд 15Особенности современной устной речи
Отмена цензуры привела к исчезновению языковых ограничений,

что способствовало проникновению в печать, на радио и ТВ большого

объема сниженной, жаргонной, вульгарной и даже нецензурной лексики. Произошла заметная и неоправданная либерализация отношения к нормам языка в сфере культуры.
Особенности современной устной речиОтмена цензуры привела к исчезновению языковых ограничений, что способствовало проникновению в печать, на радио

Слайд 16Особенности современной устной речи
В сознании людей увеличилась степень публично допустимого

в разговорной речи. Используются слова и выражения, ранее никогда публично

не произносившиеся (вплоть до мата).
Увеличилась доля людей, считающих возможным пренебрежительно относиться к
нормам речевого этикета. (?)












































Особенности современной устной речиВ сознании людей увеличилась степень публично допустимого в разговорной речи. Используются слова и выражения,

Слайд 17Речевое взаимодействие
РВ – это общение с помощью вербальных (языковых средств).
Чаще

всего оно происходит в процессе совместной деятельности. Выбор речевых средств

определяется видом общения:
Бытовое,
Деловое.
Речевое взаимодействиеРВ – это общение с помощью вербальных (языковых средств).Чаще всего оно происходит в процессе совместной деятельности.

Слайд 18Виды общения
Контактное – дистантное
Непосредственное – опосредованное
Устное – письменное
Диалогическое – монологическое
Межличностное

- массовое

Виды общенияКонтактное – дистантноеНепосредственное – опосредованноеУстное – письменноеДиалогическое – монологическоеМежличностное - массовое

Слайд 19Контактное общение предполагает диалог
Диалог – основной вид контактного общения, как

отмечают современные учёные, диалог является разновидностью человеческого поведения. Как форма

речевого взаимодействия с другими людьми, диалог подчиняется определённым, сложившимся в обществе правилам общения.
соблюдать очерёдность в разговоре;
выслушивать собеседника, не перебивая;
поддерживать общую тему разговора;
смотреть собеседнику в глаза;
проявлять внимание и уважение к участнику разговора.
Контактное общение предполагает диалогДиалог – основной вид контактного общения, как отмечают современные учёные, диалог является разновидностью человеческого

Слайд 20Общие речевые правила ведения диалога
говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной

громкостью; строить своё высказывание так, чтобы не обидеть собеседника и

чтобы оно было понятно ему; использовать литературную лексику, избегать грубых, жаргонных, просторечных слов.
Главное предназначение моральных правил – жить в мире и согласии.
Общие речевые правила ведения диалога говорить спокойно, доброжелательно, с умеренной громкостью; строить своё высказывание так, чтобы не

Слайд 21Условия эффективности бытового разговора
Обоюдное желание вести разговор
Удачный выбор темы
Умение найти

общий язык

Условия эффективности бытового разговораОбоюдное желание вести разговорУдачный выбор темыУмение найти общий язык

Слайд 22Особенности делового общения
Деловое общение должно
строиться на принципах сотрудничества взаимопонимания
повышать

деловую и творческую активность участников общения
подчиняться установленным правилам и ограничениям

(регламентированность) Напр., дипломат. протокол – совокупность правил, условностей, традиций, регулирующих проведение дип. встреч.















































Особенности делового общенияДеловое общение должно строиться на принципах сотрудничества взаимопониманияповышать деловую и творческую активность участников общенияподчиняться установленным

Слайд 23Деловое общение и деловой этикет

Все большее распространение в деловых кругах

получает деловой этикет, который включает:
Правила приветствия и представления
Правила ведения деловой

переписки
Регламентированное поведение на презентации или приеме, за столом
умение дарить и принимать сувениры, пользоваться визитной карточкой и т.д.


Деловое общение и деловой этикетВсе большее распространение в деловых кругах получает деловой этикет, который включает:Правила приветствия и

Слайд 24Деловое общение и деловой этикет
Большое внимание уделяется:
внешнему виду
умению управлять положительными

и отрицательными эмоциями
манере разговаривать(строгий отбор речевых средств, недопустимы ненормативные выражения,

не желательны жаргонизмы, диалектизмы, не следует злоупотреблять терминами и иноязычными словами)


















Деловое общение и деловой этикетБольшое внимание уделяется:внешнему видуумению управлять положительными и отрицательными эмоциямиманере разговаривать(строгий отбор речевых средств,

Слайд 25Деловое общение и деловой этикет
Деловой этикет включает и владение речевым

этикетом.
Речевой этикет – разработанные обществом правила речевого поведения в этикетных

ситуациях: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности и т.д.
Существует целый набор устойчивых речевых формул, которыми надо умело пользоваться
Деловое общение и деловой этикетДеловой этикет включает и владение речевым этикетом.Речевой этикет – разработанные обществом правила речевого

Слайд 26Знакомство
Давайте познакомимся (будем знакомы)
Позвольте (разрешите) познакомиться с Вами
Позвольте представиться
Познакомьтесь, пожалуйста.

