Слайд 1Викторина по теме:
«Путешествие по ЮГРЕ»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
муниципальное образование город Нягань «Центр детского творчества»
Подготовила: Полуянова Динара
Рашидовна, педагог дополнительного образования
г. Нягань
2020 г.
возраст учащихся 5 - 7 лет
Слайд 2
Цель: формирование интереса к родному краю.
Задачи:
Познакомить с особенностями жизни
коренных жителей ханты и манси.
Расширить представления детей о родном
крае: о деревьях, растущих в тайге, животных и птицах.
Развивать умение сравнивать плоды хвойных деревьев, находить сходство и различие.
Воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Слайд 3Ход мероприятия:
1. Этап.
- Как называется край, в котором мы
живем? (ответы детей: Югра).
- Хотите узнать о нашем крае
много нового и интересного? Для этого, я предлагаю отправиться на экскурсию по родному краю. На чем мы поедем? (ответы детей-выбирают самостоятельно транспорт).
- Отправляемся.
2. Этап.
- Первая наша остановка «Таежная».
- Ребята, как вы думаете, что это за люди? (ответы детей: коренные, ханты и манси ). - Где они живут? (Ответы детей: эти люди живут в тайге).
- Правильно, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. И живут они с давних времен в тайге.
-Кто знает, как называется их жилище? - Жилище называют чум. Какую форму имеет чум? Из чего его делают? Чем обтянут чум?
Слайд 4- Как вы считаете, чем занимаются ханты и манси в
тайге? (ответы детей: ловят рыбу, разводят оленей, растят детей, собирают
ягоды)
- Верно, основное занятие этих людей – это охота, рыболовство, оленеводство.
- Как вы думаете, где и на кого охотятся ханты и манси?
Предлагаю отгадать загадки, в которых говорится о тех животных птицах, на которых охотятся коренные жители.
Прыг-скок трусишка
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето.
(заяц)
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога скину широко.
(лось)
Пестрая крякуша,
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку.
(утка)
- Молодцы, вы отгадали все загадки.
Слайд 5- Чтобы прокормить свою семью ханты и манси уходят далеко
в тайгу и охотятся на животных и птиц. Мясо животных
употребляют в пищу, их меха шьют одежду, обустраивают свое жилище (шкуры используют как одеяла, мех кладут на землю чума, чтобы было тепло ходить)
- Еще ханты и манси разводят оленей. Как вы думаете, для чего они это делают? Оленей используют для перевозки грузов и людей. Из меха шьют одежду и обувь, мясо и молоко употребляют в пищу.
- Еще жители на реках и озерах ловят рыбу, собирают ягоды и грибы, коренья растений.
Слайд 6Следующая наша станция «Тайга».
– Как вы думаете, почему эта станция
называется «Тайга?» (ответы детей: потому что здесь растут деревья).
- Что
такое тайга? (ответы детей).
Тайга – место, где растут хвойные и лиственные деревья. (картинка на которой изображены деревья).
- Какие деревья вы видите?
- В тайге растет много деревьев - сосна, ель, кедр. Самое высокое дерево в тайге - кедр. Из каких частей состоит кедр? У кедра толстый ствол, вместо листочков - иголки, плоды- шишки. Что дают деревья людям? (орехи, древесину, смолу, лекарство и т.д.).
- Что дают деревья животным? Птицам?
Слайд 7-Посмотрите, на корзинку, как вы думаете, что в ней лежит?
(ответы детей: высказывают свои предположения). Давайте посмотрим. Это корзина с
шишками. Что можно сказать про эти шишки?
- Как вы думаете, эти шишки с одного дерева? (рассматривание шишек).
- Чем отличаются шишки?
- Как вы уже заметили, что шишки - разные, потому что растут на разных деревьях.
Слайд 8- Отгадайте с какого дерева эта шишка? (ответы детей: сосна).
-
В тайге растет дерево-ель. Шишки, которые на нем растут называются….(дети
называют - еловые).
- Чем отличаются шишки сосновые от еловых ? Верно, по размеру, цвету, форме, запаху. Еловые шишки - большие, светло-коричневые, длинные, а сосновые – маленькие, короткие, темно-коричневые.
-Еловые шишки-длинные, овальные. Семечки этих шишек длинные и плоские. Еловые шишки используют при ушибах, прикладывая их к ушибленному месту, заваривают и делаю из них чай. Шишки издают приятный аромат, поэтому часто их кладут на открытое место в доме для того, чтобы запах шишек распространялся по всему дому.
- Как вы думаете а эта шишка с какого дерева? (с кедра) Она отличается от остальных своим внешним видом: по цвету она светлее, у нее чешуйки плотно прилегают друг к другу, а вкусные орешки полезны как животным и птицам так и людям.
-Итак, в тайге растут разные деревья, мы подробно познакомились с деревьями: елью, сосной, и кедром. И мы убедились, что эти деревья приносят пользу как людям, так и животным, птицам.
Слайд 9Станция «Всезнайка»
игра «Кто, чем питается»
Слайд 10- Станция «Птицы нашего края». Как вы думаете, с кем
мы познакомимся на этой станции? (ответы детей: с птицами).
Ребята, отгадайте
загадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине,
Он появится опять.
(снегирь)
Я по дереву стучу.
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой
(дятел)
Бела , как снег,
Черна, как жук,
Вертится как бес,
Повернулась-и в лес!
(сорока)
Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
(сова)
Слайд 11- Посмотрите на эту картинку, это птица – Клест, и
она тоже живет в тайге. Питается семенами шишек. Посмотрите на
ее внешний вид. Какая она? Она - небольшая. Тело покрыто яркими перьями. У нее интересный клюв. Этим клювом она достает семена из шишек. Клест - это единственная птица, которая выводит своих птенцов зимой. Стоят лютые морозы, а в гнезде - маленькие птенцы. Как вы думаете, почему птенцы появляются на свет именно зимой? (ответы: предположения детей). Потому, что зимой много шишек, а в этих шишках - орехи, которыми питаются птенцы.
- На этой станции мы вспомнили тех птиц, которые живут в тайге и познакомились с птицей Клест.
- Край Югра-богатый и красивый край. Здесь много живет животных и птиц. Интересны и деревья, растущие в тайге. Надо любить свой край, заботиться о природе.