Слайд 1Ваш ребёнок идет в школу
Советы и рекомендации
родителям будущих первоклассников,
ответы
на часто задаваемые вопросы
Слайд 2Критерии готовности ребёнка
к школе
Готовность
к школе:
физическая,
нравственная,
психологическая,
мыслительная
.
Слайд 3Физическая готовность
Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях»
в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.
Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, допускается после успешно пройденной районной медико-педагогической комиссии .
Слайд 4Нравственная готовность
умение строить отношения с учителем;
умение общаться со сверстниками;
вежливость, сдержанность, послушание.
отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
Нельзя сравнивать
достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Слайд 5Психологическая готовность
это твердое желание учиться, получать знания; понимание важности и
необходимости учения; проявление выраженного интереса к получению новых знаний;
это умение
слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Слайд 6Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо,
ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
пространственная организация, координация движений (умение правильно
определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
координация в системе глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
Слайд 7Развитие школьно-значимых психологических функций:
развитие логического мышления (способность находить сходства
и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы
в группы по общим существенным признакам);
развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация).
Слайд 8Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова:«потому,
что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
Речь является основой, на которой строится учебный процесс. Особенно важно владение монологической речью. Для ребенка это пересказ. После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Слайд 9Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний.
Важно учить не
читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия
для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе!
Перед школой и во время учёбы проверяйте зрение и слух ребёнка.
Слайд 10Подготовка к чтению:
6-7 летний малыш должен знать все печатные буквы
алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые -
и целые тексты.
Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро. Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребёнок "погримасничает" перед зеркалом, произнося чётко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
Слайд 11Подготовка к письму:
ручку ребёнок должен брать правильно и разогретыми пальцами.
Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть
направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см - это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
Слайд 12Подготовка к грамматике:
ребёнок может легко выделить в слове заданный звук,
назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву
со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он так же может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы "кто", "что" и сам их задавать. То есть 6-7 летний ребёнок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы. Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
Слайд 13Подготовка к математике:
успешность в этом предмете зависит от освоения и
умения двигаться в трёхмерном пространстве. Поэтому помогите ребёнку свободно владеть
такими понятиями: "вверх-вниз", "вправо-влево", "прямо, по кругу, наискосок", "больше-меньше", "старше-моложе", "горизонтально-вертикально" и т.д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счётом в пределах 10.
Слайд 14Запомните:
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребёнка
любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль
учителя! Ребёнок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребёнка не сравнивать ни со своими, ни с достижениями старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребёнке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.
Слайд 15Обязательно ли ребенок
должен уметь читать и писать
к 1
классу?
Не обязательно (но желательно).
Умение складывать из слогов слова еще
не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, звуках и буквах).
Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.
Слайд 16Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители
хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе
обучение действительно безоценочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.
Слайд 17В некоторых семьях детям платят деньги за успешную учёбу. Правильно
ли это?
Всё зависит от того, каких именно людей хотят
воспитать в семье. Если у вас принято оплачивать труд матери за приготовленный обед, убранную квартиру, поход отца в магазин, то вы, наверное, на правильном пути. Мы думаем, что человеческие отношения состоят из обязанностей людей друг перед другом. Объясните ребенку, что учёба – это его обязанность, которую он, как и остальные члены семьи, должен выполнять хорошо. В этом случае заданный вами вопрос не будет так актуален.
Слайд 18Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей
пишут правой
рукой?
Ни в коем случае не следует идти против природы
и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Кроме того, сейчас издаются специальные пособия для леворуких детей, в частности «Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей» автора М. М. Безруких, ручки и карандаши изогнутой формы. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.
Слайд 19Можно ли носить в школу игрушки?
Да, можно!
Игровая деятельность
ещё значимая для ребёнка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с
ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.
Слайд 20Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Этого
делать не рекомендуется, ведь первоклассник ещё ничему не научился.
Наказать
можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки.
Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером.
Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание.
Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.