Слайд 1
Игры разума
из серии «Знатоки природы»
для 7-х классов
2015 год
Детская организация «Вега»
МКОУ «Руднянская СОШ им. А.С. Пушкина»
Слайд 2Цель: повышение интеллектуального уровня
развития детей, расширение кругозора.
Задачи: - мотивировать
учащихся старших классов и среднего звена на поиски дополнительной информации
по географии, биологии, истории географических открытий (развитие информационно-коммуникативной компетенции);
- воспитывать чувство товарищества, ответственности за принятые решения, умение работать в команде.
Форма игры - командная
Проведение мероприятия в рамках
недели естественных наук
Слайд 3
Участники:
2 команды от 7-х классов по 6 человек.
Условия игры:
Команды по
очереди выбирают вопросы по разной тематике (география, биология), имеющие разную
степень сложности (от 5 до 10 баллов).
Если игроки команды не ответили, они берут помощь болельщиков.
Если не ответили болельщики, то право ответа переходит ко второй команде.
Время на обдумывание - 1 минута.
Подготовка вопросов и презентации:
учащиеся 9-х классов
Слайд 4Вопрос 1
Плоды каких растений вы видите на фотографиях?
Одуванчик лекарственный
Лук посевной
Паслен клубненосный
Яблоня домашняя
Капуста белокачанная
Слайд 5Ответ к вопросу 1
Одуванчик лекарственный
Яблоня домашняя
(плод образуется
из завязи пестика цветка; клубень и луковица – видоизменённые подземные
побеги,
кочан капусты – укороченный побег)
Слайд 6Вопрос 2
Отметьте структуры, которые Вы видите на фотографии
• Семядоли
• Семенную кожуру
• Зародышевый корень
• Верхушечную почку побега
Слайд 7Ответ к вопросу 2
Семядоли
Семенная кожура
Верхушечная почка побега
Слайд 8Вопрос 3
Вы решили прокатиться на аттракционе, изображенном на
фотографии. Какие физиологические последствия этого развлечения возможны?
Слайд 9Ответ к вопросу 3
Головокружение
Тошнота
Учащённое сердцебиение
Усиленное потоотделение
Слайд 10Вопрос 4
Внимательно изучите фотографию и определите время, когда она была
сделана в Ленинградской области
Март-Апрель
Июнь-Июль
Сентябрь-Октябрь
Январь-февраль
Слайд 11Ответ к вопросу 4
Сентябрь-октябрь,
т.к. из-за уменьшения освещённости и понижения
температуры разрушается хлорофилл и изменяется окраска листьев
Слайд 12Вопрос 5
Какие биологические объекты Вы видите на фотографии?
Хвоя
сосны
Плодовое тело
Побеги кустарничков
Вегетативное тело
гриба
Слайд 13Ответ к вопросу 5
-Хвоя сосны
-Плодовое тело
-Побеги кустарничков
(вегетативное тело
– мицелий или грибница скрыто под землёй)
Слайд 14Вопрос 6
При некоторых заболевания врачи рекомендуют накладывать на
отдельные части тела (грудь, спину, икры, на область затылка) горчичники.
А что такое горчичная масса, или горчица, которой покрыты листки бумаги? Что является источником ее получения? Какое действие на организм оказывают горчичники?
Слайд 15Ответ к вопросу 6
Горчичную массу получают из семян горчицы –
растения семейства крестоцветных.
Горчичники вызывают расширение сосудов и приток крови.
Кровью приносятся лейкоциты – белые клетки крови, которые убивают болезнетворных бактерий. Противопоказаны при высокой температуре тела.
Слайд 16Вопрос 7
Меж клюквы и морошки
Жилец лесных болот.
Он снизу седоватый,
Повыше —
зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
О каком растении
идёт речь, какая особенность позволяет ему быть заменителем ваты?