Это мой..
Позвольте (разрешите ) представить Вам…
Очень приятно
Рад(а) познакомиться с Вами
Я

давно хотела познакомиться с Вами
Ваше лицо мне кажется знакомым..
Мне кажется, мы уже встречались где-то
ЗнакомствоДавайте познакомимся (будем знакомы)Позвольте (разрешите) познакомиться с ВамиПозвольте представитьсяПознакомьтесь, пожалуйста. Это мой..Позвольте (разрешите ) представить Вам…Очень приятноРад(а)

Слайд 27Особенности японского этикета
В. Овчинников «Ветка сакуры»
В разговорах люди всячески избегают

слова «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства,

нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно, обиняками.
Даже оказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение «мне уже и так прекрасно».
Ели токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой».. Это лишь один из способов не произнести слово «нет».
В японских традициях делового общения победители приносят извинения побеждённым в споре. Обычно при этом звучит такая реплика: «Мы уверены, что в следующий раз будет принята ваша точка зрения». Это один из способов бесконфликтного общения.
Особенности японского этикетаВ. Овчинников «Ветка сакуры»В разговорах люди всячески избегают слова «нет», «не могу», «не знаю», словно

Слайд 28Регламентированность и временные рамки
Деловые люди знают цену времени, их день

расписан по минутам, поэтому деловые встречи отличает предварительный очерченный круг

обсуждаемых проблем.
Регламентированность и временные рамкиДеловые люди знают цену времени, их день расписан по минутам, поэтому деловые встречи отличает

Слайд 29Деловое общение и деловой этикет
Необходимо соблюдать принципы эффективного слушания (умением

выслушать собеседника, вникнуть в сущность того, о чем говорится, обладают

не более 10%)
Слушание может быть:
нерефлексивным (слушающий внимательно молчит)
рефлексивным (вступает в диалог, использует речевые поддержки).
Деловое общение и деловой этикетНеобходимо соблюдать принципы эффективного слушания (умением выслушать собеседника, вникнуть в сущность того, о

Слайд 30Условия эффективного слушания
Зрительный контакт
Оптимальное расстояние (друзья 0,5 – 1,2; деловое

– 1,2 – 3,7; публичное – 3,7 и более)
Внимание не

только к словам, но и к жестам, мимике, позе
Понимание и отражение чувств (Я вижу: Вы огорчены)
Использование приема резюмирования (при разногласиях)
«Не давай оценок, не давай советов»

Условия эффективного слушанияЗрительный контактОптимальное расстояние (друзья 0,5 – 1,2; деловое – 1,2 – 3,7; публичное – 3,7

Слайд 31Монолог
Монолог – форма речи, не рассчитанная на словесную реакцию другого

лица, характризуется
Развернутостью
Стремлением широко охватить тематическое содержание
Наличием распространенных конструкций.

МонологМонолог – форма речи, не рассчитанная на словесную реакцию другого лица, характризуется РазвернутостьюСтремлением широко охватить тематическое содержаниеНаличием

Слайд 32Диалог
Диалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями

между двумя или несколькими (полилог) лицами.

ДиалогДиалог – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими (полилог) лицами.

Слайд 33Особенности диалогической речи
Краткость высказываний
Широкое использование невербальных средств
Большая роль интонации
Использование неполных

предложений, опирающихся на реплики собеседника и обстановку беседы
Свободное от строгих

норм синтаксическое оформление высказывания
Преобладание простых предложен.
Особенности диалогической речиКраткость высказыванийШирокое использование невербальных средствБольшая роль интонацииИспользование неполных предложений, опирающихся на реплики собеседника и обстановку

Слайд 34Невербальные средства общения
Мимика – главный показатель чувств говорящего и слушающего.
Опишите

мимику удивления, гнева, счастья!
Нужно уметь расшифровать мимику собеседника и знать,

в какой мере сами владеете своим лицом.
Невербальные средства общенияМимика – главный показатель чувств говорящего и слушающего.Опишите мимику удивления, гнева, счастья!Нужно уметь расшифровать мимику

Слайд 35Жестикуляция
Жесты усваиваются естественным путем, без объяснения, их правильно понимают и

используют.
Чаще всего жест сопровождает слово, иногда уточняет его.
Демосфен на вопрос

о том, что нужно для настоящего оратора, ответил: «Жесты, жесты, жесты!»
ЖестикуляцияЖесты усваиваются естественным путем, без объяснения, их правильно понимают и используют.Чаще всего жест сопровождает слово, иногда уточняет

Слайд 36Виды жестов
В зависимости от назначения подразделяются на:
Ритмические (Строчит как из

пулемета)
Эмоциональные (Вон отсюда!)
Указательные (Время, время!)
Изобразительные (Что такое винтовая лестница?)
Символические (поклоны

актеров)

Виды жестовВ зависимости от назначения подразделяются на:Ритмические (Строчит как из пулемета)Эмоциональные (Вон отсюда!)Указательные (Время, время!)Изобразительные (Что такое

Слайд 37Символические жесты
Жест предельности (сабельная отмашка кистью) Никогда не соглашусь!
Жест интенсивности

(рука сжимается в кулак) Честолюбив он страшно!
Жест отрицания, отказа (отталкивающее

движение рукой или двумя руками ладонями вперед) Никогда, никогда туда не поеду!
Жест противопоставления Одно окно на север, другое – на юг.
Жест разъединения Они расстались!
Жест объединения (пальцы соединяют)
Символические жестыЖест предельности (сабельная отмашка кистью) Никогда не соглашусь!Жест интенсивности (рука сжимается в кулак) Честолюбив он страшно!Жест

Слайд 38Национальная специфика жестов
Согласие у русских движение головой вперед-назад
У болгар –

влево - вправо.
фамильярно-грубоватые жесты:
Поднятый большой палец как высшая оценка
Щелканье пальцем

по шее
Кручение пальцем у виска























































Национальная специфика жестовСогласие у русских движение головой вперед-назадУ болгар – влево - вправо.фамильярно-грубоватые жесты:Поднятый большой палец как

Слайд 39Лучший жест
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически

сливается со словами и усиливает их воздействие на слушателей.

Лучший жестЛучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словами и усиливает их воздействие

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика