Слайд 2ГОВОРИТЕ УМЕСТНО
Говорить уместно — выбирать язык и символы, приспособленные к
нуждам, интересам, знаниям и отношениям слушателей.
Слайд 3Официальный язык
Жаргон и сленг:
Жаргон — техническая терминология или характерные идиомы,
употребляемые в специальной деятельности или узкими группами.
Сленг — неофициальный, нестандартный
словарь.
Ругательства и вульгарные выражения
Слайд 4Подумайте об этом
Ругательства и вульгаризмы
Как часто вы используете в своей
речи ругательства и вульгаризмы? Увеличилось ли их использование, уменьшилось или
осталось на том же уровне, как при вашем поступлении в колледж? Пользуетесь ли вы ругательствами и вульгаризмами, независимо от того, с кем вы говорите? Если да, то ясно сформулируйте, чем вы руководствуетесь, когда употребляете такие выражения. Вообще, насколько вас устраивает то, как часто вы используете ругательства и вульгаризмы в ваших вербальных сообщениях?
Слайд 5Наблюдай и размышляй
Контроль использования вами языка
Запишите на диктофон, по крайней
мере, десять минут вашей беседы с другом или членом семьи.
Поговорите о предмете, на который вы имеете твердую точку зрения: ликвидация расовой дискриминации, социальные пособия, школьные поборы, кандидаты для работы в офисе. Получите разрешение от другого лица, прежде чем вы начнете записывать разговор на пленку. В начале записи вы можете чувствовать смущение, но чем больше вы вовлекаетесь в обсуждение, тем скорее вы начнете беседовать как обычно.
Прокрутите разговор назад и обратите внимание на те участки, где ваш язык мог бы быть более ясным. Используя эти заметки, запишите лучшие выражения ваших мыслей для каждого отмеченного вами участка, употребляя более точный, определенный и конкретный язык, а также датируя и индексируя обобщения.
Повторно прокрутите разговор. На сей раз обратите внимание на любые слова, которые могут быть оценены как расистские, сексистские или на подобные, оскорбительные для кого-либо выражения. Изучая эти заметки, напишите более подходящие выражения вместо употребленных.
Напишите абзац или два, в которых изложите, чему вы научились на этом опыте. В вашей рабочей тетради запишите это под пунктом 3.3.
Слайд 7Когда вас вербально уничтожили
Фраза «Я просто пошутил(а)» практически никогда не
означает, что сказанное было шуткой.
Нет ничего неприятней, чем пытаться разговаривать
с человеком, который не желает ни о чем говорить.
«Если парень говорит, что он придурок, верь ему. Так оно и есть!»
Если человек не проявляет никакого уважения к окружающим, то можете быть уверены, что очень скоро это коснется и вас.
Иногда вы даже можете не заметить, что вас оскорбили.
Слайд 8Признаки, которые часто появляются как результат оскорбления:
Чувство шока или оцепенения
Подергивания
тела или лица
Тики на лице или теле
Подрагивание тела или лица
Внезапный прилив крови и чувство жара
Озноб
Пульсация в голове
Боль в разных частях головы
Боль и напряжение в шее
Боль и спазмы в желудке
Понос
Рвота
Учащенное сердцебиение
Головокружение
Не можете вздохнуть
Слайд 9Возможные реакции на оскорбление:
Ощущение стыда или неловкости
Ощущение собственной бесполезности
Чувство незащищенности
Неспособность
создать близкие отношения
Неспособность доверять
Притяжение к другим «знакомым» обидчикам
Перенос гнева и
внутренней злости на окружающих
Физическая грубость
Анорексия
Чрезмерный аппетит
Отсутствие аппетита
Бессонница
Приступы беспокойства
Вялость и сонливость
Пониженное сексуальное влечение
Повышенное сексуальное влечение
Чрезмерное желание угодить или услужить другим
Эмоциональная сверхчувствительность
Пьяная истерика
Фобии
Прекращение общения с людьми
Прилипчивость к людям
Общее недомогание
Вербальная месть
Апатичность и вялость
Чрезмерное употребление алкоголя
Употребление наркотиков
Курение вопреки предупреждениям врача
Всеобъемлющая депрессия
Самоубийство
Слайд 10Категории вербальных агрессоров
Каждый уровень состоит из одиннадцати типов вербальных агрессоров.
Общее между ними — это настолько низкая их самооценка, что
они стремятся низвести других до того же уровня неполноценности, какой приписывают себе.
Агрессоры первого уровня не стремятся вмешиваться в вашу жизнь. Они просто хотят, чтобы вам было неприятно или неловко от того, что они скажут.
Агрессоры второго уровня действительно хотят задать вам перцу! Они вмешиваются в вашу жизнь до такой степени, что могут разрушить ее.
Слайд 11Агрессоры первого уровня
Люди, повторяющие «я же просто шучу»
Люди, стремящиеся вас
потрясти и ошеломить
Саркастичные садисты
Вербальные молотки
«Моя собака больше твоей»
Люди, смешивающие всех
с грязью
Люди, которые отвергают ваше доверие
Льстивые подлизы
Люди, делающие сомнительные комплименты
Самопоглощенные
Слайд 12Агрессоры второго уровня
Следователи
Болтливые, всюду сующие свой нос подстрекатели
Снисходительные наглецы
Подлые разрушители
«Я тебя люблю — я тебя ненавижу»
Люди, которые говорят, что
«ты ни на что не годен»
Гневные крикуны
Вербальные нацисты — «будет по-моему, а не то!»
Обвинители, вызывающие чувство вины
Лжецы
Вербальные сосульки
Слайд 13Как получить вербальное преимущество
Расслабляющее дыхание: вдохните — задержите дыхание —
выдохните!
Техника расслабляющего дыхания — это основа всех дыхательных техник. Расслабляющее
дыхание выполняется в три приема:
1. Исключительно через рот вдыхайте воздух в течение двух секунд.
2. Затем задержите дыхание на три секунды.
3. Наконец, медленно выдыхайте воздух через рот в течение пяти секунд.
Слайд 14Дыхание, очищающее сознание
Дышите и слушайте
Так как ваш разум очистится после
того, как выполните это упражнение, вы сможете сфокусировать свое внимание
на том, что происходит вокруг. В следующий раз, когда вы будете кого-нибудь слушать, сделайте небольшой вдох носом (незаметный) — две секунды. И вместе с воздухом вдыхайте и слова вашего собеседника. Три секунды, в течение которых вы будете держать дыхание, потратьте на то, чтобы переварить и осознать услышанное. И когда вы будете медленно выдыхать воздух через рот, то сможете намного лучше, чем когда-либо, сконцентрироваться на том, что вам только что сказали. Чем больше вы совершенствуете эту технику, тем более внимательным слушателем становитесь.
Как соединить ваше дыхание с вашей речью
Чтобы говорить правильно и ваш голос звучал хорошо, вам нужно вдыхать воздух ртом (а не носом, так как носом вы дышите, когда слушаете), держать его секунду или около того и потом начать говорить на выдохе. Очень важно выдыхать свои слова. Чтобы скоординировать ваше дыхание и вашу речь, вам нужно следовать принципам техники расслабляющего дыхания. Вместо воздуха выдыхайте звук «ха» так долго, как сможете.
Слайд 15Стратегии вербальной
самообороны
Слайд 16Речевые стратегии
Трюизмы, т. е. банальные истины.
Речевое связывание, или псевдологика.
Визуальное
связывание.
Иллюзия выбора.
Пресуппозиции.
Номинализации.
Ценностная подстройка.
Слайд 17Паттерны метамодели
Метамодель — это инструмент вербального сбора информации, который с
помощью специальных вопросов позволяет узнать, что же, собственно, имел в
виду собеседник, чтобы вместо обобщения детализировать, вместо опущения — восполнить, а вместо искажения — вернуться к первоначальному смыслу.
Слайд 18Паттерны метамодели
Неконкретные имена существительные и местоимения
Неконкретные глаголы
Модальные операторы невозможности и
необходимости
Универсальные количественные
Сравнительные (сравнение с умолчанием)