Слайд 17Ответ к вопросу 7
Торфяной мох сфагнум имеет мёртвые клетки –
резервуары воды (накапливает жидкость, объём которой в 25 раз больше
собственного веса)
Слайд 18Вопрос 8
Вопрос
от первого
учителя
7а класса
Слайд 19Вопрос 8
"Мы живём на Занзибаре, в Калахари и Сахаре, на
горе Фернандо-По, где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо". Именно так
ответил шакал доброму доктору Айболиту на вопрос о том, где же живут звери, нуждающиеся в неотложной медицинской помощи. Каких зверей, изображенных на фотографиях, Айболит точно не мог встретить, отправившись по данным адресам?
Слайд 20Ответ к вопросу 8
Названные географические объекты расположены в Африке,
где не встречаются:
ленивцы, броненосцы (Южная Америка)
и кенгуру (Австралия).
Из представленных фото в Африке водятся только лев и верблюд
Слайд 21Вопрос 9
В развитии письменности большая роль принадлежит растениям. С древнейших
времен люди писали на папирусе и на бересте. Как мы
знаем, основным сырьем для получения бумаги в настоящее время является древесина, преимущественно ель. Какими животными была подсказана мысль об использовании древесины в качестве сырья для изготовления бумаги?
Слайд 22Ответ к вопросу 9
Оса
Она сдирает крепкими
челюстями кусочки старой гнилой древесины с пеньков, деревьв и пережевывает
их до мягкой, вязкой, клейкообразной кашицы, смешивая ее со своей слюной. Затем выплевывает полученную массу и разглаживает ее лапками до тех пор, пока не получится крохотный тонкий листок.
Бумага состоит из целлюлозных волокон.
А такое вещество как целлюлоза можно найти во всем растительном мире - деревьях, травах.
Слайд 23Ответ
к вопросу 9
Ответ
к вопросу 9
Слайд 24Вопрос 10
Растет на болотах, укрепляет пески, разрушает камни, помогает паять,
играть на скрипке и ходить под парусами.
А еще, как
утверждают плотники, чем севернее она растет, тем ценнее становится.
О каком растении идёт речь?
Слайд 25Ответ к вопросу 10
Речь идёт о сосне.
Это
неприхотливое растение, предпочитает песчаные почвы. Её мощные корни разрушают скалы.
Из стройных стволов сосен, выросших в лесу изготавливают мачты, а смола идёт на изготовление канифоли, которая используется при паянии. Из древесины изготавливают скрипки. Выросшие в северных районах сосны имеют более плотную древесину, т.к. клетки мельче из-за недостатка питания.
Слайд 26Ответ к вопросу 10
Ответ к вопросу 10
Слайд 27Вопрос 11
Этот организм считается космическим: он способен быстро в течение
недели
увеличивать биомассу за счёт фотосинтеза в ограниченном объеме космической станции.
О каком организме идёт речь?
Слайд 28Ответ к вопросу 11
Хлорелла – одноклеточная зелёная водоросль, универсальный источник
белка (50%), углеводов, жиров и витаминов. А также источник кислорода.
Именно поэтому её разводят на космических станциях.
Слайд 29Вопрос 12
Известно, что при долгом хранении клубней картофеля на
овощехранилищах их масса к весне становится меньше. При хранении же
клубней в замороженном виде их масса остается практически неизменной, однако клубни приобретают сладковатый вкус.
Объясните эти два явления.
Слайд 30Ответ к вопросу 12
В клетках клубней картофеля при положительных температурах
происходит процесс дыхания и обмен веществ, испаряется вода, что уменьшает
их массу.
При замораживании обмен веществ практически прекращается, а крахмал под действием ферментов превращается в глюкозу, которая имеет сладкий вкус
Слайд 31Вопрос 13
От первого учителя
7б класса
Зуевой С.М.
Слайд 32Вопрос 13
Девочка играла в игру на компьютере. В ее задачу
входило правильно изобразить цветки растений, которыми потом будут питаться эльфы.
Сколько в сумме листочков околоцветника и тычинок ей надо дорисовать у 5 цветков тюльпана?
Слайд 33Ответ к вопросу 13
Тюльпан – растение семейства лилейных. Имеет 6
листочков околоцветника, 6 тычинок. В сумме в одном цветке их
получается 12.
У 5-ти тюльпанов, соответственно - 60
Слайд 34Вопрос 14
Какой континент тянется
от буквы "А" до буквы "Я"?
Слайд 36Вопрос 15
Что есть
и у ботинка,
и у горы,
и у волны?
Слайд 38Вопрос 16
Где расположен мыс Байрон?
Слайд 40Вопрос 17
На каком материке пересекаются все меридианы?
Слайд 41Ответ к вопросу 17
Антарктида – самый южный материк
Слайд 42Вопрос 18
Именем какого полуострова нашей страны называют дальние ряды парт
в классе, аудитории?
Слайд 44Вопрос 19
Какой флорентиец своими двумя письмами произвел в начале
XVI в. огромную сенсацию. До этого европейцы считали, что во
время своих путешествий Колумб открыл западный путь в Индию. И вдруг никому не известный до тех пор флорентиец заявил, что земля, открытая Колумбом, не Индия, а Новый Свет. Имя этого человека увековечено в названии открытой части света
Слайд 45Ответ на вопрос 19
Америго
Веспуччи
Часть света Америка
Слайд 46Вопрос 20
Как называется ныне,
открытая в 1644 г.
Абелем Тасманом,
«Новая Голландия»?
Слайд 48Вопрос 21
Какая экспедиция осуществлялась на судах «Санта-Мария», «Пинта», «Нинья»?
Слайд 49 Христофор Колумб, 1492 год.
Поиск морского пути в
Индию западным проходом, а по факту – открытие Америки
Христофор Колумб, 1492 год.
Поиск морского пути в Индию западным проходом, а по факту – открытие Америки
Ответ к вопросу 21
Слайд 50Вопрос 22
Сердце какого путешественника было похоронено в 1873 г. в
Африке, а тело негры, забальзамировав, несли 10 месяцев на носилках
до берега Индийского океана за 1,5 тыс. км, и на корабле оно было доставлено в Англию, где было похоронено в Лондонском Вестминстерском аббатстве - усыпальнице королей и выдающихся деятелей Англии?
Слайд 51 Ответ к вопросу 22
Давид Ливингстон – исследователь Центральной Африки,
первооткрыватель самого мощного африканского водопада Виктория
Слайд 52Вопрос 23
Во время какой экспедиции могли быть записаны такие
слова в дневнике: «Весь путь покрыт снегом, сыпучим, как песок…
Нечто ужасное…. Чтобы дойти туда и обратно, потребуется отчаянное напряжение сил…. День был мучителен донельзя…. Выдержим ли мы еще семь дней? Из нас никто, никогда не испытывал такой каторги…»?
Слайд 53Ответ к вопросу 23
В 1912 г. записи сделаны англичанином Робертом
Скоттом при покорении Южного полюса.
Слайд 54Вопрос 24
Как по-французски звучит слово «первопроходец»?
Слайд 55Ответ к вопросу 24
ПИОНЕР (от французского pionnier - первопроходец, зачинатель)
- человек, первым проникший в неисследованную область, прокладывающий новые пути
в какой-либо сфере деятельности
Слайд 56Вопрос 25
«След белого человека» - так называли коренные
жители Америки, индейцы,
это растение.
О каком растении идёт речь?
Почему
его так называли коренные жители Америки?
Слайд 57Ответ к вопросу 25
Подорожник
Его семена были завезены в Америку
из Европы, цепляясь к тюкам и обуви первых европейцев, поэтому
прорастали там, где проходили эти будущие колонизаторы.
Слайд 58Подведение итогов.
Награждение победителей
Слайд 59Поздравляем
победителей!
Всем спасибо за участие!